Главное
00:29, 26 июня 2004

Черный день "серого кардинала" Убит бывший вице-премьер Чечни Яков Сергунин

В ночь на пятницу в центре Москвы был убит бывший заместитель председателя правительства Чеченской республики Яков Сергунин. Вечером Сергунин вместе с женой были в ресторане "Кавказский дворик" на улице Покровка, 40. Когда они сели в свой Lexus, проезжавший мимо машины мотоциклист притормозил и открыл огонь по джипу. После этого преступник скрылся. От полученных ранений Сергунин скончался на месте, его жена в тяжелом состоянии была госпитализирована. ГУВД Москвы немедленно объявило специальный план-перехват "Вулкан-5", результатов пока не давший. Прокуратурой ЦАО Москвы возбуждено уголовное дело. В том что, убийство носит явно заказной характер, мало кто сомневается. Вопрос как всегда один - cui prodest, кому выгодно?

Кавказ подо мною...

Поскольку Яков Сергунин некоторое время работал в Чечне, то первое предположение в связи с его гибелью - это "чеченский след", версия сколь скоропалительная, столь и дающая простор для вариантов. Даже в относительно мирные советские времена обрести врага в Чечне проблемы не составляло. Сейчас же, после пятнадцати лет смуты это и вовсе проще простого, тем более что мотивы могут варьироваться от кровной мести до столкновения различных групп, имеющих интересы в республике. Тем более, что по оперативным данным, незадолго до убийства Сергунина за ним вели слежку люди предположительно кавказской национальности. Жена Сергунина, кстати, по национальности - чеченка. Сам Сергунин с 2001-го по 2002 год работал во властных структурах Чечни. В октябре 2001 года Ахмад Кадыров лично назначил его на ключевой пост - руководителя объединенного аппарата главы республики и правительства республики. Когда Кадыров представлял Сергунина членам кабинета министров Чечни, он заявил, что "этого человека мне прислал Аллах" - в устах муфтия это свидетельствовало о нешуточном уважении.

Кадыров призвал к себе Сергунина, несмотря на протесты тогдашнего председателя правительства Чечни Станислава Ильясова и полпреда президента в Южном округе Виктора Казанцева. Бывший президент Чечни считал Сергунина своим человеком, который отстаивал бы его интересы перед более консервативным Станиславом Ильясовым.

Когда в 2000 году бизнесмен Сергунин, имевший судимость, неожиданно возглавил судебный департамент по Чечне, то лица, знакомые со сферой судопроизводства, были крайне удивлены. Сложно припомнить такой стремительный переход из бизнеса в юстицию при отсутствии судейского или научно-педагогического стажа. Чеченский судебный проект, который курировал Сергунин, получил государственное значение. Новых судей даже демонстрировали иностранцам в качестве символов демократических перемен в республике. Уже будучи вице-премьером Чечни, Сергунин активно способствовал созданию УВД по Чечне, проводя в жизнь политику сокращения "прикомандированных" сотрудников МВД, о которых Сергунин отзывался очень критически.

Занимая государственный пост, Сергунин старался не выказывать публично своих пристрастий к той или иной сфере бизнеса. Однако его любовь к энергетике все же дала себя знать. Еще в Москве предприятие "Мосэнергомонтаж", в котором Сергунин работал в 1996-1998 годах, выиграло тендер на подрядные работы по восстановлению Аргунской ТЭЦ. Её значение для Чечни переоценить сложно: восстановление ТЭЦ стало приоритетом в "чеченской" стратегии РАО ЕЭС. От ее работы зависит целый ряд промышленных предприятий республики. Естественно, что такой проект не мог остаться без внимания крупных чеченских бизнесменов.

За время работы в Чечне Сергунин успел создать себе крайне противоречивую репутацию. Во-первых, он "прославился" как большой любитель женского пола. По фактам сексуального домогательства на территории зданий правительственного комплекса было несколько обращений к руководству Чечни, в том числе и лично к Ахмаду Кадырову. Однако докладным запискам хода дано не было. Но в бюрократических кругах он моментально стал известен как непревзойденный мастер аппаратных интриг. При этом, в отличие от других вице-премьеров, он формально ни за что не отвечал. По словам сотрудников аппарата правительства, его обязанности были размыты, он курировал всё и ничего. Однако общим процессам, в том числе и тем, от которых зависело распределение денег, Сергунин уделял самое пристальное внимание.

