Главный редактор российского издания журнала Forbes Пол Хлебников был убит около 21.50 в пятницу, 9 июля. Он выходил из дома номер 18 на улице Докукина (район метро "Ботанический Сад"), в котором расположена редакция журнала, когда в машине, приехавшей со стороны Проспекта Мира, открылось стекло левой передней двери. Люди, сидевшие в машине, сделали несколько выстрелов в сторону журналиста. Хлебников получил четыре пулевых ранения в живот и скончался около 22.00 в 20-й городской больнице.
Сразу же после убийства в округе, где произошло преступление, был введен план "перехват". Прокуратура завела по факту произошедшего уголовное дело по статье "убийство". Ход расследования взял под личный контроль генпрокурор РФ Владимир Устинов. Как водится, на место происшествия выехала оперативно-следственная группа ГУВД столицы. У здания редакции оперативники обнаружили девять гильз от пистолета Макарова. При этом очевидцы произошедшего в один голос уверяют, что убийцы стреляли из автоматического оружия. Это значит, что киллеры воспользовались либо автоматическим пистолетом Стечкина, который стреляет как раз патронами от пистолета Макарова, либо одним из пистолетов-пулеметов, например, А-99. Тот факт, что на месте происшествия было найдено около десятка гильз, и заставил следователей сделать вывод, что стрелявших было двое или даже трое.
Утром в субботу следователи обнаружили автомобиль "Жигули" пятой модели темного цвета, которым, предположительно, воспользовались убийцы Хлебникова. Также в субботу следователи обыскали офис погибшего. По словам заместителя прокурора Москвы Владимира Юдина, оперативники обнаружили там много полезной информации, но никаких доказательств того, что в последнее время Хлебникову кто-либо угрожал. Определенные надежды прокуратура возложила также на результаты воскресного обыска квартиры журналиста, проведенного в присутствии представителей посольства США - страны, гражданином которой являлся Пол Хлебников.
Несмотря на совсем русскую фамилию и почти русское (погибший часто называл себя "Павлом") имя, Пол Хлебников был иностранцем. Он родился в Нью-Йорке в 1963 году в семье эмигрантов, уехавших из Росии в 1918 году. Пол окончил университет Беркли, а в 1991 году защитил в Лондонской школе экономики диссертацию по теме "Столыпинская аграрная реформа и экономическое развитие России". С 1989 года Хлебников работал в журнале Forbes, а в апреле 2004 года стал главным редактором русской версии журнала.
Однако Хлебников был известен не просто как человек, сделавший успешную карьеру, а прежде всего как мастер такого захватывающего жанра, как "журналистское расследование". Причем главным объектом интересов Пола Хлебникова всегда была новейшая история российского бизнеса.
Скандальную известность это его увлечение получило в 1996 году, когда он опубликовал в журнале Forbes статью под заголовком "Крестный отец Кремля". Хотя главный редактор американского Forbes Стив Форбс и сказал после смерти Хлебникова, что "Пол очень любил Россию", эта и многие другие статьи сына русских эмигрантов были выдержаны в столь любимом американцами жанре историй "о диких и нецивилизованных россиянах". Главным героем "Крестного отца Кремля" был тогда еще находившийся в России Борис Березовский. В статье Хлебников рассказывал своим (по большей части - американским) читателям о том, что Борис Березовский из-за кулис управляет Кремлем. При этом автор в подробностях расписывал криминальную деятельность, которую якобы вел Березовский, и называл российского бизнесмена главным подозреваемым в деле об убийстве Владислава Листьева.
Это обстоятельство и последовавшие за ним события заставили многих вспомнить о Борисе Березовском сразу же после того, как стало известно о смерти Хлебникова. Дело в том, что статья "Крестный отец Кремля" стала поводом для судебного разбирательства. В феврале 1997 года Березовский подал против журнала Forbes иск о защите деловой репутации. Любопытно, что для ведения дела был избран не американский суд (хотя Forbes выходит именно в США), а британский. А все потому, что по британским законам издание, обвиняемое в клевете, должно доказывать в суде правдивость опубликованной им информации. В США же самому Березовскому пришлось бы доказывать, что он не был связан с криминальным бизнесом и не "заказывал" Влада Листьева. В любом случае, судебный процесс закончился мировым соглашением, Forbes принес Березовскому извинения, но и та, и другая сторона впоследствии неоднократно заявляла, что факт заключения мирового соглашения доказывает именно ее победу и проигрыш противника.
