Не правы те, кто сетует на нехватку в России масштабных личностей. Стране, сынами которой являются такие люди, как Вилор Струганов или Анатолий Быков, грех жаловаться. Американцы, например, до сих пор испытывают ностальгию по давно ушедшей эпохе нью-йорских и чикагских гангстеров. Мы же можем похвастаться историями из жизни подобных персонажей-современников. Даже если истории эти заканчиваются тюремным сроком.
15 июня 2004 года Красноярский краевой суд приговорил предпринимателя Вилора Струганова к девяти годам лишения свободы. Вилор Струганов был признан виновным в организации террористического акта и покушении на убийство, и теперь ему предстоит отбывать срок наказания в колонии строгого режима. Однако можно предполагать, что для осужденного и приговор, и сама зона станут лишь кратким и незначительным этапом большого пути.
Потому что в миру Вилор Струганов известен под именем Паша-Цветомузыка. Имя это он получил вовсе не за любовь к дискотекам, а за привычку часто моргать глазами, которую недоброжелатели считали нервным тиком. Правда, уже несколько лет Вилор Струганов о своем прозвище пытается забыть, как и о связанном с ним темным прошлым. И очень обижается, когда его называют криминальным авторитетом.
Имя Вилор расшифровывается как "Владимир Ильич Ленин - организатор революции". Так 24 сентября 1964 года назвала новорожденного Струганова мать Елена Федоровна - заключенная женской колонии города Мариинска Кемеровской области, отбывавшая срок за хищение продуктов из государственной столовой. Кроме Вилора она произвела на свет еще дочь Ольгу и старшего сына Андрея. От матери молодому поколению Стругановых передалась привычка часто попадать на зону - Андрей отсидел два раза, Ольга (видимо, как представитель слабого пола) - всего один.
Когда именно юный Вилор превратился в Пашу-Цветомузыку, доподлинно неизвестно. Мы знаем лишь, что в 1986 году он получил первый срок за кражу джинсов, стоивших на красноярском рынке 250 рублей, а в 1990 - сел за похищение человека и попытку получить у его родственников выкуп. В 1995 году Паша-Цветомузыка был условно-досрочно освобожден, вернулся в Красноярск и занялся предпринимательской деятельностью.
Каким именно частным бизнесом бывший зэк мог заняться в 1995 году, понятно без слов. Паша-Цветомузыка стал "крышей" красноярского Центрального рынка, а позже - учредителем управляющей компании "РГМ-Инвест" на рынке "Взлетка". По слухам, которые, правда, никем не проверены и проверены быть не могут, Паша-Цветомузыка являлся лидером влиятельной преступной группировки, которая, в частности, представляла интересы тогдашнего "короля" Красноярска, а ныне - народного героя Анатолия Быкова.
СМОТРИ ТАКЖЕ:Официальный сайт Анатолия Быкова "Русал" Законодательное собрание Красноярского края
Время тогда было непростое. Девяностые годы стали для Красноярска - бывшей столицы советского алюминия - эпохой "алюминиевых войн", в центре которых как раз и находился КрАЗ. Одним из главных участников боевых действий был упомянутый Анатолий Быков, который всего за год превратился из начальника охраны КрАЗа в председателя совета директоров завода и получил в собственность 28 процентов его акций. За это он помог руководству завода отстоять свою независимость от британской компании TWG, "державшей" тогда весь алюминиевый бизнес, и заслужил имидж борца против иностранных захватчиков. Все это время Паша-Цветомузыка считался правой рукой Быкова.
Когда в 1999 году против Быкова было заведено уголовное дело по подозрению в убийстве предпринимателя Александра Губина и отмывании криминальных доходов (дело это, по утверждению самого обвиняемого и его адвокатов, было инспирировано желавшей получить контроль над КрАЗом компанией "Русал" и тогдашним губернатором Красноярского края Александром Лебедем), Быков ударился в бега и был, в конце концов, арестован в Венгрии. Все это время Паша-Цветомузыка оставался его главным конфидентом в Красноярске. Например, по слухам, именно Струганов вел в отсутствие Быкова переговоры о продаже контрольного пакета акций КрАЗа.
Однако достаточно скоро некоторым наблюдателям стало казаться, что Паша-Цветомузыка пытается занять место своего патрона. По слухам, его люди стали собирать криминальный налог с бизнесменов и предпринимателей, которые когда-то платили Быкову. Сам Струганов стал стремительно превращаться в публичную фигуру, часто давая интервью и выступая по телевидению. Злые языки говорили, что Цветомузыке не дает покоя громкая слава Анатолия Быкова, который благодаря своим особым личностным качествам и любви к широким жестам успел заслужить беспрецедентную популярность среди жителей Красноярска.
А летом 2000 года Анатолий Быков был освобожден из под стражи за недостатком доказательств его причастности к вышеописанным преступлениям и вернулся в Красноярск. Судя по всему, именно в это время и произошла его размолвка с Пашей-Цветомузкой. По крайней мере, очевидцы рассказывают, что Быков перестал отвечать на телефонные звонки Струганова и отказывался от встреч с ним. Сам Паша-Цветомузыка тоже часто вспоминает об этом времени, объясняя, почему вдруг стал опасаться за собственную жизнь. Как известно, этот страх действительно довел Цветомузыку до "смерти". 29 сентября 2000 года в доме на Кутузовском проспекте были найдены два трупа, один их которых, как сообщили милиционеры фиксировавшим на пленку вынос тел из дома журналистам, оказался Вилором Стругановым.
Следователи сразу же решили, что Цветомузыку заказал Быков. 4 октября 2000 года в его загородном доме был проведен обыск, в ходе которого оперативники нашли у Быкова принадлежавшие Струганову часы. Так, спустя всего несколько месяцев после своего освобождения, Анатолий Быков снова был арестован и этапирован в Москву на место совершения вменявшегося ему в вину убийства.
