1 июня, за 30 дней до намеченной передачи власти над Ираком в руки Временного иракского правительства и на несколько дней позже, чем ожидалось, стали известны имена тех, кто войдет в его состав. До сих пор ничего, кроме подозрений, процесс формирования иракского кабинета не вызывал. Одни наблюдатели утверждали, что и президента, и вице-президента, и всех министров назначат американцы. Другие говорили, что члены Правительственного совета, действовавшего в Ираке до сих пор и не пользовавшегося большой поддержкой у населения, назначат в новый кабинет самих себя, и ситуация в стране не изменится.
Не случилось ни того, ни другого. Хотя в Ираке трудно найти человека, который был бы полностью доволен составом нового правительства, оглашенные в конце прошлой недели и в начале нынешней кадровые решения вполне можно назвать компромиссными. Это и не удивительно - сейчас все стороны, а более всего американцы заинтересованы в том, чтобы временное правительство действительно выполняло свои функции.
.title СПЕЦПРОЕКТ Vip.Lenta.Ru
Шиитский бунт
Потому что, например, лидер шиитского восстания Муктада аль-Садр заявил, что вступит в переговоры только с премьером, номинированным Правительственным советом (хоть Муктада и не любит членов совета, американцы ему еще ненавистней). Или потому, что Совбез ООН не одобрит резолюцию о передаче власти иракцам, пока не убедится, что они получат хотя бы какое-то подобие суверенитета. А также потому, что, хотя никакой кабинет не будет принят иракцами с распростертыми объятиями, правильный подбор кадров сможет обеспечить Временному правительству определенную народную поддержку.
В формировании нового правительства Ирака принимали участие три стороны: назначенный американцами сразу же после начала оккупации иракский Правительственный совет, американская администрация Ирака во главе с Полом Бремером и представитель ООН Лахдар Брахими.
Иракский премьер - ключевая фигура Временного правительства. Именно он будет отвечать за управление страной, в то время как президент станет выполнять представительские, то есть декоративные, функции. Лахдар Брахими не раз заявлял, что премьер-министр (впрочем, как и остальные члены Временного правительства) ни в коем случае не должен быть политической фигурой. Брахими видел на посту председателя кабинета технократа, который сможет спокойно довести Ирак до выборов 2005 года и не станет претендовать на политическую роль в будущем.
На первый взгляд, все выглядело так, будто Правительственный совет Ирака назначил премьер-министра не только не по указке США, но как бы вопреки мнению американцев. Как сообщает, например, агентство Associated Press, в пятницу в три часа дня члены совета собрались на закрытую встречу, на которой и проголосовали за ключевую кандидатуру. Премьер-министром стал один из членов совета - Ияд Аллави. Только в четыре часа дня собравшиеся впустили главу американской администрации Пола Бремера, а Лахдар Брахими был приглашен на собрание еще позже - в пять. Если верить корреспондентам, решение Правительственного совета Ирака стало для остальных участников переговоров "сюрпризом", но, по заявлению самого Брахими, они "отнеслись к нему с уважением".
Противоположную точку зрения на произошедшее можно найти на сайте арабского информационного агентства "Аль-Джазира". "Вопреки сообщениям западных СМИ, Аллави не был назначен Правительственным советом", - утверждает корреспондент "Аль-Джазиры". На условиях полной анонимности некоторые члены совета рассказали арабским журналистам, что на самом деле кандидатура Аллави была согласована американцами и Лахдаром Брахими еще несколько недель назад и что история с "сюрпризом", который якобы преподнесли члены Правительственного совета, - всего лишь спектакль, призванный показать иракцам, что Аллави - не ставленник США.
Подобные подозрения основываются в первую очередь на подробностях биографии Аллави. Он родился в 1945 году в Ираке в известной шиитской семье. Получив медицинское образование, он в 1961 году вступил в партию "Баас" и стал ее функционером. В диссидента же Аллави превратился лишь в начале семидесятых, после того как впал в немилость в Ираке и бежал в Великобританию. В 1978 году Аллави стал объектом неудачного покушения, организованного подчиненными Саддама Хусейна. А в 1991 году стал основателем Иракского национального согласия - организации, стремившейся объединить бывших баасистов в изгнании, готовых побороться за свержение режима Саддама Хусейна. Тесные связи этой организации с ЦРУ и британской разведкой MI6 являются общеизвестным фактом. Одно это заставляет предполагать, что назначение Аллави было инициировано США.
