13 апреля президент США Джордж Буш дал большую пресс-конференцию, которая транслировалась в прайм-тайм по нескольким центральным телеканалам. Раньше полномасштабное общение с журналистами Буш позволял себе нечасто и обычно приурочивал к таким важным поводам, как, например, начало военной операции в Ираке. На этот раз поводов было целых три: "Комиссия 9/11" вошла в самую горячую фазу своей работы и заслушивает показания чиновников высокого ранга; в Ираке уже две недели идет "шиитская революция" на фоне неутихающего суннитского сопротивления; американцы начали серьезную подготовку к предстоящим в ноябре президентским выборам.
Для присутствовавших на пресс-конференции журналистов и их читателей обсуждение этих трех тем сводится сейчас к одному главному вопросу: способен ли Джордж Буш-младший и дальше отвечать за будущее страны. И если способен, то как он собирается это делать. Однако именно на этот вопрос пресс-конференция ответа не дала.
Президент начал свое выступление с 17-минутной речи, посвященной описанию нынешней ситуации в Ираке. Хотя он сразу же заявил о том, что прошедшие недели были трудными для сил коалиции, остальная часть его речи показала, что президент или не видит истинного положения дел или не хочет открыто признать всю его тяжесть.
Буш отказался называть текущие события в Ираке гражданской войной или всенародным восстанием. Вместо этого он попытался представить происходящее делом рук маргинальных групп экстремистов. Таких групп, по его мнению, три: остатки саддамовских баасистов в Фаллудже, шиитские радикалы аль-Садра в Неджефе и иностранные наемники. Остальное население Ирака, по мнению Буша, питает благодарность к США за свержение тирании и смотрит на американцев как на единственную силу, способную обеспечить безопасность в стране.
Поэтому США и страны коалиции должны выполнить свой долг до конца, остаться в Ираке, 30 июня передать, как и планировалось, власть Правительственному совету страны, обеспечить проведение выборов в Национальное собрание в январе 2005 года, а в октябре провести конституционный референдум. Это не только даст свободу мечтающим о ней жителям Ирака, но и изменит геополитическую ситуацию на Ближнем Востоке и, в конце концов, придаст американцам уверенность в собственной безопасности. О том, что к тридцатому июня ситуация в Ираке может не только не улучшиться, но и стать совсем катастрофической, Буш не обмолвился ни словом.
Как минимум половина президентского монолога была посвящена вопросам идеологии и разговору о ценностях свободы, демократии и открытого общества, уместным в любое другое время, кроме нынешнего, когда над США нависла тень самого большого кризиса со времен войны во Вьетнаме. Если бы дело происходило в другой стране, то этим бы все и ограничилось. Однако американские журналисты не упустили возможности прижать своего президента к стенке.
Они начали с того, что сравнили войну в Ираке с Вьетнамом, то есть провели параллель между нынешними событиями и самой позорной и неприятной страницей американской истории. И ответ Буша, назвавшего это сравнение некорректным, потому что ему, Бушу, предоставлена "историческая возможность сделать мир лучше", журналистов, по-видимому, не убедил.
Пресса желала конкретики. Во-первых, пришедшие на конференцию журналисты надеялись понять, есть ли у президентской администрации хоть какой-то план вывода войск из Ирака в обозримом будущем. Однако на прямой вопрос о том, сколько еще продлится американское военное присутствие в этой стране, Буш ответил: "столько, сколько нужно". И добавил, что если генералу Абизейду в Ираке понадобятся дополнительные войска, то он их получит.
Отвечая на вопрос о том, можно ли надеяться, что после передачи власти в руки иракцев словосочетание "силы коалиции" перестанет быть просто эвфемизмом для обозначения американских и британских войск и что международное сообщество, наконец, возьмет на себя значительную часть "иракской нагрузки", Буш попросил не "преуменьшать вклад наших друзей в операцию по освобождению Ирака". Эта политкорректная фраза не дает никакого представления о возможных сроках сокращения численного состава американцев в Ираке. А значит, "напрасно старушка ждет сына домой" - в ближайшее время из Ирака никто из американских парней не вернется.
Кроме этого, журналисты с изумлением обнаружили, что президент Буш не готов признать вещи, давно очевидные для всего остального мира. Он по-прежнему уверен, что восстановление Ирака может быть финансировано за счет иракской нефти, что единственная вещь, мешающая иракцам с радостью приветствовать американцев на своей земле, - боязнь свободы и что у спецслужб были серьезные основания подозревать Саддама в том, что он прячет оружие массового поражения.