Так для Красноярска начался период двойного траура - один народный герой покинул город в направлении СИЗО "Лефортово", а второй, как все полагали, безвременно покинул этот мир. Трудно даже представить удивление красноярцев, вскоре узнавших, что Паша-Цветомузыка жив-здоров, находится в Красноярске, а вся история с убийством - хитроумно организованная следователями "подстава". Сотрудники правоохранительных органов якобы знали о готовящемся Быковым покушении на Струганова и заманили киллера в ловушку.
Рассказал об этом сам предполагаемый киллер - Александр Василенко, на показаниях которого и основывалось все дело. Василенко утверждал, что Быков дал ему оружие и приказал застрелить Цветомузыку. К делу была приобщена также аудиозапись, на которой можно было услышать, как Василенко докладывает Быкову об успешном завершении операции.
Однако в декабре 2001 года, когда Быков все еще ожидал начала слушаний, находившийся на Кипре Василенко в присутствии нескольких депутатов Государственной Думы от ЛДПР отказался от своих показаний и рассказал, что Паша-Цветомузыка заказал себя сам с единственной целью - убрать со своего пути Быкова. Якобы Цветомузыка не просто пообещал заплатить киллеру, но и популярно объяснил ему, что в устранении Быкова руками прокуратуры были заинтересованы высокопоставленные чиновники и бизнесмены, мечтавшие завершить передел собственности на КрАЗе.
Кстати, передел собственности действительно состоялся. Пока Быков сидел в СИЗО, "Русал" скупил 66 процентов акций завода и с помощью дополнительной эмиссии и ареста акций превратил принадлежавшие Быкову 28 процентов активов в 4 процента. Нет ничего удивительного в том, что в июле 2003 года суд признал Анатолия Быкова виновным, но тут же амнистировал его по случаю празднования 55-летия победы в Великой Отечественной войне.
Одним из формальных оснований для амнистии стал тот факт, что, находясь в тюрьме, Быков, тем не менее, успел победить на выборах в Законодательное собрание Красноярского края. Кстати, возвращение Быкова в Красноярск поставило краевых юристов и политиков перед сложной проблемой - по закону человек не мог одновременно отбывать условный срок и работать депутатом Законодательного собрания. Однако никто из благоразумных жителей Красноярска не смог решиться на то, чтобы лишить Быкова мандата. И тогда благородный предприниматель пошел на беспрецедентный шаг и снял с себя депутатские обязанности самостоятельно.
Несомненно, выйдя на свободу, Быков был бы рад встретиться со своим заклятым другом Пашей-Цветомузыкой, но сделать этого уже не мог. По иронии судьбы, в то же самое время, когда киллер Василенко начал отказываться от показаний против Быкова и обвинил Струганова в попытке оклеветать бывшего владельца КрАЗа, сам Струганов был задержан
по подозрению в терроризме и покушении на убийство.
Дело в том, что мечтавший уподобиться своему бывшему патрону Струганов сам баллотировался в Законодательное собрание Красноярска одновременно с Быковым. Правда, он проиграл, не набрав в своем районе и четырех процентов голосов. Зато предвыборная кампания ознаменовалась взрывом в школе номер 100, в помещении которой располагался избирательный участок, и в квартире Струганова. Оба взрыва произошли в один день, 21 декабря 2001 года, и были квалифицированы прокуратурой как террористические акты. При этом, по версии следователей, взрывы организовал сам Паша-Цветомузыка, чтобы привлечь внимание к собственной персоне. Видимо, к такому выводу следователи пришли, вспомнив о том, как Паша однажды уже инсценировал собственное убийство.
Кроме терроризма, Вилору Струганову инкриминировалось покушение на убийство. Дело в том, что кроме школы и квартиры преступники заминировали джип одного из друзей Цветомузыки - Валерия Михеева по кличке Рембо. И ни тот факт, что на момент совершения преступления джипом пользовался сам Цветомузыка, ни заверения Михеева, пытавшегося убедить суд в том, что Струганов не хотел его убивать, не заставили судей снять со Струганова обвинение.
Как и в случае с делом Быкова, доказательства обвинения строились на показаниях одного из исполнителей убийства. Житель Башкирии Андрей Дударев рассказал суду, что приехал в Красноярск и был вместе с неким Григорием Проскуряковым нанят Стругановым для того, чтобы заминировать несколько объектов в городе. Однако при попытке заложить взрывчатку в здание школы произошел самопроизвольный взрыв, в результате которого Проскуряков погиб, а Дударев ослеп, раскаялся и решил сознаться во всем милиции. На это основании Дударев был освобожден от уголовного преследования, и на скамье подсудимых оказались Струганов и его предполагаемый подельник - Евгений Беловенцев.
Во время судебного разбирательства адвокаты Цветомузыки обвиняли прокуратуру в фальсификации документов, а некоторые СМИ утверждали, что дело сфабриковано по заказу Быкова. Вызванные обвинением свидетели - некие заключенные, которые, якобы, слышали, как Беловенцев рассказывал им о готовящемся преступлении, - были привезены на суд в масках, но прямо в зале заседаний сняли маски и сказали, что подобного разговора никогда не было, а предыдущие показания они дали под давлением.
Однако все это не помешало судьям признать Цветомузыку и Беловенцева виновными. Правда, Беловенцев получил всего 4 года, а Вилор Струганов - не 18 лет, как требовала прокуратура, а в два раза меньше.
Возможно, и он тоже выйдет на свободу раньше положенного срока и захочет встретиться с Анатолием Быковым. Но это будет уже совсем другая история...
Елена Любарская