С другой стороны, Аллави был связан с ЦРУ много лет назад. В настоящий момент гораздо важнее тот факт, что он - едва ли не единственный шиитский лидер, который не является при этом религиозным деятелем и не мечтает (хотя бы в тайне) о построении в Ираке исламского государства. Всем известно, что Аллави - сторонник иракского национализма, единственной идеологии, способной сегодня примирить находящееся на грани гражданской войны население. Однако для этого Аллави предстоит доказать иракцам, что он действует независимо от американцев.
Вообще-то президента тоже должны были назначить на прошлой неделе. Однако ни в пятницу, ни на выходных сторонам не удалось согласовать кандидатуру на этот пост. Пол Бремер настаивал на том, что президентом должен стать Аднан Пачачи - исполнявший до сих пор функции министра иностранных дел выходец из суннитской семьи, представители которой занимали в Ираке высокие государственные посты еще до прихода к власти Саддама Хусейна. Аднан Пачачи не только пользуется уважением среди иракцев, но и, как думают противники его назначения, имеет обширные связи в Вашингтоне и поэтому наверняка стал бы проводником американской политики в Ираке.
Правительственный совет, в свою очередь, предлагал на пост президента другую кандидатуру - шейха Гази Аль-Явера. Как и Пачачи, Аль-Явер - суннит (согласно давно утвержденному плану, премьером Ирака должен быть шиит, а президентом - суннит). Однако для иракцев гораздо важнее, что Аль-Явер - вождь одного из самых влиятельных иракских племен и поэтому пользуется уважением как среди своих единоверцев, так среди шиитов и курдов. Аль-Явер получил техническое образование в США, много лет прожил в Саудовской Аравии и сохранил тесные связи в Иордании и Сирии. В отличие от подчеркнуто европеизированного Пачачи, Аль-Явер носит традиционную арабскую одежду, что также должно вызывать симпатии у "иракской улицы".
Однако в последнее время Аль-Явер неоднократно подвергал критике действия США в Ираке. Наверное, это и стало причиной категорического отказа США утвердить его кандидатуру на пост президента. Так что должность была предложена Аднану Пачачи, и все считали, что Правительственному совету придется с этим мириться.
Как раз в этот момент и произошло событие, ставшее главной иракской политической сенсацией недели. Получив предложение, от которого, как все думали, он не сможет отказаться, Аднан Пачачи уже через несколько минут собрал пресс-конференцию, на которой сообщил, что не хочет быть президентом, хотя и пользуется поддержкой иракского народа. И пояснил, что отказывается от почетной должности, так как "определенные влиятельные круги не хотят, чтобы я занимал этот пост". Затем Пачачи рассказал, что не желает становиться президентом в условиях, когда многие иракцы считают его проводником американских интересов.
После этого и было объявлено, что президентом Ирака станет шейх Гази Аль-Явер, что было воспринято наблюдателями как небольшая победа иракцев в борьбе против американского влияния. Вроде бы сначала США хотели представить третью кандидатуру, но затем Бремер понял, что иракский совет будет стоять на своем до последнего, и, скрепя сердце, согласился на Аль-Явера.
Только потом выяснилось, что Правительственный совет заплатил немалую цену за возможность назначить своего кандидата на пост президента Ирака. Уже во вторник стало известно, что члены совета по собственной инициативе снимают с себя свои полномочия и совет прекращает работу несмотря на то, что 17 его представителей не вошли в оглашенный сегодня состав временного кабинета министров.
О том, что после 30 июня во Временном правительстве Ирака должны появиться новые лица, Лахдар Брахими заявлял уже давно. Он считал, что нынешние члены Правительственного совета, большинство из которых являются политическими деятелями и собираются принять участие в выборах 2005 года, должны держаться подальше от административного ресурса. Однако до сих пор иракские лидеры резко выступали против такого подхода к формированию кабинета. Ожидалось, что именно этот вопрос вызовет наибольшие разногласия между Правительственным советом, Полом Бремером и Брахими.
Так что сегодняшние назначения вполне можно назвать плодом компромисса. При этом необходимо заметить, что этот компромисс - первый в новейшей иракской политической истории.
Елена Любарская