Для того чтобы понять суть происходящего в Ираке и строить предположения о ближайшем будущем этой страны, надо сразу оговорить одно предварительное условие - реальная власть в этом государстве принадлежит человеку с ружьем. При этом совершенно не имеет значения, какой он национальности или вероисповедания - личную неприкосновенность в Ираке может обеспечить только автомат Калашникова или его зарубежные аналоги.
Соответственно, чтобы управлять деревней, городом или провинцией, у вас должен быть вооруженный отряд. Чем он больше - тем больший кусок страны окажется в вашей власти. Если вы, к примеру, американский генерал Рикардо Санчес, то можете рассчитывать на то, что под вашим контролем находится большая часть Ирака за исключением нескольких крупных городов. Если вы - радикальный шиитский лидер, то можете править несколькими мятежными населенными пунктами. Это основной закон военного времени, если хотите - нынешняя реальная иракская конституция. Все остальные правовые акты вторичны и на деле исполняются только под контролем вооруженных людей.
Эти жестокие законы в Ираке действуют потому, что в настоящее время там идет война. Война за власть - между коалицией и шиитскими, а также суннитскими повстанцами. Если 30 июня вывести из страны все иностранные воинские контингенты, то отсчет времени существования Временного правительства, которое коалиция собирается привести к власти, пойдет на месяцы, если не на недели.
Дело в том, что несмотря на поддержку действий США государствами Персидского залива Ирак граничит как минимум с одной страной, заинтересованной в том, чтобы в Багдаде правили исламисты - Ираном. Иран уже сегодня негласно, и об этом довольно много говорят, поддерживает иракских шиитов. На самом деле в Ираке пересекаются интересы и других сил - в частности, отнюдь не бессильной террористической организации "Аль-Каеда". Поэтому сомнений быть не может - без присутствия американцев будущее Ирака за шиитским духовенством, которое сегодня фактически оказывает влияние на повстанцев аль-Садра - одну из самых сильных группировок сопротивления.
Коалиция была достаточно сильна, чтобы сломить оборону регулярной армии Саддама Хусейна, но у нее не хватает умения, возможностей и сил, чтобы подавить шиитский мятеж и разгромить суннитское подполье. В настоящее время против американцев на стороне повстанцев действует еще один фактор - время. До 30 июня коалиция должна сформировать легитимную власть, чтобы та с 1 июля приступила к выполнению своих обязанностей.
В идеале все должно происходить так - во главе страны становится Временное правительство, которое, действуя по указаниям советников из США, поведет Ирак по пути демократического развития. На деле, как уже говорилось, оставить иракское правительство наедине с аль-Садром - все равно, что просто передать власть шиитскому лидеру.
Еще одним важным фактором является отношение арабов, в частности иракцев, к США и американской армии. После года американского правления, во время которого оккупационным властям не удалось навести в стране порядок, после скандала с пытками иракских пленных в тюрьме "Абу-Граиб", под впечатлением от проповедей своих духовных лидеров среди иракцев сформировалось крайне негативное отношение к оккупантам. Коалиционная власть в Ираке не поддерживается народом, а военнослужащих новой иракской армии не столько уважают, сколько боятся.
Спасти положение могли бы миротворческие контингенты ООН, которые, действуя по отработанной схеме, заняли бы ключевые пункты на территории страны, поддерживая Временное правительство, состоящее из представителей всех сторон-участниц нынешнего конфликта. Такое правительство поддержали бы и иракцы, и соседние страны. Особенно, если миротворческие контингенты состояли бы из солдат армий арабских (мусульманских) государств. Только в этом случае Ирак, спустя долгое время, пришел бы если не к демократии в современном (западном) понимании этого слова, то хотя бы к некоторой стабильности.
В принципе, от коалиции ждали примерно таких предложений. Ключевым пунктом предполагаемого проекта резолюции Совета безопасности ООН по Ираку должен был стать именно вопрос о присутствии в стране иностранных военнослужащих, их статусе, количестве, сроках размещения и полномочиях. Конечно, американцам не позавидуешь - как в известной русской поговорке, они поймали медведя, который схватил их и не отпускает. Мировое сообщество требует передачи власти легитимному иракскому правительству, а единственное по-настоящему народное правительство (которое может взять власть, удержать ее и навести порядок в стране) не устроит ни мировое сообщество, ни сами США. В общем, выкручивайся как хочешь, но власть изволь передать иракцам, сохранив при этом самую хорошую предвыборную мину.
Проект резолюции, который 24 мая США и Великобритания представили в Совет Безопасности ООН, как раз и является попыткой лидеров коалиции максимально выполнить требования мирового сообщества, иракцев, а также арабских стран, сохранив для избирателей в США и Британии ту самую красивую мину.
Что касается передачи власти, то тут американцы сразу и твердо говорят всему прогрессивному человечеству - вся власть в Ираке после 30 июня 2004 года будет принадлежать соответствующему народу в лице Временного правительства. Американская администрация покинет страну, оккупация завершится. Далее власть в Ираке будет трансформироваться следующим образом. Временное правительство тут же приступит к созыву Национальной конференции. С 31 декабря 2004 года по 31 января 2005-го в стране должны состояться всеобщие выборы во Временную Национальную ассамблею, которой предстоит разработать проект Конституции страны. После того как Ассамблея напишет этот документ, а иракцы одобрят его на общенациональном референдуме, в Ираке пройдут всеобщие выборы в новое и уже постоянное правительство. Стоит отметить, что Джордж Буш в своей речи, произнесенной в Высшем военном колледже Сухопутных войск США в понедельник вечером, рассказал еще об одном органе власти, который в проекте резолюции не упомянут. Он заявил, что в период между появлением Временной Национальной ассамблеи и постоянного правительства исполнительную власть в стране будет осуществлять еще одно, второе Временное правительство, сформированное ассамблеей.
