Главное
18:34, 11 мая 2004

Почему нам не интересен либерализм И особенно демократический

Владимир Слуцкер

Первое, что приходит на ум каждому порядочному демократу/либералу, прочитавшему этот заголовок, это протестующий вопрос - а кто собственно сказал, что нам не интересен демократический либерализм? Действительно, ведь еще недавно мы все так к нему стремились, нам так хотелось его…

Однако факты - упрямая вещь. Либеральные идеи волновали в первом квартале 2004, в соответствии с данными Центризбиркома, чуть более 8% российских избирателей. Т.е., иначе говоря, они не были интересны более 90% наших сограждан, имеющих право выбирать будущее своей страны.

Общество (в основном - т.н. либерально-демократическая его часть) очень взволновано этой статистикой. Политики из состава проигравших выборы партий принародно устраивают телевизионные самоистязания, каются и выдвигают различные, странные версии происшедшего. Кажущиеся менее прозорливыми говорят о неправильно выбранных способах воздействия на население (проще - PR-технологиях), которые оказались неэффективными и привели к недобору голосов.

Другие, которые хотят показаться более проницательными чем первые, поражают телезрителей глубиной своего анализа и говорят уже о таких серьезных, можно сказать в корне определяющих процессы мироздания вещах, как отсутствие харизматичных либеральных лидеров и разобщенность самих либеральных сил. При этом они даже не замечают, что стараясь поразить аудиторию своими аналитическими способностями, ставят проблему с ног на голову. Честно не понимая, что причинно-следственная связь обратна тому, что они говорят. А именно: отсутствие внутренней энергетики в сегодняшнем российском либеральном движении приводит и к разобщенности представляющих его политических сил, и к отсутствию привлекательных политических лидеров и, собственно к отсутствию интереса к этому движению со стороны масс российских избирателей.

Таким образом, для ответа на вопрос, почему нам перестал быть интересным демократический либерализм надо исследовать совершенно другое измерение этого явления. Т.е. ответить на вопрос, почему вообще появляется и исчезает энергия из тех или иных политических движений. А если еще точнее, почему и с какой скоростью происходит смена идеологий охватывающих большие массы людей и превращающихся для этих масс в лозунги/цели.

Как нам известно из истории развития науки, и особенно из ее новейшей части, верность той, или иной теоретической модели определяется степенью ее адаптивности, или т.н. "неконфликтностью" с эмпирическими результатами. Для описания всех эмпирических фактов развития человеческой цивилизации, с этой точки зрения, наиболее подходит древнейшая из моделей, рассматривающая весь процесс как следствие постепенного и неуклонного развития потребительского эгоизма человека.

Постепенный и неуклонный рост потребления привел к изменению его форм, диктующих неизбежный прогресс производительных сил. В этом ключе мы видим абсолютную логику развития и смены различных общественно-политических формаций, исправно обеспечивавших растущие требования homo consumens - человека потребляющего.

В этой раскручивающейся спирали человеческого эгоизма, мы должны дойти до состояния, когда дальнейшее наслаждение исключительно материальным потреблением не приведёт более к т.н. эффекту индивидуального наполнения. Т.е. современный человек должен теоретически дойти до постоянного ощущения пустоты, незаполненности собственной жизни, независимо от объема личного материального благополучия.

Это состояние мы хорошо знаем и уже давно наблюдаем его в различных проявлениях. Таких, например, как самый высокий уровень самоубийств в наиболее благополучных скандинавских странах, или захлестывающая мир наркомания, или любые другие, так хорошо нам известные общие и частные проявления, являющиеся свидетельствами духовного тупика, в котором оказалось человечество.

Все эти явления складываются в общую интегральную картину, анализ которой заставляет нас придти к выводу о неизбежных изменениях в процессе потребления, который и определяет характер развития нашей цивилизации.

Современный кризис материального потребления должен привести к качественному сдвигу в эгоизме человека. А это, в свою очередь, должно привести и к изменению желаемого продукта потребления.

