Первое слушание законопроекта, известного широкой общественности под названием "закон об отмене льгот", было назначено на 2 июля 2004 года. В отличие от большинства законопроектов, принимаемых Думой, новый закон вызвал у россиян бурю эмоций. Что вполне объяснимо - он касается огромной части населения Российской Федерации и прямо или косвенно повлияет почти на всех граждан страны. Принятие этого закона - одна из мер заявленной правительством программы по борьбе с бедностью. Готовы ли бедные к такому повороту событий?
В данный момент немалая часть россиян (точное их число неизвестно даже правительству) пользуется различными льготами - от бесплатного проезда в общественном транспорте до путевок в санатории и скидок на оплату ЖКХ. В ближайшее время льготники лишатся большей части бесплатных и дешевых товаров и услуг и получат вместо них денежные компенсации.
Рассмотренный Думой в первом чтении законопроект вносит изменения в 155 законодательных актов и прекращает действие еще 47. Правительство считает, что значительная часть льготников не получает предусмотренных для них льгот. Это в первую очередь связано с тем, что существующая распределительная система коррупционна и не позволяет всем льготникам в равной степени пользоваться своими правами. Особенно ущемлены права сельского населения, которое не может вопользоваться ни льготами на оплату телефона (у большинства селян его просто нет), ни бесплатным проездом в общественном траспорте (ездить им некуда). Кроме этого, у многих местных бюджетов просто нет денег на оплату льготных услуг, что превращает льготы в пустую формальность. Наконец, общее количество льгот и категорий граждан, пользующихся льготами, в России огромно. Государство пришло к выводу, что в нынешнем своем состоянии оно не может нести такое бремя.
Поэтому с 1 января 2005 года предлагается заменить все льготы инвалидам, ветеранам, героям России, СССР и соцтруда реальными денежными выплатами. Исключение будет сделано только для льгот по оплате услуг ЖКХ - ими льготники смогут пользоваться по-прежнему. Один из авторов внесенного в Государственную думу законопроекта, министр здравоохранения и социального развития Михаил Зурабов, всеми силами старался объяснить смысл будущего закона. Но, как обычно бывает, чем больше он пытался уверить общество в том, что новый закон принесет всем пользу, тем больше в обществе появлялось сомнений на этот счет.
Прошедшее десятилетие приучило народ относиться к инициативам власти, по меньшей мере, с настороженностью. В общественном сознании слово "реформы" превратилось чуть ли не в ругательное. Но до тех пор, пока законопроекты затрагивали отдельные группы населения, общество в целом относилось к ним как к привычной напасти, вроде дождя: неприятно, но ничего не поделаешь. Теперь же власть покусилась на святое - на льготы. И вот это вызвало массовое недовольство тех, кого деликатно именуют "социально незащищенными группами населения".
Правительство заявляет, что его цель - навести порядок в сфере льгот. Сложная система льгот будет заменена живыми деньгами, а люди будут сами решать, на что эти деньги тратить, сообразуясь со своими нуждами. Начинание, вроде бы, хорошее, однако в обществе к нему сразу же возникло традиционное недоверие. Во-первых, люди элементарно боятся, что деньги не будут выплачиваться вовремя. Задержки зарплат и пенсий - особенно в регионах - являются постоянной темой кухонных разговоров. Где гарантии, что льготные деньги будут платиться вовремя? Во-вторых, цены в России умеют только расти - слова "снижение цен" остались лишь в учебниках истории. Любое важное событие, будь то повышение цен на энергоносители или отмена налога с продаж, приводит к неизбежному росту цен. А вот зарплаты и пенсии за ценами не поспевают. Вряд ли поспеют и компенсации, которые придут на смену льготам.
Предлагаемые правительством меры кажутся обоснованными. Для бюджета страны проще свести систему льгот в единое целое, да и денег, по заверениям правительства, на это хватит. Тем более, что правительство заявляет - льготникам с 2006 года предлагается альтернатива: либо получать деньги, либо выбрать соцпакет (по сути, те же льготы): бесплатный проезд в городском и пригородном транспорте, частичную или полную оплату лекарств, льготную санаторную путевку и т.п.
Правда, четкого описания этого соцпакета в законе пока нет. Если до следующих чтений в закон не будут внесены соответствующие поправки, то разговор о соцпакете превратится в пустую болтовню.
Немало вопросов также возникает по поводу размера льгот. Сейчас, по мнению министра Зурабова, расходы на льготные лекарства в среднем составляют всего 350 рублей на одного льготника в месяц, льготы на транспорт - не более 40 рублей. С этими цифрами пенсионеры категорически не согласны. Лекарства, например, в Москве стоят очень дорого и отними их у льготника - ему просто не на что будет жить, потому что большая часть пенсии будет уходить именно на медобслуживание.
Предлагаемые меры явно ухудшат положение инвалидов. Правительство привычно говорит, что особо нуждающимся будут помогать через специальные программы. Но для этого необходимо до 1 января 2005 года собрать всю необходимую информацию о каждом льготнике по всей стране и свести ее в особый реестр. Успеют ли чиновники сделать все это за оставшиеся полгода? Насколько известно, пока к этой объемной работе никто еще не приступал.
Отмена льгот для доноров способна привести к тому, что запасы крови в больницах могут сократиться - а уже сейчас врачи жалуются на то, что донорского материала иногда не хватает, особенно в критических ситуациях. И самое главное - до сих пор нет четко прописанного механизма работы закона. С точки зрения критиков, правительство должно выложить всю "корзину" по каждому виду льгот и подробно расписать, как закон будет работать. Лишь тогда его можно будет принимать.
Получается, что разумная и обоснованная идея дискредитирована еще на начальной стадии. На фоне резкого роста зарплат чиновникам предложено снять льготы самым нуждающимся россиянам, что вызывает понятное возмущение в обществе. К тому же первоначальные цифры денежных компенсаций в итоге повысились в несколько раз. Отсюда напрашивается вопрос о достоверности экономических расчетов правительства.
Есть и еще одна скрытая проблема. Допустим, что закон был принят и начал работать. Люди получают деньги на руки и далее распоряжаются ими, как считают нужными. Распорядятся ли? В России, как и в любой другой стране, целые семьи страдают от алкоголизма, нарокмании и других "социальных болезней". Поэтому велика вероятность того, что денежные компенсации многие граждане потратят не на лекарства или приобщение к культуре, а на водку или самогон.
То, что законопроект будет принят Государственной думой во всех чтениях, мало у кого вызывает сомнение. Партия "Единая Россия", обладающая в Думе большинством, после всех консультаций приняла решение поддержать этот законопроект. Оппоненты в лице левых могут дискутировать до хрипоты - это, конечно, прибавит им популярности в массах, но не окажет решающего влияния на судьбу льгот.
Отменяя льготы, государство пытается изменить сознание россиян - как в поговорке: "Мы вам даем не рыбу, а удочку, с помощью которой вы эту рыбу поймаете". Мы даем вам деньги, а дальше распоряжайтесь сами, не маленькие. Однако получится ли с помощью реформы изменить психологию россиян - вопрос из разряда вечных...
Сергей Карамаев