Главное
00:18, 1 июня 2004

Странное совпадение Кто пригласил ФСБ в ТНК-BP

31 мая газета "Ведомости" опубликовала сообщение, после прочтения которого может показаться, что еще одна российская нефтяная компания стала объектом преследования со стороны властей. Речь в нем идет о неких проверках, которые проводят в компании сотрудники ФСБ. Теперь те, кто после начала дела "ЮКОСа" полюбили поразмышлять на тему "кто следующий", могут с удовольствием потратить несколько минут на оплакивание будущей печальной судьбы ТНК-BP. Однако одно странное совпадение заставляет предполагать, что компании на самом деле ничего не угрожает.

4 мая газета Financial Times опубликовала небольшую заметку. В ней говорилось, что западные акционеры российско-британской компании ТНК-BP обеспокоены поступившим от российских акционеров требованием немедленной выплаты причитающихся им 3,75 миллиарда долларов. Как говорили британцы, это требование противоречило положениям первоначального соглашения об образовании компании ТНК-BP.

Большинство активов "ТНК-BP" до образования совместной компании принадлежали российским собственникам и были куплены англичанами из British Petroleum. Последние потратили на их приобретение почти 7 миллиардов долларов и собирались инвестировать в новую российскую собственность около 12 миллиардов только в течение ближайших 5-6 лет. Таким образом, создание "ТНК-BP" стало крупнейшим в истории постсоветской России западным инвестиционным проектом на нашей территории и даже заслужило благожелательный комментарий Владимира Путина, заявившего, что оно является признаком доверия Запада к российской экономике.

Особенно успешным этот проект казался еще и потому, что предполагал не продажу российской нефтяной компании в иностранные руки, а владение ею на паритетных началах. Акционеры "Альфа-Групп" и Access/Renova (главными владельцами этих компаний являются Виктор Вексельберг и Михаил Фридман) стали обладателями 50 процентов акций "ТНК-BP", а британцы приобрели остальную половину акций. За свои активы россияне сразу получили 3,95 миллиарда долларов. Еще 3,75 миллиарда они должны были получить тремя ежегодными траншами в 1,25 миллиарда, причем не деньгами, а акциями BP. На момент заключения сделки такая ситуация вполне устраивала Вексельберга с Фридманом.

Поэтому озвученное где-то в конце апреля желание российских акционеров получить все деньги сразу, причем не акциями, а наличными, прозвучало для британцев как гром среди ясного неба. Представители British Petroleum заявили, что они "нацелены на то, чтобы сделать из ТНК-BP одну из лучших компаний в мире на основе заключенных соглашений". "Мы достигли договоренностей и будем придерживаться их. Мы надеемся, что и наши партнеры будут вести себя соответственно", - заявил представитель BP корреспонденту агентства Reuters.

Ясно, что сотрудники British Petroleum рассказали о происходящем журналистам из Financial Times не для того, чтобы весь мир узнал о проблемах компании. Подобного рода публикации являются принятым в мире бизнеса способом общения с деловыми партнерами. Заметка был выдержана в стиле: "О, эти русские, с ними так трудно иметь дело". Фактически, с ее помощью акционеры British Petroleum заявляли своим партнерам из ТНК, что возмущены поступившим к ним предложением и в случае, если Вексельберг с Фридманом будут настаивать на изменении условий сделки, сделают все, чтобы испортить их деловую репутацию.

При этом российские СМИ принялись за обсуждение причин, заставивших Вексельберга и Фридамана требовать от британцев выплаты всей суммы. Судя по всему, российские акционеры ТНК-BP заинтересовались другими инвестиционными проектами. Например, Лен Блаватник, один из компаньонов Фридмана и Вексельберга, приобрел у Джорджа Сороса блокирующий пакет акций "Связьиневста". Сделка обошлась Блаватнику в 625 миллионов долларов. Учитывая, что "Альфа-Групп" является собственником "Вымпелкома", контролирует "Голден Телеком" и владеет блокирующим пакетом "Мегафона", вполне вероятно, что деньги понадобились основным акционерам ТНК для новых инвестиционных проектов в сфере телекоммуникаций. Еще одной сферой, способной привлечь интерес собственников ТНК-BP, является электроэнергетика.