Таким продуктом в дальнейшем все больше и больше будут выступать духовные ценности новой этической системы.

Вернемся, однако, к предмету нашего специального интереса, вернее, к предмету отсутствия нашего интереса - российским либералам.

В рассматриваемом аспекте именно партии либерально-демократического толка являются адептами и глашатаями идей постоянного роста материального потребления. Они взывают к народу, в наиболее открытой форме приглашая присоединиться к западной идее общества потребления. Фактически предлагая на российском политическом рынке идеологический товар вчерашнего дня, не соответствующий нарождающемуся в массах (пока не явственному но уже существующему) стремлению к новой этике и духовному наполнению.

Дальнейшее просто. Будучи лидерами в рекламе лозунгов вчерашнего дня, эти политические силы становятся соответственно аутсайдерами рейтингов популярности.

Однако на этом месте появляются новые вопросы. Во-первых - почему так высок рейтинг власти? И во-вторых - почему рассматриваемые процессы происходят в такой острой форме в России и не происходят в странах Запада, например в Германии, Франции или в США?

Постараемся найти ответы в новой системе координат развития общества, которой мы коснулись выше.

России, судя по всему, может достаться очень специальная роль в последней фазе развития техногенной цивилизации. И особенно - в период перехода к новой мировой системе этических ценностей.

Весь ход российской истории, с ее нескончаемой цепью страданий, отсутствием сколько-нибудь долгих периодов спокойного потребительского "процветания" и постоянной тенденцией приоритета духовных ценностей, является по существу одним огромным подготовительным этапом к созданию высокой вероятности возможного лидерства России в процессе духовного развития человечества.

Независимо от относительно низкого по сравнению с Западом уровня материального потребления, Россия имеет сегодня гораздо большую потенцию для перехода к принципиально иной этической модели нового мира.

Эта потенция складывается из интегральной совокупности внутренних духовных потенциалов ее граждан. Именно это интегральное состояние российского общества находится далеко впереди аналогичных показателей Запада, обладающим гораздо большей инерцией исторических традиций "комфортного потребления".

Одним из следствий этого состояния российского социума является его нарастающее, но пока еще как бы подсознательное, интуитивное отрицание политических сил, не ориентированных на решение важнейшей задачи ближайшего будущего - формирование новой духовности, новой мировой этической платформы. В иной постановке вопроса - формировании того идейного базиса, который и предопределит возможное мировое лидерство будущей России.

Осталось рассмотреть последний вопрос - причину широкой поддержки действующей власти.

Частично, сами либералы дают ответ на этот вопрос в том ключе, в котором мы вели обсуждение выше, находя причину этого явления в неких присущих исключительно российскому народу чертах национального характера.
Мы же постараемся пойти несколько дальше, исследовав причины массовой лояльности общества политическим силам, представлявшим власть на последних выборах.

Этих причин несколько, отметим как нам представляется, наиболее неочевидные из них.

Прежде всего, партия власти на своих знаменах поместила лозунги мощной, сильной и главное, единой и дружной России. И эти призывы по своему вектору совпадают с тем интуитивным направлением, которое доминирует в пока еще скрытой форме в сознании большинства россиян.

С другой стороны, принцип единого управляющего центра является близким по своей форме структурам духовного управления. И в России мы видим (возможно) постепенное формирование такой системы управления, которая, будучи наполнена новым этическим содержанием, с наименьшими потрясениями может способствовать переходу нашей страны к принципиально иной идейно-нравственной платформе.

Вообще, готовность к трансформации, скорость изменения тех или иных национально-государственных социумов в сторону признания необходимости развития новой этической основы миропонимания, как нам кажется, является одним из основных параметров, определяющих их будущее.

Из многочисленных вариантов развития этого будущего, одно представляется достаточно ясным - только соединение, синтез динамичного развития внутренней духовной энергии человека и окружающего мира может обеспечить позитивное поступательное движение вперед и для нашей страны и для всего человечества.