Нет ничего удивительного в том, что наличие нескольких независимых друг от друга комиссий по расследованию обстоятельств разрушения "Трансвааль Парка" в столичном районе Ясенево нисколько не способствует скорейшему обнародованию причин произошедшего. Более того, спустя полтора месяца после того, как комиссии начали свою работу, многие наблюдатели уже потеряли надежду на оглашение результатов их деятельности в обозримом будущем.
Что думают о факторах, повлиявших на обрушение крыши и стен аквапарка сотрудники московской прокуратуры, неизвестно вообще. Люди они серьезные и все свои находки держат в строгом секрете. Следственную группу возглавляет Александр Лаврененко, его подчиненные сразу же после случившегося провели выемку документов во всех связанных с аквапарком структурах, допросили вовлеченных в события лиц и замолчали. Неизвестно даже, когда именно силовики закончат свое расследование.
Кроме силовиков аквапарком занялись и гражданские структуры. Сначала было непонятно, зачем Госстрой (ныне - Федеральное агентство по строительству и ЖКХ) и правительство Москвы организовали две параллельно работающие экспертные группы для изучения этого вопроса. Однако непонимание исчезло после того, как стали известны предварительные результаты расследования. И сменилось на полное недоверие.
Сначала подозрения своим уклончивым поведением вызвал бывший глава Госстроя (вопреки ожиданиям, Николай Кошман не возглавил федеральное агентство, уступив свой пост Владимиру Аверченко). Кошман еще 18 марта заявил, что его комиссия закончила расследование, но не будет оглашать результаты до того, как ознакомится с выводами московской комиссии. И при этом предупредил, что Госстрой "может и не согласиться" с экспертами, приглашенными правительством Москвы.
Стало ясно, что информацию о выводах федеральной комиссии мы получим не раньше, чем свою работу закончит московская. А это может произойти еще не скоро. Сначала руководитель этой комиссии Александр Косован обещал уложиться в срок до 14 марта, затем дата была перенесена на 22 марта, затем - на 25-е. В конце концов, глава архитектурно-градостроительного комплекса столицы Владимир Ресин поставил перед Косованом крайний срок - 31 марта. Однако и сегодня вместо результатов работы комиссии в прессе появились слухи о том, что планируется еще одно расследование, а сам Косован назначил новую дату публикации своих выводов - 4 апреля. Понятно, что надежда услышать что-нибудь окончательное в этот день остается призрачной.
При этом у госчиновников нет единого мнения насчет полномочий различных комиссий. Например, тот же господин Ресин заявил, что существует только одна комиссия, расследующая причины обрушения крыши в "Трансвааль Парке" - комиссия, созданная распоряжением правительства Москвы. Комментарий по этому поводу от членов комиссии Госстроя получить не удалось. У них - свои проблемы: в связи с реформой правительства Госстрой стал федеральным агентством и получил нового начальника, который приведет свою команду и может не принять во внимание результаты расследования, проведенного под началом Кошмана.
В чем расходятся комиссии
Несмотря на такую административную путаницу и нежелание чиновников рассказывать о своих находках (а членам обеих комиссий запрещено общаться с журналистами), кое-какие сведения об обстоятельствах разрушения аквапарка все же известны.
Например, мы точно знаем, что не является причиной происшествия. Уже в первые две недели после случившегося стало ясно, что у обеих комиссий нет претензий ни качеству материалов, ни к выбору места застройки, ни к состоянию грунта и фундамента, ни к особенностям строительства и эксплуатации "уникального объекта".
25 марта в Департаменте архитектурно-градостроительного комплекса столицы члены московской комиссии в предпоследний раз обсуждали полученные ими экспертные заключения. Таковых было три - из Московского государственного строительного университета, из НИИ бетона и железобетона и из ЦНИИ строительных конструкций имени Кучеренко. Несмотря на небольшие разногласия, все эксперты пришли к одному и тому же выводу - причиной разрушения здания стал неудачный проект. Материал крыши был слишком тяжелым, несущие колонны были расположены слишком далеко друг от друга, а сегменты купола держались исключительно на них. Поэтому падение одной колонны повлекло за собой обрушение всей конструкции.
