Главное
05:28, 26 июня 2004

За пять дней до конца света Как выглядит Ирак накануне собственной независимости.

Сегодня 25 июня. До формальной передачи власти в Ираке Временному правительству осталось пять дней. И на месте членов этого правительства, как, впрочем, и на месте американцев и представителей коалиции, находящихся в Ираке, сейчас не хотел бы оказаться никто.

Утверждение о том, что эскалация насилия, которая только за один день 24 июня привела к гибели более 100 человек, была вполне ожидаема (о том, что все противники демократии начнут особенно активно взрывать бомбы и стрелять из автоматов в аккурат перед 30 июня, предупреждали как члены правительства, так и представители американской администрации), звучит убедительно, но малоутешительно.

Начнем с того, что чуть ли не впервые в постсаддамовской истории Ирака беспорядки в разных городах начались одновременно и скоординировано. Вчера "суннитский треугольник" Ирака в течение шести часов находился в состоянии хаоса. Причем повстанцы и примкнувшие к ним люди пользовались весьма разнообразным арсеналом средств борьбы. В ход пошли начиненные взрывчаткой автомобили, чемодан с бомбой, автоматическое оружие и приемы уличного боя.

СМОТРИ ТАКЖЕАмериканская администрация Ирака

Самым кровавым вчерашний день оказался для города Бакуба, расположенного к северо-востоку от Багдада. Около 5:30 утра неизвестные напали на американский патруль, обстреляв его из автоматического оружия и закидав гранатами. Двое американских солдат 1-й Пехотной дивизии были убиты, а еще семеро - ранены. Одновременно люди в масках совершили нападение еще на несколько объектов в Бакубе, в частности, на здания мэрии и полиции. От обстрелов пострадали также иракские полицейские патрули. Напавшим на здание полиции боевикам удалось захватить арсенал оружия, и они предприняли попытку захвата заложников. В результате завязавшейся перестрелки погибли еще 20 полицейских. Боевики также сожгли дом начальника полиции города Бакуба после того, как он попытался оказать им сопротивление.

Пока в Бакубе сражались, в Мосуле взрывали. В 9 утра там одновременно взорвались три начиненных взрывчаткой автомобиля - возле полицейской академии, отделения местной полиции и возле здания больницы. Несколькими часами позже еще один взрыв произошел возле другого отделения полиции, а несколько полицейских патрулей подверглись нападениям. В результате терактов погибли 62 человека и более 200 были ранены. Тот факт, что в Мосуле за один день развернулась кровавая бойня, особенно удивителен, так как до сих пор этот город считался относительно спокойным местом.

В Багдаде в районе Рашид произошло событие, заставившее всех заговорить об особой наглости боевиков. Человек, одетый в полицейскую форму, подошел к КПП и нажал на кнопку, спрятанную в его чемоданчике. Взрыв лишил жизни четверых иракских полицейских и нескольких американских солдат.

Тем временем боевики, засевшие в городе Фаллуджа, сбили американский вертолет "Кобра" (экипажу, правда, удалось спастись). Это заставило американских морских пехотинцев, которые почти месяц назад отдали контроль над Фаллуджей в руки иракских полицейских, войти в город и вступить в перестрелку с повстанцами. Бои остановились только после того, как старейшины города в очередной раз выступили посредниками в переговорах между сражавшимися.

В городе Рамади неизвестные совершили нападение на здания городской администрации и трех полицейских участков. Для того чтобы остановить агрессию, американцам пришлось сбросить несколько бомб на мятежные города. Общее количество жертв вчерашнего дня достигло 105 человек, более 300 человек были ранены.

Кроме того, что 24 июня иракским повстанцам удалось доказать, что они не стали ни на йоту слабее, чем прежде, и что их люди могут по своему желанию поднимать и останавливать вооруженный мятеж, все произошедшее вызывает тревогу еще и потому, что беспорядки начались одновременно в нескольких городах. Даже премьер-министр Ирака Ияд Аллави признал, что на этот раз правительство столкнулось с беспрецедентным уровнем сотрудничества повстанцев, проживающих в разных городах. И хотя неназванный источник в армии США и заявил Reuters, что "такое взаимодействие достигается с помощью пары телефонных звонков", его слова вряд ли кого-нибудь успокоят.

