Главное
02:40, 18 мая 2004

От Аяцкова повеяло "ЮКОСом" В уголовном деле губернатора Саратовской области не обошлось без политики

Многие наблюдатели сравнивают дело губернатора Саратовской области Дмитрия Аяцкова, которому в понедельник 17 мая было предъявлено обвинение в превышении должностных полномочий и злоупотреблении полномочиями, с "делом ЮКОСа". И сравнивают, пожалуй, небезосновательно.

Дело даже не в том, что, как и акционеры "ЮКОСа", Аяцков обвиняется в совершении действий, которые в девяностые годы были обычной практикой. В 1998 году саратовское правительство приобрело для ГУ "Областная продовольственная корпорация" 100 американских комбайнов Case и запчасти к ним. Но 17 августа наступил дефолт и рубль девальвировался настолько, что ГУ никак не могло заплатить за них таможенные пошлины в размере 7,3 миллионов долларов. В результате сельхозмашины застряли на таможне. Тогда областное правительство взяло на себя гарантийные обязательства по оплате пошлин, но выполнило их только в январе 2002 года, перечислив таможне в счет долга 70 миллионов рублей. При этом остальную сумму (около 5 миллионов долларов) списало федеральное правительство. Сейчас Аяцкова обвиняют в том, что, взяв на областной бюджет дополнительные обязательства по выплате таможенных пошлин, он превысил свои должностные полномочия. Однако в кризисном 1998 году так поступали очень многие губернаторы.

Дело Ацкова похоже на дело "ЮКОСа" и не потому, что его обстоятельства уже рассматривались в суде и привели к оправданию фигурантов. В 2002 году саратовская областная прокуратура уже выдвигала обвинение в превышении должностных полномочий и включении в областной бюджет расходов на оплату таможенного долга. Тогда обвиняемым стал вице-губернатор Сергей Шувалов, который и подписал распоряжение о выдаче областью гарантийных обязательств - чем, по мнению прокуратуры, превысил свои должностные полномочия. Однако в декабре 2002 года саратовский облсуд вынес решение об отсутствии в деле состава преступления. Прокуратура опротестовала это решение, но в мае 2003 года оно было подтверждено Верховным судом Российской Федерации. При этом сам губернатор Аяцков не был вызван прокуратурой даже в качестве свидетеля. В материалах того дела значится, что "для привлечения губернатора Аяцкова в качестве обвиняемого оснований нет".

Даже тот факт, что прокуратура, как и в случае с "ЮКОСом", грозится "изучить и иные факты, которым будет дана правовая оценка", еще не позволяет сравнивать два дела. По словам прокурора Саратовской области Анатолия Бондара, его подчиненными уже "изучается вопрос законности перехода прав собственности на имущество одного из известных саратовских предприятий - завода резинотехнических изделий - к близким родственникам губернатора, обстоятельства выдачи и списания ссуд в крупном размере чиновникам областного правительства и другим лицам, строительство губернаторского особняка в Октябрьском районе области, а также законность проведения таких мероприятий, как дни рождения и юбилеи".

Для того чтобы от дела Аяцкова по-настоящему повеяло "ЮКОСом", надо понимать, кто такой Аяцков и в каких отношениях он находится со своими обвинителями. Дмитрий Аяцков - один из губернаторов-тяжеловесов ельцинского призыва. В 1996 году Борис Ельцин снял с поста руководителя области коммуниста Юрия Белых и назначил вместо него известного своими демократическими убеждениями Аяцкова. Последний всегда утверждал, что в своей работе берет пример с другого саратовского губернатора - Петра Столыпина. Он проводил в своей области земельные аукционы еще до того, как для этого появилась федеральная законодательная база, работал над привлечением туда инвестиций и стал типичным примером постсоветского "удельного князя", не любящего оглядываться на федеральный центр.

Справедливости ради надо отметить, что Аяцков всегда поддерживал правящую партию. В 1997 году он вошел в НДР и даже стал третьим в предвыборном списке этой партии. В 1999 - выступал за ее объединение с блоком "Единство", а в апреле 2001 года потребовал, чтобы все областные чиновники вступили в "Единую Россию".

Однако аналитики давно считали, что Аяцков проводил реформаторский курс, дистанцируясь при этом от администрации президента (многие добавляли: от ее "питерской" части), за что был у последней на не очень хорошем счету. Например, президент РФ Владимир Путин ни разу не удостоил Саратов своим высочайшим визитом. А 10 апреля 2004 года на отчетно-выборной конференции саратовской "Единой России" Дмитрий Аяцков и несколько его сторонников были исключены из регионального политсовета.

Что вполне соответствует взятому Путиным достаточно давно курсу на усмирение ельцинских губернаторов. В рамках этой работы, как мы помним, губернаторы были лишены неприкосновенности, потеряв право избираться в Совет Федерации. Что дает саратовской прокуратуре, если она того пожелает, возможность посадить Аяцкова.

А она может этого пожелать, только если ей это позволят (или прикажут) сделать московские начальники. Но генеральный прокурор Устинов вряд ли будет иметь что-то против. Ведь его друг - вице-спикер Госдумы, член генерального совета "Единой России" Вячеслав Володин - главный конкурент Аяцкова на предстоящих весной 2005 года губернаторских выборах в области. Когда-то они с нынешним губернатором работали вместе, но после того, как в 1997 году Володин пытался баллотироваться в Госдуму без разрешения Аяцкова, их пути разошлись. С тех пор Володин не только успел подружиться с генеральным прокурором, но и поучаствовать в объединении "Единства", "Отечества" и "Всей России" и заслужить репутацию успешного и лояльного Кремлю партстроителя.

Так что и партия власти, и сама власть имеют все основания помочь любимому саратовцу победить на выборах нелюбимого. Тем более что для других губернаторов ельцинского призыва пример Аяцкова может стать весьма поучительным. Кстати, Аяцков выступал в 2000 году против назначения Устинова генпрокурором, а в апреле текущего года дал большую пресс-конференцию, на которой заявил следующее: "Я-то в 2005 году точно буду существовать, а вот будет ли существовать "Единая Россия"?

Вот и решила Генпрокуратура доказать Аяцкову, что партия власти вполне может его пережить. По крайней мере, если мы говорим о политической жизни.

Елена Любарская

Предыдущие материалы по теме:

Fool's Day, или Прокуроры Шутят [01.04.2004]1 апреля Генпрокуратура обозвала Ходорковского лидером преступной группы

Рожа красная, или Торжество демократии [05.04.2004]Новым губернатором Алтайского края стал известный артист эстрады Михаил Евдокимов

Владимир Устинов, Человек и Прокурор [17.05.2004] Глава Генпрокуратуры - "Человек года-2003"