Об одной из самых масштабных катастроф в истории железнодорожного сообщения мир смог догадаться лишь по косвенным признакам. 22 апреля спутниковая съемка зафиксировала момент, когда северокорейский городок Йончхон скрылся под клубами черного дыма - на станции столкнулись два поезда со взрывчатыми или горючими веществами. Произошло это около 13 часов по местному времени. Однако даже спустя сутки жители Пхеньяна - столицы Северной Кореи - могли узнать о случившемся только от западных журналистов. Телевидение Корейской Народной Демократической Республики передавало бесконечные репортажи о визите руководителя страны Ким Чен Ира в Китай, а междугородная телефонная связь в КНДР была отключена. Как это принято в закрытых тоталитарных государствах, власть пыталась сделать все, чтобы скрыть от мира очередную техногенную катастрофу.
Однако на этот раз масштабы беды не позволил Северной Корее преуспеть в этом начинании. Произошедший под Йончхоном взрыв оказался настолько разрушительным, что власти не смогли обойтись без иностранной помощи. Первые независимые оценки количества пострадавших поступили от Красного Креста. Джон Спэрроу - представитель этой организации в Пекине - сообщил, что, по предварительным данным, от взрыва погибли 54 человека и пострадали около 1200. При этом он подчеркнул, что эти цифры, скорее всего, будут расти. Позже южнокорейское информационное агентство Yonhap сообщило уже о трех тысячах пострадавших. И хотя официальные южнокорейские источники, которые пристально следят за ситуацией в Северной Корее, заявили, что пока не могут подтвердить или опровергнуть эту информацию, весьма вероятно, что она является достоверной.
Находясь по эту сторону северокорейского железного занавеса, мы можем только догадываться о том, что привело к такой масштабной катастрофе. Известно, что недалеко от Йончхона взорвались два грузовых поезда. По данным агентства Yonhap, они перевозили бензин и сжиженный газ, поступающие из Китая в рамках программы помощи. В то же время британская вещательная корпорация BBC сообщает о двух вагонах, наполненных динамитом, и цитирует сотрудника западной гуманитарной организации, который заявил, что происшествие случилось в тот момент, когда взрывчатые вещества грузили в вагоны. Сообщения о причинах взрыва также противоречивы. По данным большинства информагентств, поезда просто столкнулись. По информации BBC на один из вагонов поезда упал электрический провод, а китайское агентство "Синьхуа" объясняет взрыв утечкой аммиачной селитры.
Как бы там ни было, разрушения, последовавшие за взрывом, поражают воображение. Источники Yonhap внутри Северной Кореи утверждают, что железнодорожная станция Йончхон и сам город выглядят так, будто подверглись массированной бомбардировке. Обломки поездов разлетелись в радиусе нескольких километров от места взрыва. По оценкам Красного Креста, взрыв разрушил около 1850 жилых домов и 12 общественных зданий, включая школу. Еще порядка шести тысяч домов сильно повреждены. Такой масштаб разрушений может объясняться тем, что в городе, где, по данным веб-сайта ЦРУ, проживает 130 тысяч человек, расположены два хранилища горючего, в которых в результате взрыва мог начаться пожар.
Ясно, что катастрофа оставила множество северокорейцев без крыши над головой. Один из проживающих в Китае собеседников корреспондента BBC сообщил после беседы с северокорейскими родственниками, что жителям Йончхона приходится сооружать укрытия из пластика. Кроме этого, всем известно, что медицинские службы этой страдающей от нищеты страны не в состоянии обеспечить всех пострадавших адекватной медицинской помощью. Для этого у них не хватит ни медикаментов, ни больниц, ни бригад "Скорой помощи". Что удивительно, немногие находящиеся в Северной Корее журналисты не замечают там признаков активизации медицинских служб. Корреспонденту "ИТАР-ТАСС" удалось оказаться на расстоянии 15 километров от Йончхона, но он не увидел ни машин "Скорой помощи", ни спасателей, ни милицейских кордонов. Иностранные корреспонденты в Пхеньяне (куда, за неимением больших госпиталей в районе Йончхона, будут, скорее всего, направляться раненые) также выяснили, что в городские больницы никто из пострадавших не поступал. Каким образом власти Северной Кореи оказывают помощь обожженным и раненым людям, на данный момент неизвестно.
Свое содействие корейцам в ликвидации последствий случившегося предложил Китай. Врачи и больницы в китайском городе Даньдунь, расположенном в 50 километрах от Йончхона, пришли в состояние повышенной готовности. В адрес Северной Кореи поступило предложение переправить раненых в Даньдунь. Как сообщают официальные китайские источники, Пхеньян от этого предложения отказался (видимо, даже необходимость в спасении людей не является основанием для того, чтобы позволить им пересечь железный занавес), но попросил направить медицинские бригады в Северную Корею. Завтра из Китая в Корею прибудет поезд с медикаментами и врачами. Сами китайцы, кроме всего прочего, обеспокоены судьбой своих соотечественников, находившихся в пассажирском поезде на станции Йончхон - известно, что двое из них погибли и 12 получили ранения.
Кроме того, по сообщениям чиновников ООН, северокорейские власти согласились пропустить в район катастрофы гуманитарную комиссию, которая оценит масштабы случившегося и постарается оказать пострадавшим помощь. Сотрудники ООН приедут в Йончхон в субботу 24 апреля. Свое содействие Пхеньяну предложили еще несколько стран, в том числе Россия, Австралия, Великобритания и Южная Корея. Однако дипломаты этих государств пока не получили официального ответа из Пхеньяна.
Это неудивительно, учитывая, что Северная Корея признала факт взрыва лишь спустя сутки после катастрофы. В официальном сообщении КНДР говорится, что взорвавшиеся поезда перевозили динамит, необходимый для строительства ирригационной системы. Хотя власти не упоминают о количестве пострадавших, они признают, что не смогут сами справиться с последствиями и просят помощи у других государств и международных организаций.
А вот это уже по-настоящему удивительно. В основе северокорейского общественного устройства лежит идея "чучхе" - полной самодостаточности этого государства. Долгие годы Северная Корея отказывалась от любых контактов с Западом и своими соседями из демократической Южной Кореи. Когда в 1995-1996 годах в Северной Корее начался голод, Ким Чен Иру понадобилось около двух лет для того, чтобы признаться, что его страна голодает, и согласиться на получение гуманитарной помощи. За это время в Северной Корее умерли голодной смертью около двух миллионов человек, включая детей, чьи истощенные тела сотрудники гуманитарных организаций видели в яслях и детских садах.
Такое отношение к собственным проблемам является родовым признаком тоталитарного государства. Достаточно вспомнить как в 1986 году власти СССР не сообщили гражданам об аварии на Чернобыльской АЭС и как ни в чем не бывало позволили жителям Украины и Белоруссии выйти на первомайские демонстрации под радиоактивный дождь, чтобы понять, каково приходится сейчас корейцам.
Что сказал политолог
[04.05.2003] Vip.Lenta.Ru публикует полный перевод интервью Ким Мьон Чора австралийскому телеканалу
Кимченирия: Куда ведет страну любимый вождь? [28.04.2003]Реальность и мифы страны чучхе
Он снова пошутил
[17.10.2002]Никакие обещания, данные Ким Чен Иром "большим братьям", не остановят военные программы КНДР
Бронепоезд Ким Чен Ира спешит в Токио
[22.09.2002]На саммите в Пхеньяне лидеры Японии и Северной Кореи извинились друг перед другом
Путин спас Россию от второго корейского нашествия [23.08.2002]Бронепоезд Ким Чен Ира опять ломает графики движения российских железных дорог