Нужен ли человечеству космос? Такой вопрос после почти полувековой космической гонки, как ни странно, все еще находит живой отклик не только среди простых людей, но даже и среди некоторых государственных деятелей. Многие полагают, что исследование космического пространства является наркотиком для людей, падких до сенсаций и тайн. Те, кто отвечают на этот вопрос отрицательно, упрекают космические агентства в этакой наркоторговле и совращении несовершеннолетнего человечества. Дескать, настоящая цель NASA, "Росавиакосмоса" и прочих ESA - выбивание денег из бюджета, а экспедиции на Марс, Венеру и кометы нужны только для отчетности по растрате фондов. Толку, мол, от них никакого - сполшные огорчения, особенно, когда происходят аварии...
Однако не все так плохо. Ведь в космосе работают не только "спириты" с "эмкаэсами", которые приносят лишь мифические дивиденды в виде удовлетворенной национальной гордости и материалов для научных исследований. Космос - это не только гигантское (больше некуда!) поле для экспериментов и ненасытная прорва для бюджетов сверхдержав. Это еще и золотая жила для предприимчивых коммерсантов. В нынешнюю эпоху информация подчинила себе жизнь каждого - протестуй против развития космонавтики сколько хочешь, но ведь приятно, когда протесты твои покажут по спутниковому телевидению! Поэтому коммерция не просто поддерживает на плаву многие космические компании - она позволяет им неплохо зарабатывать на запусках коммерческих спутников (а иногда и космических туристов).
Только 29 июня, например, и только российскими (включая совместные) компаниями были запущены девять спутников, принадлежащих разным странам - Франции, Саудовской Аравии, США, Италии. В далеком 57-м о таких массовых стартах писали лишь самые смелые фантасты, а теперь не каждый запуск отражается в новостях... Впрочем, каждую ошибку, а тем более аварию обсуждают широко и гласно. Собственно, один из этих девяти запусков как раз и оказался аварийным.
Речь идет о запуске телекоммуникационного спутника Telstar-18 американской компании Loral Space & Communications. Его должна была вывести на орбиту ракета-носитель Зенит-3SL - совместная украино-российско-американская разработка. По плану ракета должна была стартовать с плавучей пусковой платформы Odyssey в 07:59 по московскому времени. Старт прошел в нормальном режиме, однако впоследствии возникли неполадки во время второго включения маршевого двигателя разгонного блока ДМ-SL, из-за чего спутник не оказался на расчетной (целевой) орбите. Для того чтобы понять, что именно произошло со спутником, расскажем немного подробнее о типовой схеме запуска и о проекте в целом.
В любом коммерческом космическом проекте во главу угла ставится его дешевизна. Космос - дело финансово емкое, и поэтому чем дешевле будет стоить выведение максимально тяжелого коммерческого груза на орбиту, тем более будет процветать предприятие. Но увеличение веса спутника напрямую связано с увеличением эффективности его последующей деятельности, от чего также зависит рентабельность проекта в целом. Поэтому современным проектировщикам приходится искать компромисс между стоимостью запуска и количеством выводимого в космос оборудования.
Совместными усилиями нескольких стран (России, Украины, США и Норвегии) такой компромисс был найден - морские пуски. Можно сказать, что этот проект является одним из самых мирных итогов Холодной войны - его задумали те, кто проектировал запуски стратегических ракет с подводных лодок.
Дело в том, что преодолеть притяжение Земли можно при помощи вращения нашей планеты - понятно, что центробежная сила, которая добавляет скорости ракете, активнее всего будет воздействовать на нее при старте с экватора. Однако возводить экваториальные космодромы, которые находятся вдали от заводов, выпускающих компоненты ракет, - дело дорогостоящее. Гораздо проще и дешевле содержать на экваторе плавучую стартовую площадку.
Среди других достоинств такой схемы - независимость от политических рисков. Запуски производятся из нейтральных вод, где ни одно государство неспособно им препятствовать. Не нужно также платить за аренду земли для космодрома, создавать инфраструктуру в виде подъездных путей, зданий для обслуживающего персонала, зоны безопасности. Среди плюсов также и то, что сами ракеты можно готовить к запуску на заводе-изготовителе, то есть в условиях, которые гарантируют максимальное качество работы.
