Общеизвестен факт, что старые солдаты, обладающие способностью в трех словах объяснить подчиненным боевую задачу на текущую пятилетку, перекрывая при этом грохот артиллерийской канонады, часто теряются при необходимости выразить вербально свои лучшие чувства. Однако мало кто может себе позволить усомниться в математических способностях защитников родины. Ведь без хорошего знания мира цифр невозможно спланировать успешные военные операции и согласовать свои действия по минутам со всеми заинтересованными сторонами. До некоторых пор это утверждение было справедливо и для старых солдат, окопавшихся в американской администрации. Никто не рискнул бы предположить, что возглавляемый харизматичным генералом Пауэллом Государственный департамент США запутается в пределах тысячи и сделает на основе ошибочных подсчетов не менее ошибочные стратегические выводы.
29 апреля текущего года американское внешнеполитическое ведомство в лице Колина Пауэлла торжественно сообщило американской общественности о том, что усилия руководства США, бьющегося не на живот, а на смерть с мировым терроризмом, вознаграждены. 2003 год, по версии Госдепартамента, стал самым спокойным периодом за последние 35 лет с точки зрения террористической активности. В доказательство приводился целый ряд статистических данных, где главным показателем стало количество погибших и пострадавших от рук террористов. Так, согласно апрельской версии, в прошлом году жертвами террора во всем мире стали 307 человек, около полутора тысяч получили ранения. Для сравнения, аналогичные показатели для 2002 года выглядели куда более удручающими - 725 погибших и более 2000 раненых. И уж совсем печально выглядела статистика 2001 года, когда только в США в результате столкновения захваченных террористами самолетов с башнями Всемирного торгового центра погибли около 3000 человек.
Существенно уменьшилось и количество терактов. В 2003 году Госдепартамент насчитал их всего 190, тогда как в 2002 году их было 198, а в 2001-м - 346. При этом отмечалось, что против граждан США в прошлом году было совершено 82 теракта, в 2002-м - 77, ну и в 2001-м - аж 219. Правда, в конце доклада была небольшая пометка, гласившая, что при определении числа пострадавших не учитывались военные потери в Ираке, так как данную статистику ведет Министерство обороны. Таким образом, заключает старый солдат Пауэлл, эффективность войны с терроризмом, о присоединении к которой объявило почти все прогрессивное человечество, доказана, а экстремистам всех мастей преподан серьезный урок.
Но победная эйфория продолжалась недолго. Видимо, героический командующий "бурями в пустыне", собрав в кулак свои математические способности и несомненный талант полководца, понял, что слишком уж оптимистична цифра потерь, учитывая масштаб военных действий. Уже в середине июня, после проведения ряда проверок, тот же Пауэлл со свойственной военным прямотой был вынужден признать: заявленные в первоначальном варианте доклада данные не соответствуют действительности. И речь идет не просто о недочетах, а об ошибке, как говорится, "в разы".
Еще чуть позже выяснилась и причина. Колин Пауэлл вновь оказался на передовой и, с видом попавшего в окружение фельдмаршала Паулюса, сообщил, что его подчиненные оперировали неверными сведениями, попавшими в базу данных Информационного центра по противодействию терроризму (Terrorism Threat Information Center). Каким образом они туда попали и явились ли ошибки в подсчетах следствием технических проблем или пресловутого "человеческого фактора", старый солдат уточнять не стал. Добавил лишь, что доработка доклада не является попыткой администрации реставрировать несколько повредившийся от частого использования имидж президента Буша.
Новый вариант был озвучен госсекретарем вечером 22 июня на специальной пресс-конференции. Представляя исправленный документ, Колин Пауэлл назвал и главного виновника "торжества". Как оказалось, честь обнаружения явных просчетов принадлежит конгрессмену Генри Ваксмэну (Henry Waxman), который собственноручно пересчитал теракты и указал Госдепартаменту на его математическое фиаско. Только после этого, по словам Пауэлла, была проведена титаническая работа по проверке не только данных, но и всей системы классификации. В итоге, были получены следующие результаты:
Таким образом, признал госсекретарь, говорить о скором поражении мирового терроризма пока не представляется возможным. Но это нисколько не умаляет значимости международного сотрудничества.
Ну, а далее пресс-конференция стала по терминологии и сути напоминать хрестоматийный монолог Михаила Жванецкого "Собрание на ликеро-водочном заводе". На посыпавшиеся со всех сторон вопросы Колин Пауэлл однообразно ответствовал сакраментальной фразой: "Я должен ехать в Белый дом". Он повторил ее столько раз, что у непосвященного слушателя могло сложиться впечатление, что старый солдат выполняет прямой приказ верховного главнокомандующего отдать свою жизнь именно на Капитолийском холме и не подчиниться такому приказу он, по определению, не может. В конце концов, отбившись от назойливых репортеров, госсекретарь пригласил к микрофону Амбассадора Блэка (Ambassador Black), координатора Госдепартамента по вопросам борьбы с терроризмом, и Джона Бреннана (John Brennan), главу того самого Информационного центра по противодействию терроризму, который в действительности оказался Аналитическим центром по противодействию тому же самому. Видимо, никто из помощников Пауэлла, слушавших его речь о признании собственных ошибок, не решился сообщить госсекретарю о том, что он допускает еще одну, путая название организации, поставляющей как ЦРУ, так и Госдепартаменту последние сводки "с фронта".
Однако Бреннан и Блэк оказались людьми необидчивыми и сразу перешли к главному - причинам ошибок в рассчетах. Как оказалось, один из ведущих аналитических центров, образованный всего год назад, пользуется устаревшим оборудованием, которое не позволяет на должном уровне хранить, перерабатывать, передавать спецслужбам и получать от них необходимую информацию. При этом оба бойца антитеррористического фронта не отрицали, что и в статистику прошлогоднего доклада могли вкрасться ошибки и что, вообще, подобные документы - вещь очень динамичная, и данные там могут периодически обновляться. Видимо, как и сама война с терроризмом.
Еще одной проблемой, взволновавшей присутствовавших, оказался критерий определения серьезности того или иного террористического акта и, соответственно, его учет в статистике. И здесь выяснилось, что, согласно принятым много лет назад правилам, теракт считается серьезным, если несколько человек получили ранения или, например, причинен материальный ущерб на сумму более чем 10 тысяч долларов. "Скажем, кто-то бросил бутылку с "коктейлем Молотова" в банкомат Citibanka, находящийся на территории другого государства, а сам акт вандализма совершила группа, протестующая против присутствия американских граждан на территории страны. Это уже можно трактовать как серьезный террористический акт, поскольку стоимость оборудования превышает названную сумму", - прокомментировал Бреннан. Таким образом, в распоряжение ЦРУ и Госдепартамента попадают заведомо искаженные данные о террористической активности, на основании которых оба ведомства готовят доклады для Белого дома, а тот, в свою очередь, принимает решения о масштабах проведения контртеррористических мероприятий.
Словом, на войне, как на войне. Остается надеяться, что в следующем году никому не придет в голову разбрасываться "коктейлями Молотова" в непосредственной близости от старых американских солдат, которые, хоть и не знают слов любви, но умеют отменно руководить "Бурями в пустыне" и вводить иные государства в состояние "Шока и трепета".
Андрей Воронцов