Новости партнеров

Красный ковбой Форрест Гамп

Американский актер Том Хэнкс сыграет в кино Дина Рида

Студия Dreamworks приобрела права на экранизацию биографии некоего певца. Главную роль будет играть звезда Голливуда. Рядовое сообщение, исчезающее с лент новостных агентств уже к концу дня и внимания не заслуживающее, если бы не два "но". Первое - певец, о котором Dreamworks будет ставить фильм - это Дин Рид. И второе - его роль сыграет Том Хэнкс. Впервые информация об этом прозвучала в 2001 году, и вот теперь проект получил все шансы на воплощение.

Dreamworks не сообщает в деталях, что именно собирается экранизировать, но, по всей вероятности, речь идет о книге Реджи Надельсон "Товарищ рок-звезда", вышедшей в Лондоне в 1991. Это единственная книга, вышедшая о Дине на английском языке. Все остальное, посвященное "красному ковбою", выходило на немецком. По иронии судьбы американец Рид был гораздо больше популярен в Европе, чем у себя на родине. И не то чтобы земля американская не ценила свои таланты. Дело в другом - его судьба прекрасно укладывается в фразу "свой среди чужих, чужой среди своих".

Жизнь как песня

Дин Рид для тех, кто помнит времена СССР, был одним из символов времени, которое позже было названо "эпохой застоя". В то время рядовой советский человек знал по именам всего нескольких американцев: Картера, Рейгана, Анжелу Дэвис, доктора Хайдера, Саманту Смит, ну и Дина Рида. Тем более, что он был одним из немногих американцев, регулярно приезжавших в СССР. Поскольку ни Элвис, ни "Битлз" своим пристутсвием страну победившего социализма не почтили, Дину Риду в некотором роде пришлось отдуваться за всех.

Уроженец штата Колорадо, в юности гонявший бычков по тамошним холмам, Дин Рид так и остался бы одним из тысяч симпатичных американских пареньков, не заприметь его одна рекламная фирма. Поработав фотомоделью и снявшись в нескольких фильмах, он переключился на пение. Парня начали раскручивать как поп-фолк-звезду. В Северной Америке Рид особой популярности не достиг, но вот в Южной он на какое-то время стал полубогом. Ни Элвис Пресли, ни Фрэнк Синатра не котировались там так высоко, как Дин Рид. Можно сказать, что у него появилась "вторая родина" - Латинская Америка. Его там ждали всегда. На концертах в Чили власти вынуждены были перевести полицию Сантьяго в режим усиленного несения службы - поклонники и поклонницы только что не громили залы и готовы были разодрать кумира на кусочки на память. Во время одного из концертов он просто выступал в кордоне полицейских - зрители от восторга сходили с ума.

Но спустя какое-то время романтический максимализм Рида наложился на левые убеждения - он стал активно выступать против войны во Вьетнаме. В 1965 году он принял участие во Всемирном Конгрессе сторонников мира в Хельсинки, а после этого впервые приехал в СССР, где удостоился статей в прессе и оваций в залах. Ему даже посвятили главу в книге про прогрессивных деятелей культуры, поддерживающих антивоенное движение. 1 сентября 1970 года у здания посольства США в столице Чили, Сантьяго, Рид выстирал флаг США, объясняя свой поступок тем, что смывает с флага кровь тысяч вьетнамцев. Риду мягко порекомендовали больше не увлекаться подобными безобразиями. В ответ он вспылил и резко испортил отношения с американской идеологической машиной.

Беспокойный авантюрист, Рид начал ездить по миру. Он давал концерты в самых разных местах, снимал документальные фильмы, порой попадал в тюрьму, был желанным гостем в лагерях палестинцев и "в доску своим" - для левого движения. Иногда его называли "красным Элвисом", что не смущало ни Рида, ни Пресли - в красном цвете Рид видел, прежде всего, романтику, ну а Элвис понятия про Дина Рида не имел. Военный переворот в Чили в 1973 году симпатии к капитализму Риду не прибавил, тем более, что хунта убила его друга, певца Виктора Хару. Позже Дин Рид снял о своем погибшем друге фильм "Певец". После Латинской Америки Рид жил в Италии, где снимался в так называемых "спагетти-вестернах".