Морской космодром состоит из двух "плавсредств" - сборочно-командного судна и плавучей стартовой площадки "Одиссей". Кроме них в походе участвует целая флотилия мелких вспомогательных судов, выполняющих различные задачи.
Сборочно-командное судно (СКС) водоизмещением 34 тысячи тонн было построено на верфи компании Kvaerner в шотландском городе Глазго в 1997 году, после чего достраивалось в Санкт-Петербурге на Канонерском судоремонтном заводе. Окончательно его сдали в эксплуатацию летом 1998 года, когда оно прибыло Калифорнию, миновав по пути Панамский канал. При создании СКС была использована конструкция грузового судна типа Ro-Ro (roll-on/roll-off). Ракету-носитель собирают непосредственно на СКС, после чего ее переносят в специальный ангар на плавучей платформе, которая также отправляется к месту старта. СКС служит центром управления пуском и процессом подготовки к нему и местом размещения всего необходимого персонала.
Платформа "Одиссей"
Платформа "Одиссей" (стартовая платформа - СП) является уникальным сооружением. Она была разработана на базе морской платформы для нефтедобычи в норвежской судостроительной корпорации Rosenberg Shipyard. Она оснащена стартовым столом, установщиком ракеты, системами заправки топливом и другими механизмами, обеспечивающими подготовку и запуск. Монтаж ракетных систем, пускового и вспомогательного оборудования проводился на верфи "Кварнер-Выборг-Верфь" в Выборге. На СП могут размещаться 68 человек персонала, обслуживающего пуски, однако все они покидают платформу за пять часов до часа "Т" - момента запуска. Непосредственная подготовка к нему и сам пуск производятся в автоматическом режиме под контролем из ЦУП, который размещается на СКС. Сразу же после старта к "Одиссею" подходят вспомогательные пожарные суда, которые охлаждают раскаленную платформу потоками воды.
Ракета-носитель Зенит-3SL выполнена по моноблочной схеме с последовательным расположением ступеней и включает в себя блоки 1-й и 2-й ступеней, разработанные в ГКБ "Южное", разгонный блок ДМ-SL разработки РКК "Энергия", а также блок полезного груза разработки фирмы Boeing. Как сообщается на сайте одного из производителей ракеты - ГКБ "Южное", ее создали на базе надежной и испытанной ракеты "Зенит-2", которая выдержала с 1985 по 2003 год 30 успешных запусков (из 35).
Сразу же после отделения первой и второй ступеней ракеты-носителя включается так называемый разгонный блок - ДМ-SL, который за два этапа выводит спутник сначала на промежуточную орбиту, затем на опорную и в конце концов на целевую. После этого блок отделяется и выходит на так называемую орбиту хранения, где с него сливаются остатки топлива и стравливаются газы.
Телеметрическая информация во время полета передается на СКС и в Центр управления полетом в подмосковном Королеве. Все данные поступают через спутники-ретрансляторы TDRSS и спутники связи Intelsat.
Вот и на этот раз все шло по отработанной схеме, пока на Землю не пришло сообщение о том, что спутник Telstar-18 так и не вышел на целевую орбиту. Но, как выяснилось чуть позже, особых причин для волнения за спутник пока нет.
Двигатель разгонного блока сработал некорректно (как именно, не сообщается), и Telstar-18 отделился от ракеты-носителя на пониженной, по сравнению с расчетной, орбите - он достиг заданной высоты в апогее (максимальной точкe удаления от Земли), однако в перигее (минимально удаленной точкe) нужной высоты достичь не удалось. Однако спутник сохранил работоспособность, и теперь специалисты на Земле готовятся скорректировать его положение при помощи установленных на нем двигателей. Возможно, поэтому на сайте корпорации Sea Launch в пресс-релизе, посвященном запуску, нет ни слова о неполадках - зачем тревожить читателей (среди которых могут оказаться и потенциальные клиенты) сообщениями о неудачах, если в результате все почти что встало на свои места?
Это вам не наука. Рынок диктует свои законы.
Павел Аксенов