Тяжелый ядерный ракетный крейсер "Петр Великий", несмотря на свое нынешнее царско-имперское название, является порождением холодной войны ХХ века. Он был создан, чтобы в случае перехода от "холодных" боевых действий к "горячим", стать главной ударной силой СССР. Собственно, это даже не крейсер в изначальном понимании этого слова. "Петра" скорее можно отнести к ныне почти забытому классу "линейных крейсеров", в задачу которых входило уничтожение тяжелых вражеских кораблей - линкоров, авианосцев и прочих обычных крейсеров. В случае с "Петром Великим" можно даже сказать более определенно - его строили для борьбы с главной ударной силой США на море - авианосцами. И корабль, по оценкам западных специалистов, был вполне способен справиться со своими обязанностями.
Сомнений в том, что такой крейсер может спокойно утопить боевой корабль любого класса, не было ни у кого. Сразу после катастрофы АПЛ "Курск" в августе 2000 года в качестве одной из первых версий случившегося было выдвинуто предположение, что подлодку утопила противолодочная ракета "Петра", которую по ошибке выпустили по субмарине. При этом вера в силу и мощь флагмана Северного флота была такова, что никого не смутил факт отсутствия боеголовок на учебных ракетах - иностранные и отечественные эксперты заявили, что одной только силы взрыва ракетного топлива могло хватить на огромный "Курск".
"Петр" стал последним из серии тяжелых крейсеров класса "Киров" (проекта 1144), который был принят на вооружение ВМФ России. Крейсер заложили на стапеле Балтийского завода в апреле 1986 года. Тогда корабль, кстати, назывался "Юрий Андропов". К 1991 году он был готов на 80 процентов. Через год проект заморозили, но еще через три работы опять возобновились. В итоге крейсер вступил в строй в апреле 1998 года, через 12 лет после закладки.
Злополучная труба
За время своей недолгой службы "Петр Великий" успел пережить одну крупную аварию. 27 октября 1996 года в носовом машинно-котельном отделении высоким давлением сухого пара разорвало трубу, которая вела от парового трубопровода главной турбины к предохранительному клапану. Из трещины длиной тринадцать сантиметров под давлением 35 атмосфер ударила струя пара температурой 300 градусов по Цельсию.
Впоследствии комиссия, которая расследовала инцидент, установила, что причиной аварии крылась не в ошибках проекта - просто в 1989 году рабочие Балтийского завода установили на турбину трубу с менее толстыми стенками, чем требовалось по чертежам, и, к тому же, сделанную из некачественной стали. Потом на крейсере обнаружили еще одну такую же трубу, готовую разорваться в любой момент, и заменили на более прочную.
Авария, в результате которой погибли пятеро моряков и рабочих сдаточной команды завода, не привела к более тяжелым последствиям лишь потому, что находившиеся в отсеке члены экипажа сумели оперативно отключить жизненно важные для корабля приборы и аппараты, установленные рядом с неисправной трубой.
Североморский Чернобыль
Авария на силовой установке тяжелого ядерного ракетного крейсера - это ЧП в масштабах Министерства обороны. Даже если из строя выходит лишь турбина. Однако если бы неполадка случилась с ядерным реактором, отклик на такое событие был бы куда более масштабным - как минимум, забеспокоились бы скандинавские государства, территория которых оказалась бы в радиусе радиоактивного загрязнения. То есть любой сбой ядерной силовой установки крейсера автоматически переходит в разряд всеевропейского скандала, оставаясь при этом внутренней проблемой Министерства обороны России. И любой намек на плохое техническое состояние корабля подобного класса может стать, при умелом использовании, козырным тузом в руках опытного политика. Сделав такой намек, можно смело рассчитывать на реакцию самого Верховного главнокомандующего.
Подобный сценарий, видимо, и разыграл Главнокомандующий Военно-морским флотом Российской Федерации адмирал флота Владимир Куроедов. Еще 22 марта он отстранил "Петра Великого" от боевой учебы в море и вывел его из состава кораблей постоянной боевой готовности. Согласно первоначальному официальному сообщению, дело было в "неудовлетворительной подготовке экипажа", который не смог грамотно отразить авианалет условного противника во время учений "Безопасность-2004" в Баренцевом море.
Однако подобная санкция показалась адмиралу не слишком впечатляющей. Позже в тот же день во время пресс-конференции он заявил, что в ближайшее время флагман Северного флота "может взлететь на воздух". Видимо, чтобы ни у кого не осталось сомнений в том, что Европе настал конец, адмирал добавил: "Это особенно опасно с учетом того, что он оснащен ядерной силовой установкой".