Одновременно на лентах нескольких информационных агентств появилось озвученное независимыми экспертами предположение, что Access/Renova и "Альфа-Групп" могут обратиться в какой-нибудь банк c предложением о продаже долгового обязательства British Petroleum. Тогда они сразу смогут получить наличные, а британская компания будет выплачивать обещанные транши банку. Однако ясно, что в таком случае банк заплатит россиянам меньше, чем 3,75 миллиарда долларов.

Обсуждение ситуации с ТНК-BP продлилось несколько дней. После этого никакой новой информации о ходе переговоров между акционерами не поступало. Зато 31 мая в газете "Ведомости", которая является российским аналогом Financial Times, появился рассказ о проблемах компании с ФСБ.

Анонимные источники в ТНК-BP рассказали "Ведомостям", что компания стала объектом постоянных проверок ФСБ и что спецслужбы присылают ее руководству разнообразные запросы. При этом оказалось, что сотрудникам компании известна и причина интереса к ней спецслужб. Как утверждают "Ведомости", по российскому законодательству информация о запасах месторождений и карты нефтяных участков относятся к области государственных тайн и не могут быть раскрыты иностранцам. При этом из 1400 человек, работающих в головном офисе ТНК-BP, 100 - как раз иностранцы. Именно они составляют костяк топ-менеджмента компании, президент которой - Роберт Дадли - является гражданином Британии. Как заявил один из собеседников "Ведомостей", иностранные менеджеры просто не могли бы выполнять свои обязанности, если бы не получали информацию о российских недрах - основном объекте деятельности компании.

Рассказ о тяжелой ситуации, в которой оказалась ТНК-BP, сопровождался комментарием самого Виктора Вексельберга. "У нас действительно возникли проблемы, ведь все, что касается недр, относится к категории гостайны, - заявляет он. - В частности, первый руководитель обязан иметь доступ к этой информации. Но доступ у нас по закону может получить только российский гражданин". Действительно, "Ведомостям" удалось выяснить, что основанием для действий ФСБ может оказаться статья 5 закона "О государственной тайне" и указ президента № 1203 от 1995 г., где среди сведений, составляющих гостайну, можно обнаружить запасы "стратегических видов" полезных ископаемых. Так что доклад менеджера ТНК-BP о состоянии какого-нибудь принадлежащего компании месторождения может вполне попасть под статью "разглашение государственной тайны". Изменить ситуацию может только специальное постановление правительства, которого и намерен добиваться Вексельберг.

Прочитав о том, что ФСБ начинает проверки в ТНК, любой читатель может слегка встревожиться. Но потом он обязательно вспомнит, что ТНК-BP - не единственная нефтяная компания, пользующаяся услугами иностранных топ-менеджеров. Достаточно вспомнить Семена Кукеса и Стивена Тиди, свободно получающих доступ к информации о российских недрах, необходимую им, чтобы работать на процветание того же "ЮКОСа". Или гражданина США Ричарда Мацке, возглавляющего комитет "ЛУКОЙЛА" по стратегии и инвестициям. Или президента "Сибнефти" Евгения Швидлера, также обладающего американским паспортом.

Так что объективных причин для преследования ТНК-BP у ФСБ нет. Судя по всему, закон о гостайне в отношении нефтяных компаний является частым для России примером правовой нормы, которая на практике не применяется. Это значит, что применять ее ФСБ станет только в том случае, если получит дополнительный толчок в этом направлении.

А в свете информации о проблемах в отношениях между российскими и иностранными акционерами ТНК-BP становится ясно, что появление у спецслужб претензий к иностранным менеджерам может быть выгодна в первую очередь Вексельбергу, Фридману и их партнерам. Претензии ФСБ могут стать для них неплохим аргументом в переговорах с британскими акционерами о досрочной выплате 3,75 миллиарда долларов. Так что статья в "Ведомостях" предназначается именно вниманию британцев.

Кстати, если последние признают новый аргумент достаточно весомым и согласятся на условия Вексельберга, от этого выиграет и российская экономика. В ее несырьевой сектор поступят, наконец, долгожданные инвестиции. Давно обещанная диверсификация бизнеса станет реальностью и, может быть, войдет в моду.

А ради этого совсем не жалко отправить в ТНК-BP несколько офицеров ФСБ.

Вот к каким выводам приводят иногда странные совпадения.

Елена Любарская