Он был своеобразным "серым кардиналом" - именно от него зависело, кому из сотрудников проходить переаттестацию, кроме того, он заведовал бухгалтерией, кадрами, и имел доступ к серьезным финансовым документам. Именно в этот период, как показала позже проверка Счетной палаты, в Чечне были допущены серьезные финансовые нарушения.

В декабре 2002 Директор ФСБ Николай Патрушев заявил, что в ходе проверки, осуществленной ФСБ России совместно со Счетной палатой на территории Чечни, было выявлено нецелевое использование средств на сумму более 700 миллионов рублей. Не секрет, что хищения средств, выделявшихся на восстановление Чечни, не прекращались ни в первую, ни во вторую чеченскую кампании. С января по август 2000 года в Чечню из федерального бюджета было направлено 1,3 миллиарда рублей (48 миллионов долларов), что составило 54 процента общей суммы, планируемой на эти цели. По официальным данным Счетной палаты, почти 2,5 миллиона долларов (67 миллионов рублей) из этих денег были расхищены. Конкретных имен названо не было.

В апреле 2001 года в махинациях и хищениях на сумму 589 тысяч рублей был обвинен замминистра коммунального хозяйства республиканского правительства Виалды Айдаев. В сентябре 2001 года на мошенничестве попались сотрудники администрации Старопромысловского района Грозного. В течение одного месяца работниками районного отдела труда и социальной защиты было похищено свыше 140 тысяч рублей детских пособий. Злоупотребления были выявлены и в системе Пенсионного фонда. Деньги расхищались путем оформления личных дел на несуществующих людей.

Всего же в 2001 году российское Министерство внутренних дел выявило 1147 фактов хищений бюджетных средств, направленных на восстановление экономики Чечни. По данным тогдашнего министра внутренних дел Бориса Грызлова, общая сумма хищений составила 567 с половиной миллионов рублей. В апреле 2003 года председатель Счетной палаты Сергей Степашин заявил, что в Чечне обнаружены финансовые нарушения на сумму 366 миллионов рублей. Из них украдены 21 миллион, нецелевые расходы за счет средств федерального бюджета составили 13 миллионов, нецелевые расходы за счет средств республиканского бюджета - 65 миллионов. В основном, по словам Степашина, нарушения были связаны "с несовершенством бюджетного законодательства и недостаточной финансовой дисциплиной". К этому периоду как раз и относится деятельность Сергунина в правительстве Чечни.

В Чечне считалось, что Сергунин имеет весомую поддержку в Москве и потому, как верный человек Кадырова, практически несокрушим. Но в конце концов, аппаратные игры вкупе с неясностями в финансовых вопросах, видимо, надоели как Москве, так и Грозному, и Сергунин опять ушел в тень. Когда Сергунин в 2002 году покинул властные структуры республики (он был отправлен в отпуск, из которого не вернулся), то, возвратившись в Москву, снова занялся любимым делом, а именно коммерцией. И опять о характере его деятельности точных данных нет. И очень похоже на то, что чеченский след, если такой и наличествует в его убийстве, теснейшим образом переплетен с другим - финансовым.

Это многих славный путь

При взгляде на биографию Сергунина, прежде всего, обращает на себя внимание следующий факт - он постоянно кидался то в бизнес, то в государственные структуры, видимо, пытаясь найти оптимальный способ совмещения обеих сторон. Все сообщения о гибели Сергунина концентрируются на том, что погиб бывший вице-премьер Чечни, иногда его называют генерал-лейтенантом юстиции и очень редко - предпринимателем. Между тем, именно этот момент в его биографии является, по-видимому, основным.