Тем более что речь идет не только о тесном сотрудничестве иракских баасистов из разных населенных пунктов, но и об их союзе с иностранными волонтерами, работающими на Абу аль-Заркави - представителя "Аль-Каеды" в Ираке, возглавляющего движение "Единобожие и священный джихад". Известно, что именно люди аль-Заркави хозяйничают в Фаллудже. А вот тот факт, что многие из боевиков, сражавшихся на улицах Бакубы, также красовались в головных повязках с надписями "Батальон единобожия и джихада", стал для наблюдателей достаточно неожиданным.

Боевики в Бакубе не только стреляли, но и раздавали прохожим листовки. На листовках было написано: "Плоть коллаборационистов вкуснее, чем плоть американцев". Интересно, что такое каннибальское заявление вовсе не вызывало протеста у жителей Бакубы. Потому что они, как и подавляющее большинство населения Ирака, себя коллаборационистами не считают. Согласно последним опросам населения, 90 процентов иракцев не только мечтают, как раньше, о выводе американских войск, но и считают, что действия боевиков являются лучшим способом достичь скорейшего освобождения страны.

Не раз звучавшие утверждения о том, что взрывы и вооруженные нападения на иракцев могут восстановить общественное мнение в стране против мятежников, основаны на чисто западном представлении о добре и зле. С точки зрения многих иракцев, человеческие жертвы вполне оправданы, если люди теряют жизнь за правое дело. Хорошей иллюстрацией этому может служить нынешняя ситуация в Фаллудже.

Корреспонденты газеты Washington Times опросили иракцев, побывавших в Фаллудже в последние недели или живущих там. Оказалось, что в городе, фактически неподконтрольном сейчас ни американской администрации, ни иракскому правительству, установился режим, напоминающий режим талибов, правивших в Афганистане. Спиртные напитки запрещены, людей, подозреваемых в проамериканских симпатиях, расстреливают на месте, городом управляют в основном люди аль-Заркави, приехавшие из Сирии и других стран. В музыкальных магазинах продается только религиозная музыка. Однако все это вполне устраивает жителей Фаллуджи, которые, по высказыванию проживающего в городе студента багдадского университета, вдруг стали "очень религиозными". Кроме всего прочего, шариатские суды, работающие в городе, очень эффективно справляются с поддержанием порядка, что неудивительно, учитывая, что по исламским законам за кражу, например, полагается отрубить вору руку.

Самое интересное, что иракские полицейские из "Бригады Фаллуджи", формально управляющие городом, не только смотрят на происходящее сквозь пальцы, но, вроде бы, активно сотрудничают с исламистами. Да и в других городах Ирака можно часто видеть, как полицейские братаются с повстанцами и отказываются в них стрелять. Это вполне характерно для того состояния, в котором находится иракская полиция за несколько дней до того, как ей предстоит стать главным гарантом безопасности в стране.

Сейчас по платежным ведомостям в Ираке проходят около 120 тысяч офицеров полиции, причем на самом деле работают не более 89 тысяч из них. Более половины полицейских не получили вообще никакой подготовки. Иракской полиции не хватает также снаряжения (в Ирак из США пока что прибыло чуть более половины обещанных единиц оружия), а армии - казарм и баз (их строительство отстает на 3 месяца).

Между тем, после 30 июня американцам придется делать все возможное, чтобы постепенно передать этим неподготовленным и дружественно настроенным по отношению к повстанцам полицейским многие функции, которые сейчас выполняет коалиционная армия. Поэтому и вызывает сочувствие правительство Ирака, которому придется поддерживать порядок в стране с помощью такой полиции. Впрочем, перспективы самих американцев тоже радужными не назовешь.

Елена Любарская