В американской пословице "Верим только Богу, а остальные пусть платят наличными" заключена суть американского характера - напористого, делового, предприимчивого, инициативного, дерзкого в замыслах и их реализации. На деловых людях стояла и стоять будет земля американская. Впереди пионеров Дикого Запада, морских пехотинцев в Ираке, астронавтов на Луне всегда шел человек в строгом костюме с хитрым взглядом Клинта Иствуда, который, прищурясь, оценивал, сколько можно будет получить от возделывания захваченного пространства. Не удивительно, что в конце концов человек в строгом костюме захотел прибрать к рукам не только Землю, но и космос.
Представляя 14 января 2004 года Америке и мировому сообществу новую американскую космическую программу, Джордж Буш, конечно, в детали не вдавался. Его речь парила поверх голов собравшихся в штаб-квартире NASA в Вашингтоне, поверх тех, кто смотрел его выступление по телевидению на самом верхнем этаже самого высокого небоскреба, даже поверх спутников, которые ретранслировали телесигнал. Буш говорил о высочайших планах, не задумываясь о том, кто будет на Земле готовить их осуществление. Но не легкомыслие президента сподвигло его на такое выступление. Буш знал, что за его плечами стоят надежные советники и эксперты, которые, внимательно слушая своего президента, уже прикидывают, как поудачней исполнить наказ.
Эксперты, выбранные президентом, были объединены в специальную группу, которую, не мудрствуя лукаво, назвали "Комиссией по осуществлению американской программы исследования космоса" (Commission On Implementation Of US Space Exploration Policy, или просто Moon-To-Mars, MTM). Председателем комиссии назначили бывшего министра ВВС США Эдварда Олдриджа. Кроме него там оказались люди сплошь деловые и предприимчивые - ученые, военные и, наконец, бизнесмены. Буш дал комиссии ровно сто дней, чтобы она сформулировала свои предложения по сути - не что надо будет делать (об этом рассказал сам президент), а как.
Ста дней для комиссии оказалось достаточно, чтобы понять про американскую программу две вещи, которые крайне необходимы для достижения успеха в столь короткие сроки. Выводы комиссии оказались вполне американскими. По мнению экспертов, чтобы в 2020 году экспедиция на Марс в полном составе в скафандрах могла махнуть руками репортерам на мысе Канаверал у подножья космической ракеты, нужно не так уж много: во-первых, передать освоение космоса, хотя бы отчасти, в руки деловых людей, а во-вторых, сократить (вплоть до исключения) участие в некоторых проектах государственных чиновников. Собственно, сам доклад комиссии под названием "A Journey to Inspire, Innovate, and Discover" будет опубликован лишь 16 июня, но некоторые его положения уже попали в руки журналистов интернет-сайта Space.com.
"Комиссия полагает, что частный сектор не только хочет, но и может оказать значительную поддержку в области запуска грузов на низкую орбиту... Чтобы стимулировать развитие этого рынка, NASA должно полностью передать все свои низкоорбитальные запуски коммерческим компаниям", - говорится в докладе. Далее комиссия предлагает Конгрессу создать систему налоговых льгот, премий и прочих экономических механизмов, которые стимулируют корпорации вкладывать деньги в освоение космоса.
Правда, пока комиссия говорит лишь о беспилотных полетах - человеческую жизнь на откуп частным компаниям никто не даст. Просто после катастрофы шаттла "Колумбия" стало ясно - NASA, при всей его сложной и запутанной структуре не в силах справиться сразу со всеми американскими космическими проектами. Часть из них следует отдать корпорациям.
Для того чтобы эти планы воплотились в жизнь, само национальное космическое агентство должно претерпеть не просто реформирование - в NASA должна произойти революция. Изменения затронут всех - от главы космического ведомства Шона О'Кифа, до самого последнего чернорабочего на складе по погрузке тары для запчастей.
"Структура агентства складывалась десятилетиями - еще со времен полетов "Апполона". В настоящее время NASA представляет собой сеть из 10 "полевых центров" (field centers) - представительств агентства на местах. Эти центры представляют интересы NASA в регионах, занимаются контролем за научными разработками, собственными исследованиями. Но не только этим. По мнению комиссии, они еще отчаянно интригуют друг против друга, выполняют одну и ту же работу, а также выкачивают деньги из федерального бюджета. По всей видимости, минусы в этой ситуации перевесили плюсы, и MTM предложил разобрать агенство на составляющие, изучить их и собрать обратно в более грамотном виде.
