На том, чтобы обвиняемого в убийстве Сергея Юшенкова Михаила Коданева судили присяжные, настаивала в первую очередь защита, надеявшаяся таким образом уберечься от произвола в "басманном" стиле. Однако коллегия присяжных не оправдала ожиданий и признала Михаила Коданева виновным и недостойным снисхождения. Его адвокат считает, что на присяжных было оказано административное давление. Но возможно, что аргументы обвинения оказались проще и понятней аргументов защиты. Чтобы внять последним, присяжным пришлось бы как минимум досконально изучить печальную историю партии "Либеральная Россия".
Партия "Либеральная Россия" была образована на базе одноименного движения в марте 2002 года. Ее сопредседатели (Борис Березовский, Владимир Головлев, Виктор Похмелкин и Сергей Юшенков) собирались превратить ее в оплот демократической оппозиции на выборах в Госдуму-2003. Однако судьба распорядилась иначе. Сначала Минюст отказался регистрировать партию и дал понять, что этот отказ связан с наличием в ее рядах Бориса Березовского. Затем, 21 августа 2002 года недалеко от своего дома был застрелен Владимир Головлев, убийство которого до сих пор не раскрыто. А на съезде 9 октября было принято решение исключить Березовского из партии, что повлекло за собой ее раскол, в результате которого Михаил Коданев стал сопредседателем "проберезовского крыла".
При этом региональные отделения партии также разделились на тех, кто поддерживал Березовского, и тех, кто был согласен с его исключением. Но при этом ни та, ни другая сторона не имела достаточного количества сторонников в регионах, чтобы пойти на выборы самостоятельно. Поэтому оба крыла "Либеральной России" негласно продолжали сотрудничать ради общего дела - получения от Минюста регистрации. В марте 2003 года Юшенков слетал в Лондон и договорился с Березовским о совместных действиях во время предвыборной кампании. А 17 апреля 2003 года - был убит у собственного подъезда.
"Либеральная Россия" окончательно отказалась от сотрудничества с Березовским. Впрочем, как и от участия в думских выборах. Уже 25 июня были задержаны двое подозреваемых в убийстве Сергея Юшенкова - Александр Кулачинский (именно он выстрелил в политика, причем оставил на месте преступления пластиковый пакет с отпечатками своих пальцев) и Игорь Киселев. Один из задержанных сразу же признался в том, что исполнил убийство по заказу третьего лица. А 26 июня в Кудымкаре были арестованы сопредседатель "проберезовского" крыла партии "Либеральная Россия" Михаил Коданев и его помощник Александр Винник. Именно на Винника признавшийся указал как на организатора преступления. Последнее задержание, связанное с делом, было проведено 9 июля - правоохранительные органы арестовали жителей Республики Коми Владислава Палькова и Антона Дрозда, которым было предъявлено обвинение в соучастии в убийстве.
Мерой пресечения для Михаила Коданева был избран арест. 2 июля ему было предъявлено обвинение в убийстве, совершенном по предварительному сговору группой лиц из корыстных побуждений. Защищать Коданева по просьбе Бориса Березовского взялся известный адвокат Генри Резник. Причем согласился он не сразу, а после серии примечательных происшествий. Когда Резник еще только обдумывал предложение Березовского, ему домой позвонил неизвестный человек и стал угрожать как самому адвокату, так и его близким, и уговаривал Резника отказаться от дела. Адвокат решил, что имеет дело с розыгрышем, но защищать Коданева действительно отказался (по совершенно иным причинам). Однако после того как неизвестный собеседник позвонил еще раз и похвалил адвоката за правильно принятое решение, Резник решил, что на него оказывается давление, и счел своим долгом принять дело.
Версия обвинения
Следствие было завершено 12 августа, и Генпрокуратура смогла записать себе в актив успешно и быстро раскрытое убийство уважаемого политика. По версии следователей, заказчиком убийства Юшенкова стал Михаил Коданев. При этом в обвинительном заключении значилось, что сделал он это "по просьбе неустановленных лиц (читай - Бориса Березовского, имя которого впоследствии неоднократно упоминалось на процессе - Vip.Lenta.Ru) из корыстных побуждений". Михаил Коданев, как считает прокуратура, обратился к своему помощнику Александру Виннику с просьбой организовать убийство и передал ему необходимые для этого деньги. Винник нашел посредника - Игоря Киселева, который передал заказ страдающему наркозависимостью Александру Кулачинскому. 17 апреля Кулачинский убил Сергея Юшенкова выстрелом из пистолета. При этом к дому политика он приехал на автомобиле, за рулем которого сидел Владислав Пальков, а на заднем сиденье - Антон Дрозд.