Яков Александрович Сергунин родился 25 июля 1954 года в городе Березовске Свердловской области. Служил в армии на должностях младшего и среднего начальственного состава, с 1980 года - в органах внутренних дел. С 1981 по 1986 учился в Академии МВД. Биография для того времени обычная, если бы не один неожиданный поворот. 21 июля 1987 года приказом 8-го Главного управления МВД СССР капитан милиции Яков Сергунин был уволен из органов внутренних дел в запас ВС СССР по статье 69-й Положения о прохождении службы рядовым и начсоставом в органах внутренних дел: "совершение поступков, дискредитирующих звания начальствующего состава".

18 июля 1988 года Московский городской суд приговорил старшего уполномоченного Сергунина Якова Александровича к трем годам заключения в исправительно-трудовой колонии усиленного режима. Судебная коллегия Верховного суда смягчила приговор до полутора лет. Сергунина признали виновным по статьям 175 и 195 - "должностной подлог" и "похищение или повреждение штампов, печатей, бланков" соответственно.

На суде Сергунин признал, что "похитил бланк служебного удостоверения личности сотрудника МВД СССР, вклеил в него свою фотографию, заполнил необходимые для документов данной категории реквизиты, внеся в них заведомо ложные сведения, и использовал это фиктивное удостоверение в личных целях". Вскрылись махинации Сергунина с паспортами, а также рукоприкладство по отношению к женщине - добиваясь близости, он получил отказ и пустил в ход кулаки.

Официально с 07.1987 по 04.1989 Сергунин занимался предпринимательской деятельностью. После освобождения из мест лишения свободы Сергунин являлся совладельцем фирм "Брок-747", частного охранного предприятия "Щит и меч". Параллельно, по документам спецслужб, некий гражданин Я. Сергунин был близок к преступным цыганским группировкам казахстанских городов Караганды и Темиртау (Сергунин по национальности цыган), которые занимались оптовым и розничным сбытом героина в России и Казахстане. Кроме того, в криминальной среде фигурировал еще один Сергунин по кличке Ян-московский, который имел близкие отношения с "вором в законе" ингушом Ильясом Султановым по кличке Борода. Опять же по данным спецслужб, в мае 2001 года некто Сергунин сумел сгладить возникший было в Караганде конфликт между цыганской и чеченской диаспорами после убийства цыганами чеченца.

В бизнесе конца 1980-х годов Сергунин очень преуспел. Он работал брокером на РТСБ, был заместителем генерального директора ТМО "Интеграл" исполкома Краснопресненского района Москвы, был вице-президентом фирмы МПФК "Укрросметалл", некоторое время был главой и крупным акционером многопрофильной компании "Аквариус", но затем продал свои акции Нефтехимбанку. Одновременно он числился сотрудником Рабочего центра экономических реформ при правительстве, занимая там скромный пост в общем отделе, дававший, однако, официальный статус "государственного человека".

С 1995 по 1996 Сергунин оставил бизнес и был назначен заместителем генерального директора по внешнеэкономическим связям Управления делами президента РФ. Энергетика, а особенно внешнеэкономическая её деятельность, его очень интересовала - в 1996 году он опять ушел в коммерцию, на пост директора по внешнеэкономическим связям ОАО "Мосэнергомонтаж", где пробыл два года. С 1998 года он работал директором по внешнеэкономической деятельности московского ТОО "Комплект-Энергия-Д". Человек с редчайшим умением заводить полезные связи и при этом оставаться в тени не мог не набрать капитал как политический, так и финансовый. Ну а где начинаются большие деньги, там начинаются и большие проблемы...

То, что люди с криминальным прошлым порой неплохо устраиваются во власти - секрет Полишинеля. Но недаром существует пословица "сколь веревочке ни виться...". Скорее всего, Сергунин погиб из-за своей коммерческой деятельности, которая очень тесно была связана с Кавказом. Впрочем, есть и еще одно простое предположение - он перестал устраивать очень многих. Неприметный человек, обладающий связями, деньгами и закулисным влиянием, рано или поздно смог бы сыграть свою партию и выйти из-под контроля, став фактически недосягаемым ни для кого. А такое положение не устраивало ни власть, ни бизнес.

Сергей Карамаев