Что же предлагает комиссия взамен старой системы? По мнению членов комиссии, вместо "полевых центров", которые жестко подчиняются центру и лишены гибкости в своей научной работе, следует создать несколько исследовательских центров, финансируемых напрямую из федерального бюджета. Эти центры будут заниматься научной работой, сотрудничать с местными университетами по собственным программам, но главное - им придется соревноваться с частными исследовательскими группами, так как приоритет в выборе подрядчиков для создания тех или иных технологий не будет отдан никому - для обновленного NASA что Boeing, что федеральный научный центр - все едино.
Оставшаяся часть NASA также претерпит изменения - некоторые департаменты, или, как принято выражаться в агентстве, "предприятия", будут расформированы или слиты с другими. Подробности этих изменений пока неизвестны.
Кроме того, согласно докладу комиссии, в администрации будет создан специальный орган - Управляющий совет космических исследований, в задачу которого будет входить контроль над всеми составляющими космической отрасли, включая NASA, федеральные центры, а также те отделы частных предприятий, которые будут вовлечены в производственный или научный процесс. Этот совет, возможно, будет возглавлять вице-президент США или другой чиновник высокого ранга. Руководитель этого органа будет докладывать о состоянии дел лично президенту. Создание совета не исключит наличие ныне существующих органов по надзору за космическими исследованиями, а будет поставлен над ними, чтобы координировать и их работу тоже.
Таковы, в целом, предложения, которые были изложены в докладе. Все они так или иначе направлены к одной цели - вовлечь в процесс освоения космоса как можно больше новых, свежих сил из ресурсов частных корпораций. Так сказать, переливание крови параллельно с хирургическим вмешательством. Утвердит ли президент столь глубокие реформы или попросит их доработать, ясно одно - американцы поставили перед собой чрезвычайно амбициозные задачи, и выполнять их придется ударному авангарду нации - бизнесменам и предпринимателям.
Понятное дело, хороший бизнесмен не ждет, пока его пригласят к сотрудничеству. Он входит в двери переговорной с готовым пакетом конкретных предложений. Поэтому уже сейчас частные американские корпорации не сидят сложа руки, а активно разрабатывают космические проекты.
Как известно, в 1996 году в США была учреждена премия X-Prize в размере 10 миллионов долларов, которую получит первый частный космический корабль, совершивший полет на 100-километровую высоту и благополучно вернувшийся на Землю. При этом аппарат должен нести на своем борту экипаж из трех человек и повторить полет в течение двух недель.
Всего в конкурсе на X-Prize участвуют 27 команд. Из них самые большие шансы на победу сохраняет компания Scaled Composite, которая создала аппарат SpaceShipOne (SS1). В начале апреля Федеральное управление гражданской авиации США выдало ей лицензию на суборбитальный полет. Первые испытания аппарата SS1 были проведены в конце 2003 года - специально разработанный самолет-носитель White Knight поднял его в воздух с одним пилотом на борту. На высоте 15 километров ракета отделилась от самолета и, самостоятельно развив скорость до 1500 километров в час (примерно в 1,2 раза выше скорости звука), достигла высоты в 20700 метров над землей. Затем SS1 двенадцать минут находилась в свободном планировании и наконец благополучно приземлилась на посадочную полосу.
Первый частный пилотируемый полет назначен на 21 июня. Планируется, что White Knight поднимет SS1 на высоту около 16 километров, затем космический аппарат с пилотом на борту отделится и самостоятельно достигнет высоты в 100 километров над земной поверхностью. Полет на этой высоте продолжится три минуты, после чего SpaceShipOne начнет снижаться и приземлится на посадочную полосу. Весь полет займет 1,5 часа. Напомним, это произойдет всего через три дня после публикации докалада МТМ.
Еще один рекорд был поставлен в середине мая, когда частная космическая ракета GoFast, построенная компанией Civilian Space eXploration Team (CSXT), достигла 100-километровой высоты. Запуск был произведен с небольшого космодрома в пустыне Блэк Рок штата Невада. При этом также присутствовали представители Федерального управления гражданской авиации.
Ракета послала на Землю сигнал с высоты в 100 километров, после чего спустилась вниз на парашюте. Отдельно от ракеты спустился блок со специальной аппаратурой, который ракета выводила в космос. Она провела в открытом космосе несколько минут. Этой высоты GoFast достигла примерно за 14 секунд.
Ракета-носитель, космический корабль - амбиции частного космического сектора США под стать государственным планам, особенно если учесть, что за ним, в отличие от NASA, не стоит многомиллиардная госиндустрия. А значит, недалек тот день, когда американский бизнес начнет устанавливать в безвоздушном пространстве столбики с надписью "Частная собственность, проход воспрещен".
Павел Аксенов