Говоря о секретном докладе ЦРУ от 6 августа, в котором якобы содержалось предупреждение о планируемом Бин Ладеном нападении на США, Буш почти дословно повторил показания Кондолиззы Райс, данные ею перед "Комиссией 9/11". Он рассказал, что сам попросил шефа ЦРУ Тенета составить доклад о потенциальных террористических угрозах внутри США и что пресловутый меморандум являлся, по сути, исторической справкой и не содержал прямых указаний на место, время и способы осуществления будущих терактов.
Кроме этого, Буш успел отпустить шпильку в адрес самого шефа ЦРУ. Он рассказал, что всегда ожидал от спецслужб правдивой и точной информации и ничего не знал о том, что количество ведущихся раследований, связанных с "Аль-Каедой", было в том докладе сильно преувеличено - в тексте речь шла о 70 делах, но во вторник сам Джордж Тенет, давая показания комиссии, заявил, что слышит эту цифру впервые. Вообще, президент долго распространялся о недостаках в работе ФБР и ЦРУ и о том, как его администрация пытается эти недостатки устранить. В этом контексте он упомянул, например, о недавно принятом Акте о париотизме.
Тем не менее, журналистов продолжало волновать, как это их президент за один срок ухитрился проморгать угрозу со стороны "Аль-Каеды" и развязать бесполезную войну в Ираке. Вопрос об ответственности Джорджа Буша за события 11 сентября в разных формулировках прозвучал на пресс-конференции как минимум четыре раза. Буша спрашивали о том, способен ли он признать ошибки, совершенные им до и после терактов в Нью-Йорке и Вашингтоне, готов ли он принести родственникам жертв свои извинения, как это уже сделал Ричард Кларк, и извлек ли он какие-нибудь уроки из событий 11 сентября и неудач коалиции в Ираке.
На последний из этих вопросов Буш ответил так: "Может быть, во время этой пресс-конференции что-нибудь и придет мне в голову, но пока что мне нечего сказать". Президент США заявил, что, даже зная все, что он знает сейчас, он все равно поступил бы точно так же и принял бы точно такие же решения, если бы ему еще раз представилась такая возможность. А вместо извинений он предложил родственникам жертв свои соболезнования и долго распространялся о том, сколько боли ему самому доставили теракты. Буш несколько раз повторил, что до 11 сентября 2001 года Америка не понимала, что находится в состоянии войны, а война тем временем уже шла. Фактически, он заявил, что в сложившейся ситуации никто не смог бы защитить США лучше, чем он, и похвастался новыми успехами на поприще борьбы с терроризмом (например, установлением дружеских отношений с ливийским диктатором Каддафи).
Так что Буш, несмотря на ожидания прессы, так и не попросил прощения у своих избирателей. Скорее всего, именно отказ от извинений, который уже процитировали ведущие американские СМИ, стала самой большой ошибкой Буша в преддверии новой избирательной кампании. Хотя сам действующий президент так не считает. Один из журналистов спросил Буша, готов ли он продолжать непопулярную военную операцию в Ираке, даже если из-за этого ему прридется расстаться со своим постом. Буш ответил, что уходить из Белого дома не собирается. "Я расскажу американцам, что собираюсь победить в войне с терроризмом, и уверен, что они останутся со мной", - сказал Буш.
"Ну, посмотрим", - подумали журналисты.
Шиитский бунтСпецпроект Vip.Lenta.Ru
Обращение Джорджа Буша к гражданам США [14.04.2004]Президент заверил избирателей, что война в Ираке продолжится, несмотря ни на что
Сводка событий в Ираке: 13 апреля [14.04.2004]Шиитские лидеры угрожают полномасштабным восстанием
Большая шиитская энциклопедия [12.04.2004]Все, что американцам нужно было знать о шиитах перед вторжением в Ирак
Сводка событий в Ираке: 11 апреля
[12.04.2004]Прекращение огня в Фаллудже продлено до утра понедельника
Бедная Лизза [09.04.2004]Кондолизза Райс дала показания Комиссии "9/11"
Великая апрельская шиитская революция [08.04.2004]Шиитский бунт, бессмысленный и беспощадный, на этой неделе превратился в скоординированные и последовательные действия революционной армии аль-Садра
Европейские армии ушли с Ближнего Востока... [08.04.2004]...в 1192 году
Шиитский бунт [05.04.2004]То, чего так долго боялись американцы в Ираке, свершилось
Ирак: итоги года [21.03.2004]Хроника, потери и затраты иракской кампании
Иракское досье [12.02.2004]Версия Буша и версия Блэра
Черт ногу сломит [08.02.2004]Просто об избирательной системе США