Выждав несколько часов, адмирал объяснил перепуганному миру, что вообще-то бояться нечего, так как "речь не идет ни о какой угрозе для ядерной безопасности корабля", "служба ядерной безопасности на "Петре Великом" отработана и соответствует всем необходимым действующим ныне требованиям", а "некоторые СМИ" попросту неправильно истолковали его слова. Хотя непонятно, как еще можно истолковать фразу о том, что "ядерный крейсер вот-вот взлетит на воздух" - не дословно же!
С опровержением заявления главкома о взрыве выступил также директор Балтийского завода Олег Шуляковский, которого, мягко говоря, удивила информация о взрывоопасном состоянии крейсера, который специалисты завода-изготовителя проверяли совсем недавно - в конце 2003 года. По словам директора, "ядерные установки на крейсере находятся в абсолютно нормальном безопасном состоянии". "Более того, чтобы нанести значимый ущерб, который бы привел корабль к аварии, нужно специалисту высокого ранга совершить целый ряд преднамеренных действий", - сказал директор, который, по идее, должен что-то понимать в ядерной безопасности кораблей, построенных на его заводе.
Месть по-адмиральски
Зачем главкому одного из сильнейших флотов мира нужно было пугать мировое сообщество взрывом флагмана, теперь спорят политические и военные журналисты. Дальше всех в расследовании скандала продвинулась газета "Коммерсант". В интервью ее журналистам адмирал пояснил, что крейсер снят с боевого дежурства "по причине неудовлетворительного, не соответствующего требованиям корабельного устава и нормам взрывопожарной безопасности состояния жилых и общекорабельных помещений, а также боевых постов". Журналисты при помощи анонимного офицера Северного флота установили, что адмирала, в частности, разозлили огнетушители с просроченным сроком их обязательной проверки.
Это похоже на правду. Дело в том, что Куроедов отправил "Петра" на стоянку всего на две недели. Для устранения неполадок, которые привели к небоеспособности самого крупного крейсера в мире, маловато. А вот для того, чтобы формально проверить огнетушители и поставить на них соответствующие печати - в самый раз.
Но зачем было Европу-то пугать? Зачем тревожить покой свежепереизбранного президента звонками встревоженных руководителей ЕС? А вот зачем: президент сам недавно потревожил покой адмирала. Да еще как!
На недавних учениях в Баренцевом море произошло ЧП. 17 и 18 февраля сорвались учебные запуски баллистических ракет РСМ-54 "Синева" с двух АПЛ Северного флота - "Новомосковск" и "Карелия". Все бы ничего (у Куроедова были готовы сразу несколько объяснений произошедшего), но на учениях присутствовал сам президент, который в преддверии выборов сильно расстроился из-за неудач своего любимого флота. Можно только представить себе, что и в каких выражениях он потом сказал главкому.
Стоит отметить, что 17 марта АПЛ "Новомосквоск" все-таки благополучно отстрелялась баллистическими ракетами по камчатскому полигону, однако горечь в душе адмирала, видимо, осталась. Кроме того, его беспокоит еще одна проблема - расследование причин гибели девяти членов экипажа атомной подлодки К-159, которая затонула 30 августа 2003 года, когда ее транспортировали к месту утилизации.
Адмирал вложил свои обиды в обвинения против ряда высокопоставленных командиров Северного флота. В частности - против командира крейсера контр-адмирала Владимира Касатонова, командующего 7-й эскадрой надводных кораблей контр-адмирала Алексея Максимчука, командира 43-й дивизией ракетных кораблей контр-адмирала Сергея Авакянца. При этом, как отмечает "Коммерсант", для Куроедова критерием оценки деятельности офицеров флота стало их личное отношение к адмиралу Геннадию Сучкову, отстраненному президентом от должности командующего Северным флотом на период расследования гибели К-159.
В российской прессе появилась информация о том, что главным объектом адмиральского гнева в истории с несостоявшимся взрывом крейсера выступает командир "Петра Великого" Владимир Касатонов, племянник адмирала Игоря Касатонова. Дядя контр-адмирала за день до объявления крейсера небоеспособным выступил на закрытом судебном процессе в Североморске и обвинил в гибели подлодки К-159 непосредственно главкома ВМФ. Напомним, что еще сразу после катастрофы "Курска" Куроедова чуть было не отправили в отставку. Теперь адмиралу в его положении совершенно не нужны новые обвинения.