В СССР Дин Рид наезжал с пугающей регулярностью. Он с одинаковым успехом выступал как перед строителями БАМа, так и на лучших концертных площадках страны. Так, во время выступления в Большом театре в 1972 году зрители устроили ему 25-минутную (!) овацию. Во время турне по СССР, будучи в Одессе, он запросто пел на улицах под восторженные аплодисменты. Ну а фирма "Мелодия" под нажимом общественности выпустила несколько пластинок певца, которые моментально разошлись с прилавков.

В конце 1970-х он осел в ГДР. Рид женился на немецкой актрисе Ренате Блюме (советскому зрителю она была известна по фильмам "Карл Маркс - молодые годы" и "Архив смерти"). По любопытному совпадению, ее отец был руководителем главной восточногерманской киностудии DEFA. Именно там Дин Рид стал снимать немецкие вестерны, например, "Братья по крови" (1975), где он сыграл вместе с самым известным европейским "индейцем", югославом Гойко Митичем. Настоящий американский ковбой занял нишу немецкого ковбоя № 1.

У Рида было то, чего не было у других европейских героев седла - он был взаправдашний. Он был настоящий американец и поэтому в стэтсоне, клетчатой рубахе и высоких сапогах смотрелся органично и куда более естественно, чем сто индейцев с лицами актеров ГДР. К тому же он пел настоящие ковбойские песни и был красив благородной мужественной красотой - в свое время рекламный отдел "Мальборо" допустил крупный стратегический просчет, не посчитав Рида достойным представлять сигареты этой марки.

Какое-то время Дин Рид с удовольствием снимался в "штрудель-вестернах" (так по аналогии с итальянскими вестернами назывались немецкие), скакал, стрелял и пел, беззаботно живя под ненавязчивым присмотром СЕПГ и немецкой секретной службы "Штази". Но перешагнув 45-летний рубеж, Рид загрустил и призадумался. Его последним игровым фильмом стал "Пой, ковбой, пой!", внешне симпатичная и непритязательная музыкальная история о странствующих трубадурах. Как водится, там были драки в салунах, стрельба, погони, любовь - но надо всем этим стояли грустные голубые глаза Дина Рида, затмить горькую печаль которых не способна была даже его знаменитая солнечная улыбка. Рид захандрил, стал усиленно заглядывать в бутылку и всё чаще размышлял, правильно ли он поступил, променяв "звёзды и полосы" на берег немецкий.

Тому были некоторые основания. Немецкий социализм бархатным выглядел только на первый взгляд. Все чаще из-под мягкой перчатки высовывалась железная рука. К тому же у Рида случился творческий кризис - новых впечатлений не было, а сознавать, что ты выходишь в тираж, никому из людей искусства не приятно. Побывав в Америке в 1985 году, он укрепился во мнении, что пора возвращаться домой и попытаться сделать карьеру там. При этом он загорелся идеей снять фильм о событиях 1973 года в поселке Вундед-Ни (резервация Пайн-Ридж), где произошло вооруженное столкновение между местными индейцами и агентами ФБР. Если бы ему удалось это сделать, блудный сын был бы принят в распростертые объятия леволиберальной Америки.

