До 30 июня, когда власть в Ираке перейдет к Временному правительству, остается три недели. В формировании нового властного органа принимали участие три стороны: назначенный американцами сразу же после начала оккупации иракский Правительственный совет, американская администрация Ирака во главе с Полом Бремером и представитель ООН Лахдар Брахими. Однако, несмотря на столь представительный список, Временное правительство наверняка столкнется с силами, которые не захотят признавать его полномочия.
Прежде всего речь идет о тех, кто сегодня ведет боевые действия против сил коалиции и сотрудничающих с ними иракцев. Обычно, говоря о повстанцах, упоминают "Армию Махди" радикального шиитского имама Муктаду аль-Садра и суннитских партизан, но в последнее время неожиданно всплыло множество других вооруженных отрядов и мини-армий. Так, немецкая газета Die Tageszeitung пишет, что против американцев выступают курдские "пешмерга", отряды "Бадр" шиитского Высшего совета исламской революции, шиитские же бойцы партии "Дава" и прочие, в том числе и иностранные, формирования. Часть из них поддерживает аль-Садра, часть - суннитов, но всех их объединяет одно - они действуют против американцев.
Однако иракские политики, которые во главе с Иядом Аллави будут управлять страной после 30 июня, собираются сыграть именно на разногласиях между противоборствующими группировками. 7 июня будущий премьер-министр Ирака Аллави заявил, что достигнута договоренность о расформировании большей части неофициальных вооруженных формирований. По словам премьера, это означает, что к январю 2005 года, когда в стране состоятся выборы, около 100 тысяч вооруженных человек либо вольются в правительственные силы безопасности, либо вернутся к гражданской жизни. В частности, к соглашению присоединились ополчение иракских курдов "Пешмерга" и шиитские бригады "Бадр".
Но ни "Армия Махди", ни суннитские повстанцы в Фаллудже и других городах в центре страны в этот список не попали. Более того, глава американской администрации Ирака Пол Бремер поставил точку на всех возможных вариантах вовлечения аль-Садра в политическую борьбу за власть без оружия - во вторник он подписал распоряжение, запрещающее членам вооруженных группировок занимать какие-либо государственные должности в течение трех лет после выхода из состава незаконных формирований. Интересная подробность - распоряжение Бремера не касается боевиков вооруженных группировок, которые связаны с партиями, представленными в новом иракском правительстве.
Сумеют ли будущие правители Ирака договориться с "отверженными"? Скорее всего, нет, учитывая, что Временное правительство будет опираться на штыки американской армии, которая пока уходить из Ирака не собирается. И попытки добиться какого-либо компромисса между новыми министрами и, например, аль-Садром после 30 июня мало чем будут отличаться от тех переговоров, которые мятежный имам уже два месяца ведет с представителями сил коалиции и членами Правительственного совета Ирака.
Для наглядности вспомним события минувшего апреля, когда шииты подняли вооруженный мятеж. Тогда в ходе кровопролитных боев сформировались очаги сопротивления - несколько крупных и мелких иракских городов, которые лишь частично контролируются американцами. Как известно, штурмовать города опасно сразу по нескольким причинам - во-первых, городские бои обычно отличаются большими потерями среди атакующих, во-вторых, они приводят к многочисленным жертвам среди мирного населения и, в-третьих, большинство из захваченных повстанцами городов являются мусульманскими святынями - в них полным-полно мечетей, гробниц праведников и прочих культовых построек, разрушение которых харизмы американцам не добавит. Поэтому, когда Муктада аль-Садр предложил заключить перемирие, ему с радостью поверили, чуть ли не делегировав полномочия проамериканского градоначальника.
Чем закончилось это перемирие, известно всем, кто интересуется новостями из Ирака. Собственно, оно и не начиналось. О нем просто постепенно перестали упоминать. Поначалу американцы еще обвиняли бойцов "Армии Махди" в нарушениях договора о прекращении огня, но потом бросили это занятие. Ибо никакое перемирие по законам "достигнутых договоренностей" не действовало. Боевики аль-Садра переставали стрелять только по крупным мусульманским праздникам. Все остальное время они занимались привычным делом - готовили засады, захватывали заложников и обстреливали американские патрули.
И вот теперь шииты опять заговорили о мире. 4 июня аль-Садр согласился возобновить достигнутое ранее соглашение о прекращении огня. Такое решение, как сообщили западные агентства, он принял после переговоров с лидерами шиитской общины Ирака. При этом аль-Садр уже в который раз потребовал, чтобы войска коалиции вышли из Неджефа, пообещав за это вывести оттуда своих повстанцев и допустить в город иностранных наблюдателей, которые будут следить за соблюдением перемирия. Кстати, за несколько дней до этого аль-Садр пообещал заключить аналогичный договор в Куфе. Однако, как сообщили информагенства, почти сразу же боевые столкновения между "Армией Махди" и военнослужащими коалиции в этом городе продолжились.
.title ДОСЬЕ Vip.Lenta.Ru
Шиитский бунт
В настоящее время Неджеф является самым крупным центром шиитского сопротивления американцам. В городе фактически властвуют солдаты "Армии Махди", которые заняли несколько мечетей, устроив в них военные базы. На минаретах засели снайперы, все входы и выходы из зданий укреплены. В соседних постройках также устроены укрепленные пункты. Нечто подобное происходит и в других шиитских городах, охваченных восстанием - Куфе, Кербеле, Куте.