Однако московской комиссии трудно будет признать, что аквапарк был построен по неправильному проекту. Дело в том, что перед строительством любого объекта, и аквапарк здесь не был исключением, его проект утверждается московскими властями. Получается, что столичные власти дали добро на строительство здания, которое в любой момент могло разрушиться.
Такой вывод заставит всех вспомнить о фирме "Интеко", супруге Юрия Лужкова и о том, что она хоть и не являлась владелицей аквапарка, но, по сведениям газеты "Коммерсант", все же могла через фирму "Терра-Ойл" стать анонимным инвестором покупки "Трансвааля" другой компанией.
Поэтому комиссия не может признать наличие ошибок в проекте аквапарка. Их, кстати, возможно, и не было. Согласно источникам, присутствовавшим на заседании 25 марта, эксперты признали, что все параметры соответствуют существующим СНиПам. А дело, оказывается, в том, что сами СНиПы - "Строительные нормы и правила" - не обновлялись с советских времен. Единственный новый стандарт, появившийся в последнее время, касается жилых объектов. А бассейны, стадионы и другие объекты "первого уровня ответственности" строятся по тем же правилам, что и двадцать лет назад. За это время появилось множество сооружений нового типа, к которым, в частности, относился и "Трансвааль Парк".
Вы, наверное, уже догадались, кто занимается разработкой СНиПов. Правильно - Госстрой. Получается, что именно эта структура несет косвенную ответственность за гибель людей в Ясенево. Вполне возможно, что именно к такому выводу и придут члены московской комиссии. Так что понятно, почему Госстрой может с этими выводами не согласиться.
Подрыв репутации
Кроме двух государственных структур, отдельный бой за результаты расследования причин разрушения аквапарка ведет автор проекта купола конструкции - известный архитектор Нодар Канчели. Он понимает, что вне зависимости от наличия или отсутствия СНиПов отвечать за гибель объекта будет именно он. И очень боится потерять репутацию или даже свободу. Поэтому Канчели при поддержке Союза московских архитекторов продвигает собственную версию причин произошедшего. Канчели пытается доказать, что аквапарк разрушился в результате теракта.
На видеозаписи разрушения, которая, кстати, не досталась членам ни одной из комиссий, Канчели видел, как с поверхности подломившейся колонны за секунду до катастрофы произошел выброс какого-то вещества - то ли дыма, то ли пыли. Он утверждает, что именно после этого колонна согнулась под углом 120 градусов и упала. На фотографиях этой колонны также видна вмятина овальной формы. Подобные следы образуются в результате взрывной волны. Поэтому Канчели уверен, что аквапарк кто-то подорвал, подложив, например, взрывчатку в основание колонны. А 31 марта президент Союза московских архитекторов Виктор Логвинов заявил, что колонна могла подвергнуться бомбардировке снарядом, запущенным из близлежащего леса. Именно по настоянию архитекторов материалы расследования были направлены на дополнительную экспертизу в один из закрытых институтов Минобороны.
Так что различных версий в деле о разрушении аквапарка по-прежнему хватает. Правда, на фоне полного отсутствия незаинтересованных арбитров это разнообразие совсем не радует.
Без паники [01.03.2004]Полное разрушение Москве пока не грозит
Кто так строит? [23.02.2004]Предварительные результаты расследования причин обрушения "Трансвааль Парка"
Цена человеческой жизни... [18.02.2004]...Составляет в России 300 тысяч долларов
Вечное лето [16.02.2004]Как строился и разрушался "Трансвааль"
"Трансвааль"
[15.02.2004]5 тысяч квадратных метров стеклянной крыши обрушились на посетителей московского аквапарка