Но летом 1986 года Рид погиб, причем при невыясненных до сих пор обстоятельствах. По официальной версии, певец не справился с управлением автомобиля, врезался в дерево, упал в воду расположенного рядом озера и утонул. То, что дерево от воды отстояло довольно далеко, что Рид был мастером спорта по плаванию, а на шее у него были обнаружены следы удушения, никого, кроме родственников, не взволновало. На похоронах гроб был запаян, не было даже обычного "окошечка". Немецкие власти объяснили это гуманными соображениями - "чтобы никого не шокировать видом пролежавшего в воде тела". Что случилось 13 июня 1986 года, наверное, уже никто никогда не узнает. По непроверенной информации, к гибели Рида приложила руку "Штази" - официальному Берлину не по нраву оказались мысли Рида о разочаровании в социализме и возвращении к корням. Его кремировали и прах через год был захоронен в Колорадо - красный ковбой, наконец, обрел покой на старом индейском кладбище.

Жизнь моя - кинематограф

Экранизация биографии певца - жанр весьма благодарный. Больших денег такой фильм не принесет, но расходы окупит. На него точно пойдут как поклонники, так и противники главного героя. Первым захочется посмотреть на то, как подали их кумира и послушать еще раз любимые песни, а вторые - чтобы лишний раз увериться в том, что их мнение о певце - экая дрянь, право - верное. Да и на саундтреке к такому фильму студия всегда сумеет заработать.

Но основной головной болью в этом случае становится выбор актера на главную роль. Как правило, кого ни выбирай - критики будет всегда больше, чем похвалы. Это правило работает в 90 процентах случаев. Пожалуй, только Сисси Спейсек, сыгравшая кантри-певицу Лоретту Линн, да Вэл Килмер, воплотивший на экране образ солиста группы "Дорз" Джима Моррисона, удостоились благожелательных отзывов. Остальные фильмы разнесли в пух и прах как фанаты, так и критики.

Хотя фильмы о певцах всегда имеют успех, они никогда не бывают хорошими. Впрочем, фильмы с участием поющих звезд еще хуже. Такие "шедевры" сводятся либо к набору клипов, либо к откровенному любованию звездой. Элвис, человек с приличным актерским дарованием, был вынужден сниматься в примитивных поделках, показывающих, какой он славный, красивый и голосистый. "АВВА" и "Битлз" в разной степени валяли на экране дурака. Фильмы с участием кантри-певцов, типа "Цветка жимолости" или "Автора песен", по негласному мнению, способны смотреть только фермеры - остальные не выдержат. Только "Звезда родилась" с Барброй Стрейзанд и Крисом Кристоферсоном выделяется из общего ряда, подтверждая известный тезис про исключение и правило.

В результате в производстве фильмов - биографий певцов уже выработался некий шаблон, вкратце описываемый фразой "у певца не жизнь, а Голгофа". Стремление петь с детства; провалы, обиды и разочарования; пьянство и наркотики; череда постельных партнеров; одинокие слезы в стакан или в подушку (в зависимости от того, кто плачет: мужчина или женщина); первые победы; слава, от которой во рту горько; прожектора в лицо; поклонники-идиоты; жульманы-нахлебники; тернистый путь и печальный конец с оптимистической ноткой.

Так было со всеми - степень трагичности варьировалась по желанию продюсера, порой приводя к обратному результату. Образ патриарха кантри-музыки Хэнка Уильямса, скандалиста, алкоголика и бабника (он три раза разводился с одной и той же женщиной), в фильме 1965 года "Твое лживое сердце" получился на редкость прилизанным. С другой кантри-героиней Пэтси Клайн ("Сладкие грезы", 1985 год) вышло ровно наоборот - трагедия на трагедии, хоть платок выжимай.

Список неохваченных Голливудом певцов, в принципе, бесконечен. Не исключен вариант, что лет через двадцать на экраны выйдет фильм и о Бритни Спирс. Но в фильме про певца обязательно должна быть изюминка. Вот такой изюминкой для Dreamworks, видимо, и стала примечательная жизнь Дина Рида. Dreamworks - это студия Стивена Спилберга, а он не достиг бы неофициального звания лучшего режиссера Голливуда, если бы не умел заранее просчитывать успех. История непонятой мятущейся души, бунтаря-американца, таланливого певца и актера, к тому же загадочно погибшего - на это зритель пойдет, если хорошо подать, а подать Спилберг сможет.