Таким образом на слушаниях, начавшихся в Мосгорсуде 26 января, на скамье подсудимых оказались шесть человек. Всем им были предъявлены обвинения в убийстве (ст. 105 УК РФ), посягательстве на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277 УК РФ), а также в незаконном приобретении, передаче и хранении оружия (ст. 222 ч.3 УК РФ). По ходатайству адвокатов Михаила Коданева дело было передано в суд присяжных.
9 февраля Винник признал свою вину полностью, а Киселев и Кулачинский - частично (они не знали, что потенциальная жертва - государственный деятель). Причем, как оказалось, именно на показаниях Винника были построены доказательства причастности Коданева к убийству. Винник утверждал, что с просьбой устранить Юшенкова Коданев обратился к нему еще в феврале 2003 года, и что главным мотивом убийства было желание Коданева избежать объединения "Либеральной России" и сохранить контроль над финансовыми потоками партии.
Версия защиты
Как заявил во время заключительных прений адвокат Генри Резник, показания Винника были настолько противоречивы, что, вне всякого сомнения, являлись оговором. В частности, Винник не смог точно сказать, где именно и когда именно произошел разговор, во время которого Коданев "заказал" ему убийство Юшенкова. Его показания на этот счет менялись несколько раз за время расследования. Как и показания, касавшиеся суммы, полученной им от Коданева в качестве оплаты за организацию убийства. Сначала Винник говорил, что получил от Коданева сразу пятьдесят тысяч долларов, потом заявлял, что деньги были переданы ему частями. Утверждая на одном из допросов, что он ничего не знал о происхождении денег, в следующий раз Винник уже говорил, что Коданев получил их от Бориса Березовского.
Резник напомнил присяжным, что неподтвержденных уликами показаний не может быть достаточно для того, чтобы объявить человека виновным. Тем более, когда подобные показания дает сообвиняемый по делу. Между тем никаких других доказательств вины Коданева у следствия не было. Не было и четкого описания мотива совершенного преступления. Как считает Резник, в результате выступлений свидетелей стало ясно, что смерть Юшенкова влекла за собой крах политических и финансовых амбиций Коданева, так как председателем зарегистрированной в Минюсте "Либеральной России" должен был стать враждебный Березовскому Виктор Похмелкин. Резник заявил, что Александр Винник при попустительстве следствия пытался скрыть имя истинного заказчика преступления и оговорил Михаила Коданева.
Резник попросил присяжных оправдать своего подзащитного. Гособвинитель Дмитрий Шохин, в свою очередь, заявил, что вина Коданева доказана. Он еще раз подчеркнул, что объединение "Либеральной России" при наличии такого харизматического лидера как Сергей Юшенков ставило крест на карьере Коданева, и попросил присяжных не оказывать снисхождения человеку, отказавшемуся помочь следствию.
Господа присяжные заседатели
Как известно, присяжные должны ответить на два вопроса: виновен ли обвиняемый и заслуживает ли он снисхождения. 18 марта коллегия присяжных Мосгорсуда признала Михаила Коданева, Александра Винника, Игоря Киселева и Александра Кулачинского виновными и сочла, что из всех четверых снисхождения достоин только Александр Винник. Еще двое обвиняемых - предполагаемые соучастники Дрозд и Пальков - были освобождены прямо в зале суда во многом благодаря оригинальному подходу нанятого невестой Палькова адвоката. Юрист из Новочебоксарска Владимир Борисов доказал, что следствие оказывало давление на его подзащитного и заставило его признать свою вину, в то время как Пальков даже не знал, что везет Кулачинского к месту убийства.
При этом присяжные, скорее всего, отреагировали не на представленные Борисовым аргументы, а на своеобразный юмор провинциального адвоката, ради оплаты услуг которого, кстати, невеста Палькова вынуждена была продать корову. А вот рассуждения Генри Резника о недоказанности вины Михаила Коданева, отсутствии у него явного мотива для убийства Юшенкова и видимой заинтересованности следствия в определенном исходе расследования не принесли главному обвиняемому никакой пользы.
То ли присяжные не сочли для себя нужным разобраться в тонкостях отношений двух крыльев "Либеральной России", то ли для правового сознания современного россиянина слова организатора преступления являются достаточным доказательством вины предполагаемого заказчика, то ли коллегия присяжных Мосгорсуда руководствуется при принятии решений теми же правилами, что и судьи Басманного.
30 марта Мосгорсуд определил меру наказания для Михаила Коданева, который получил 20 лет тюремного заключения (вместо пожизненного, которого требовало обвинение), Александра Винника (ему, как получившему снисхождение за сотрудничество со следствием, предстоит отсидеть десять лет), Игоря Киселева (11 лет) и Александра Кулачинского (20 лет).
Если не произойдет ничего неожиданного, то Михаилу Коданеву, когда он выйдет на свободу, будет 69 лет.
"Либеральную Россию" снова лишили лидера
[26.06.2003]Арестован Михаил Коданев
Особенности национальной охоты
[18.04.2003]Юшенков - девятый депутат, погибший от рук киллера