"На корабле все в норме, и причин взлетать на воздух у "Петра" нет. Другое дело, что на корабль была прислана команда ... с четко поставленной задачей: найти недостатки. Для экипажа корабля, избалованного вниманием высших руководителей, такая проверка больше напоминала приговор", - рассказал журналистам анонимный офицер флота.
О том, чем кончится история с запугиванием целого континента ради смещения с постов нескольких офицеров Северного флота России, нам предстоит узнать в ближайшее время. Пока никаких официальных комментариев, если не считать серию выступлений Куроедова, не прозвучало, однако благодарная Европа ждет развязки теперь уже безопасного для нее ядерного скандала на Северном флоте.
Чем велик "Петр"?
Тяжелый атомный ракетный крейсер "Петр Великий" (бывший "Юрий Андропов") относится к проекту 1144,2 "Орлан". Это четвертый и последний корабль серии. Проект 1144 разрабатывался в Северном проектно-конструкторским бюро с середины 60-х годов. Главный конструктор проекта - Борис Купенский (умер в 1982 году). Главный конструктор "Петра" - Вилор Перевалов.
Водоизмещение каждого из советских кораблей проекта 1144 более чем в два раза превышало водоизмещение самого крупного американского крейсера. Ядерная силовая установка корабля оснащена двумя реакторами типа КН-3 по 300 мегаватт каждый, а также двумя вспомогательными нефтяными паровыми котлами. Максимальная скорость составляет 31 узел, а при плавании под вспомогательными паровыми котлами - 17 узлов. Мощность двух паровых реакторов ядерной силовой установки составляет 140 тысяч лошадиных сил. Крейсер может находиться в режиме автономного плавания до 60 суток.
Ракетное вооружение крейсера составляют ядерные противокорабельные крылатые ракеты "Гранит", 20 пусковых установок которых расположены под углом 60 градусов к горизонту. Они способны поражать противника на дальности свыше 500 километров. Ракеты имеют повышенную помехозащищенность и предназначены для нанесения ударов по групповым целям.
Одной из особенностей ракет "Гранит" является то, что они не управляются с командного пункта, но имеют многовариантную программу атаки целей. При залповой стрельбе одна из них следует на большой высоте для увеличения дальности обнаружения противника, обмениваясь информацией с остальными, которые буквально стелятся над поверхностью воды. В случае уничтожения ракеты-лидера ее место автоматически занимает одна из ведомых ракет.
Кроме того, "Петр" вооружен 96 зенитными ракетами комплекса "Форт" на крутящихся барабанах под палубой. Они способны уничтожить любую воздушную цель на высотах от 25 метров до 30 километров в радиусе до 90 километров. Кроме того, на вооружении крейсера стоят 128 зенитных ракет "Кинжал", радиус действия которых 1,5 - 12 километров.
Системы ПВО и ПРО крейсера включают также два ракетно-артиллерийских комплекса типа "Каштан" (с дальностью стрельбы до восьми километров), 30-миллиметровые автоматы скорострельностью пять тысяч выстрелов в минуту (с дельностью стрельбы до 5 километров).
Крейсер оснащен универсальным артиллерийским комплексом АК-130, обеспечивающим скорострельность от 20 до 86 выстрелов в минуту.
Наконец, на корабле установлены универсальный комплекс ракетно-торпедного оружия калибром 533 миллиметров, пусковые установки которого (по пять на борт) размещены в корпусе корабля с возможностью стрельбы через бортовые лацпорты, 10-ствольная реактивная бомбометная установка РБУ-1200 и две шестиствольные РБУ-1000.
Таким образом, по оценкам военных экспертов, "Петр" является одним из самых мощных ударных кораблей в мире.
Владимир Путин и его ресурс [26.02.2004]Такой предвыборной кампании у нас еще не было
За тремя зайцами погонишься... [18.02.2004]Пуск учебной стратегической ракеты в Баренцевом море обернулся национальным позором России
"Синева", которая не попала в Куру [18.02.2004]ТТХ боевой техники, участвующей в учениях Северного флота
Проданный "Адмирал" [29.01.2004]Какую технику российская армия покупает и какую продает
Хинди-русси бах-бах! [15.12.2003]Вопреки вражеской дезинформации, Индия и Россия укрепляют военное сотрудничество
К-159 [31.08.2003]Виновных нашли сразу
Гибель "Курска": виноваты все и никто [18.02.2002]Генеральная прокуратура назвала виновных, но не причину катастрофы АПЛ "Курск"