Но что вызывает по-настоящему искреннее удивление, так это выбор на главную роль актера Тома Хэнкса. Конечно, в нынешнем кино грим и спецэффекты творят чудеса, поэтому массивный подбородок Курта Рассела, игравшего Элвиса, отторжения у зрителей не вызывал. Но чтобы представить пухлощекого Хэнкса в роли худощавого Рида, надо, воистину, обладать недюжинной фантазией.

У любого актера, сколько бы он ни снимался, есть, как правило, одна роль, по которой его всегда будут помнить. В случае с Хэнксом - это "Форрест Гамп". Виртуозно сыгранный актером недалекий паренек из Алабамы, путешествующий по американской истории как по заднему дворику своего дома, заслуженно принес Хэнксу "Оскара", и уже никакая новая роль не способна отодвинуть Форреста в тень. Ни ВИЧ-инфицированный юрист из "Филадельфии", ни усталый капитан Миллер из "Спасения рядового Райана", ни современный Робинзон из "Изгоя" никогда не будут так прочно ассоциироваться с Хэнксом, как простоватый южанин. Причина успеха "Форреста Гампа" кроется в том, что фильм сумел отразить дух Америки и ее корни, той Америки, которая еще сохранилась в глубинке, и той, какой она хотела бы видеть себя на экране.

Хэнкс хороший актер, которому по силам сыграть многое. Но за ним, хочет он того или нет, уже закрепилось амплуа "славного малого". Представить его в роли откровенного негодяя и циника так же сложно, как в образе бунтаря. Дин Рид же был именно бунтарем. Не дебоширом или хулиганом, а человеком, выступавшим против системы, и порой получавшим за это по полной мере. Риду с его американским паспортом отказывали в визе во многих странах, он бывал под арестом, выступал на митингах протеста и не понарошку сидел в тюрьме. При этом певец своим убеждениям не изменял и жил, если так можно выразиться, романтикой борьбы.

Хэнкс же с подобной романтикой никак не ассоциируется. Пусть он сможет должным образом похудеть, пусть на экране его помолодят, (сейчас актеру 48 лет - столько же, сколько было лет Дину Риду на момент гибели), пусть он даже научится брать гитару в руки так, чтобы это не вызывало улыбки, но сможет ли он сыграть задор и энергию так, чтобы в глазах блестели звездочки риска, а от улыбки становилась светлее даже чилийская ночь?

Как известно, сценарий фильма "Телохранитель" (1993) писался в свое время про певицу Дженис Джоплин, известную своим резким нравом. Но продюсерам текст показался слишком откровенным и противоречивым, поэтому его отложили на пару десятков лет. Сгусток взрывной энергии попыталась воплотить на экране пай-девочка американской эстрады Уитни Хьюстон. Если бы не игра Кевина Костнера, то фильм откровенно провалился бы в прокате - настолько не вязался образ гладко причесанной барышни с ролью, которая играла Хьюстон.

То же самое может произойти и с историей про "красного ковбоя". Событием киносезона она не станет и третьего "Оскара" Хэнксу не принесет. С другой стороны, откровенного провала от фильма, снятого на спилберговской студии, ожидать трудно. Скорее всего, критики сдержанно похвалят игру Хэнкса, фильм соберет свою аудиторию, а звукоиздатели немедленно выпустят саундтрек и ранние записи Дина Рида. Возможно, на английском языке появятся одна-две новых биографии певца. А вот обаятельнейшую солнечную улыбку можно будет увидеть только на фотографиях тех лет. Как и лихой голос, со страстью исполняющий "Белла Чао" или "Пусть всегда будет солнце" и напоминающий о вечно молодом романтике.

Сергей Карамаев

Другие материалы
Мир00:01Сегодня

Корейский мясник

Он предал американцев и жестоко казнил всех несогласных