Этот план до боли напоминает предыдущий, согласно которому проект конституции должен был быть готов к лету, а выборы в парламент состояться в июле-августе. То есть разработчики этого плана в целом пытаются повести страну по тому же пути, только с некоторыми непринципиальными изменениями, касающимися сроков. В связи с этим возникает вопрос: если, как и в прошлый раз, шиитские духовные лидеры откажутся (через соответствующих представителей в органах власти) подписывать проект проамериканской конституции, что будет тогда? И ведь обойтись без шиитов никак нельзя - они представляют религиозное большинство в Ираке, но подчиняются своим аятоллам, без согласия которых ни один проект основного закона принят не будет.
Проект резолюции отводит ООН роль своеобразного благословителя того, что и так происходит в стране. Согласно предложениям США, американские вооруженные силы в Ираке будут действовать под американским командованием в качестве части многонационального военного контингента, получившего мандат ООН. Другими словами, это будут голубые каски, но не простые, а звездно-полосатые. То есть ООН предлагают взять на себя ответственность за миротворческую операцию, осуществляемую руками американцев, - дать Центральному командованию США индульгенцию в виде мандата на будущие военные операции. В свете последних скандалов с пытками пленных и расстрелами мечетей это предложение звучит для ООН достаточно отпугивающе.
При этом Совбезу ООН в рамках нового проекта, конечно же, предложили осуществлять традиционные функции, которые включают в себя наличие в стране своего спецпредставителя (да не постигнет его судьба предыдущего, которого взорвали партизаны), участие в работе правительства (давать советы временщикам, у которых не будет власти без сильной армии), содействовать написанию конституции (если ее потом согласится принять верховный аятолла, у которого свои виды на Ирак). Еще немного по мелочи - гуманитарные миссии, восстановление хозяйства (вопрос, кстати, интересный, но сам механизм и подробности пока неизвестны) и прочие характерные полномочия.
При этом миротворцам (бывшим оккупантам) резолюция позволит "принимать все необходимые меры для поддержания и сохранения стабильности и безопасности в Ираке, включая превентивные и предварительные (курсив - Vip.Lenta.Ru) антитеррористические мероприятия". То есть ООН предлагают дать добро на уничтожение террористических баз и центров на основании данных американской разведки, которая в последние годы зарекомендовала себя как крайне ненадежный источник сведений о готовящихся терактах.
Впрочем, правительству Ирака оставляют право накладывать вето на военные операции в стране. Другими словами, правительству предлагают ограничивать действия армии, которая его поддерживает, против тех, кто это правительство будет пытаться свергнуть. Кроме того, в проекте резолюции говорится, что мандат миротворцев истекает через 12 месяцев после 30 июня. Тогда его надо будет либо отозвать, либо продлить - по желанию ООН и правительства Ирака.
Кроме того, миротворцам вменяется в обязанность подготовка новой иракской армии, полиции и служб безопасности. Тех самых, которые до сих пор либо отказывались воевать против "Армии Махди" Муктады аль-Садра, либо переходили на его сторону по мере распространения восстания. Американская резолюция же предписывает государствам-членам Совбеза способствовать не только в тренировках полицейских, но также и в поставках оружия для полиции и армии.
Главные противники войны в Ираке - Франция и Германия уже высказались по поводу проекта. Лидеры обеих стран заявили, что проект "нуждается в доработке". При этом и Ширак, и Шредер высказали некоторые пожелания, которые, по их мнению, было бы уместно включить в резолюцию.
"Когда я говорю о полной передаче власти иракцам, я понимаю это в буквальном смысле. Суверенитет безусловно предполагает контроль за природными ресурсами и полномочия по принятию решений по вопросам безопасности... Было бы рациональнее думать о силах безопасности из исламских государств, которые не только близки по ментальности и вероисповеданию к местному населению, но и непосредственно заинтересованы в стабилизации в Ираке", - заявил федеральный канцлер Герхард Шредер.
Кроме того, он предложил учредить Совет по национальной безопасности, в котором будут представлены будущее иракское правительство, американское военное руководство и представители ООН, для решения наиболее важных вопросов.
Примерно то же сказал и министр иностранных дел Франции Мишель Барнье. Он выступает за "полный, однозначный и ясный" суверенитет. По мнению Барнье, будущее иракское правительство должно "полностью контролировать силы полиции, сил безопасности и армии". Франция полагает, что новая резолюция ООН по Ираку не должна стать "незаполненным чеком" для Соединенных Штатов.
Отношение России к проекту новой резолюции по Ираку можно назвать вполне взвешенным и спокойным. Позиция Москвы "будет зависеть от того, кто примет власть в этой стране после прекращения оккупации... Первоочередным является то, кто будет принимать в Ираке власть", - заявил во вторник министр иностранных дел России Сергей Лавров. "Сейчас идут консультации по составу правительства, - добавил Лавров. - В зависимости от этого мы сможем судить, насколько новое правительство может выглядеть легитимным, прежде всего в глазах самих иракцев". В свете всего вышесказанного это самый правильный подход к американо-британской инициативе.
Насколько легитимным будет правительство, которое, согласно предложению американцев, должно, с одной стороны, представлять все иракские религиозно-национальные группы, а с другой стороны - быть подконтрольным американцам? Возможно ли это вообще? До сих пор процессы, которые происходили в Ираке, показывали, что и шииты, и сунниты были не в восторге от оккупационных властей. Если сменить вывеску на штаб-квартире контингента, повлияет ли это на настроения иракцев? И если коалиция создаст в стране правительство, которое будет опираться лишь на штыки "миротворцев", то сколько оно протянет? Ответы на эти вопросы мы получим скоро - уже через месяц.
Павел Аксенов