В Фаллудже - центре суннитского сопротивления - ситуация также оказалась заморожена на уровне конца апреля, когда американцы, начавшие было штурмовать укрепленный город, вдруг отвели войска и впустили в него так называемые "Бригады Фаллуджи", сформированные из солдат и офицеров армии Саддама Хусейна. В принципе, идея была неплохая - в "бригады" вошли сунниты из числа солдат, местных жителей и даже бывших боевиков. Предполагалось, что они лучше американцев сумеют навести в городе порядок.
Но, во-первых, "Бригады Фаллуджи" действуют в союзе с американцами, поэтому местное население относится к ним настороженно. Во-вторых, американцы, когда готовили полицейские силы, не учитывали тот факт, что кроме народного суннитского сопротивления (структура которого командованию коалиции неизвестна) в Фаллудже присутствуют и другие силы - к горожанам примкнули не только представители окрестных племен, но и боевики ближневосточных террористических группировок "Хизбалла" и "Исламский джихад". А в терактах, совершаемых в так называемом "суннитском треугольнике" (куда, кстати, входит и Багдад), просматриваются следы "Аль-Каеды".
В результате город оказался в странном положении. С одной стороны, партизаны уважают "бригады", с другой - суннитские бойцы действуют в городе совершенно свободно. Их никто не останавливает. Видимо, лояльность партизан по отношению к полиции имеет и обратную связь - полицейские также чтут своих вооруженных единоверцев.
Получается, что оккупационные силы готовятся передать Временному правительству не только власть над страной, но и непотушенные очаги сопротивления, с которыми сами справиться не смогли. Хорошо, если Ирак при этом не постигнет судьба Афганистана, где, как известно, полномочия центра распространяются только на Кабул и несколько центральных провинций. Пока в Багдаде вовсю шло формирование нового кабинета министров и велись споры о том, кто станет премьер-министром, а кто - президентом, суннитские партизаны и шиитские повстанцы не сидели сложа руки. Вот самые свежие примеры их активности:
Во вторник 8 июня в городе Эс-Сувейра, который находится под контролем украинского вооруженного контингента, подорвались трое словацких, двое польских и один латвийский военнослужащий. Они погибли, пытаясь снять заложенный партизанами фугас. Кстати, у словаков и латышей - это первые потери в Ираке.
Ранее в тот же день в городе Бакуба в 60 километрах от Багдада террорист-смертник врезался на начиненной взрывчаткой машине в бетонное ограждение возле американской военной базы. Среди погибших в результате этого теракта оказался один американский солдат.
Также во вторник еще десять человек погибли и около сотни были ранены в результате взрыва заминированного автомобиля на севере Мосула. Теракт произошел неподалеку от одной из местных школ, напротив здания городской администрации. По свидетельству очевидцев, взрывом части тел жертв разбросало по всей улице.
В понедельник в Куфе рядом с городской мечетью, которая служила шиитским повстанцам военной базой, произошла серия взрывов. По некоторым данным, это могло стать как следствием пожара на складе боеприпасов, так и результатом диверсии американского спецназа или артобстрела. В мечети в это время находилось много верующих, однако о количестве жертв ничего не известно, так как повстанцы не допустили журналистов на место происшествия.
В воскресенье и субботу серия терактов произошла в Багдаде и его окрестностях. В результате произошедшего в субботу нападения на полицейский участок в городе Мусайиб, расположенном к югу от Багдада, погибли 12 человек, в основном иракских полицейских. Боевики, также переодевшись в форму полиции, вошли в участок, угрожая оружием заперли персонал в камеры и затем заминировали здание. Когда местные жители попытались освободить пленников, нападавшие привели в действие взрывные устройства.
В воскресенье в результате взрыва поблизости от базы иракских сил безопасности в Таджи, к северу от Багдада, погибли девять человек. Взрывное устройство находилось в автомобиле, припаркованном поблизости от территории базы. В тот же день в столице Ирака партизаны расстреляли четырех иностранных гражданских специалистов, среди которых были двое американцев и двое поляков. Погибшие работали в американской компании Blackwater, которая предоставляет охранные услуги.
В субботу в Багдаде на заложенном у дороги фугасе подорвался американский военный автомобиль, который следовал в составе военной колонны. Погиб один солдат армии США, еще трое получили ранения. Причем взрыв произошел недалеко от того места, где накануне был взорван американский бронеавтомобиль Humvee. По уточненным данным, в результате погибли пятеро американцев, еще пятеро получили ранения.
На фоне этих взрывов заявление американского бригадного генерала Марка Хертлинга, командующего американскими войсками в районе Неджефа, о том, что "Армия Махди" Муктады аль-Садра разгромлена, звучит неубедительно. "Только в Неджефе за последние недели мы убили десятки альсадровцев. Сейчас милиция Муктады практически потеряла боеспособность", - утверждал бригадный генерал. Он также добавил, что аналогичная ситуация имеет место в Куте, Кербеле и Дивании. По словам Хертлинга, от формирований аль-Садра осталась горстка бойцов, которая будет уничтожена, если не подчинится приказу о роспуске.
Кого хочет успокоить генерал? Своих солдат, мировую общественность или членов будущего Временного правительства, которым через три недели придется взять на себя ответственность за подобное положение дел?
Павел Аксенов