Суд длился шесть лет. За это время Хлебников успел написать и опубликовать еще одну книгу - "Крестный отец Кремля: Борис Березовский и разграбление России". Видимо, бывший российский олигарх, перебравшийся в Лондон, явно не давал покоя журналистской музе Хлебникова. Еще одно творение покойного называется "Разговор с варваром" и основано на беседах с чеченским полевым командиром Хож-Ахмедом Нухаевым, на которого журналист вышел в свое время в процессе расследования роли Березовского в чеченской войне. В последний раз имя лондонского беженца упоминалось в связи с Хлебниковым в мае 2004 года, когда появившийся в печати в апреле русский Forbes опубликовал рейтинг самых богатых людей России, куда Борис Березовский не попал, так как, по расчетам авторов рейтинга, его состояние составило всего 620 миллионов долларов. Сразу же после публикации этого рейтинга Березовский заявил, что выкладки журналистов не соответствуют действительности.
История столь длительных отношений Пола Хлебникова и Бориса Березовского заставила многих заподозрить опального предпринимателя в причастности к убийству главного редактора русского Forbes. Масла в огонь подлил сам Березовский, который одним из первых прокомментировал гибель Хлебникова, заявив при этом следующее: "Мне трудно, конечно, судить, кто за этим стоит. Единственное, по собственному опыту могу сказать, что он неаккуратно относился к фактам, что, собственно, и было выяснено в английском суде".
Учитывая уже укоренившуюся в России тенденцию к демонизации образа Бориса Березовского, нет ничего удивительного в том, что ряд СМИ принялся с удовольствием смаковать версию о причастности бывшего олигарха к убийству. Получалось, будто злопамятный Березовский, не имевший по каким-то таинственным причинам возможности убить Хлебникова в 1996 году, когда действительно находился у вершин российской власти, решил сделать это сейчас, спустя восемь лет после публикации статьи и четыре года после публикации книги. Эта версия выглядит странной не только из-за нестандартной хронологии (уж слишком давно Хлебников совершил действия, которые могли бы заставить Березовского его "заказать"), но также и потому, что Березовский, делающий многое для того, чтобы сохранить респектабельную репутацию в глазах международной общественности, никак не был заинтересован в смерти журналиста, способной бросить на эту репутацию тень.
Если бы мы взялись составлять рейтинг популярности различных объяснений убийства Хлебникова, то на втором месте оказалась бы версия о причастности к нему фигурантов пресловутого списка Forbes. Дело в том, что опубликован он был в момент, когда почти любой из состоятельных россиян предпочел бы, чтобы о его богатстве поскорее забыли. Кроме этого, почти все оказавшиеся в списке предприниматели заявили, что опубликованные в нем данные не соответствуют действительности и вообще "взяты непонятно откуда". Так как история с рейтингом Forbes получила тогда широкую огласку, она сразу же вспомнилась в связи с убийством Хлебникова. Однако какую бы опасность сейчас ни представлял для любого российского бизнесмена факт присутствия его имени в списке богачей, риски, с которыми он столкнулся бы, заказав Хлебникова, явно больше. Так что публикация рейтинга Forbes сама по себе вряд ли тянет на мотив для убийства. Но могла бы на него потянуть в том случае, если бы, работая над рейтингом, Хлебников случайно раскопал некую информацию, которую кто-то из фигурантов до этого тщательно скрывал. Учитывая, что в процессе работы над списком Хлебников не брезговал общением с бывшими партнерами и конкурентами фигурантов, такая версия произошедшего имеет право на существование.
В любом случае, говоря об убийстве журналиста, невозможно не подумать о его профессиональной деятельности. В том, что преступление связано с журналистской работой Хлебникова, уверен, например, генеральный секретарь Союза журналистов России Игорь Яковенко. Согласно информации агентства "Интерфакс", к такому же мнению склоняются и следователи, ведущие дело Хлебникова.
При этом никто не может сказать, что же конкретно могло послужить причиной убийства. Как заявил издатель русской версии Forbes Леонид Бершидский, Хлебников с зимы не занимался расследованиями, так как на него свалилось очень много административной работы. Более того, Хлебников собирался вскоре уехать из России и готовил себе замену на посту главного редактора журнала. Сотрудники издательства также утверждают, что в последнее время Хлебников не вел никаких расследований и что трудно предположить, будто он занимался какой-то работой, о которой никто больше ничего не знал. Интересно, что перед смертью журналист ненадолго пришел в сознание и сказал находившемуся рядом редактору русской версии Newsweek Александру Гордееву, что не знает, за что в него стреляли. Если бы в работе у журналиста в это время находилась какая-нибудь "горячая тема", то он, вероятно, мог бы назвать имя возможного заказчика. С другой стороны, думая о словах самого Хлебникова, нужно делать скидку на его крайне тяжелое состояние.
СМОТРИ ТАКЖЕОфициальный сайт журнала Forbes
В любом случае, до тех пор, пока мы не узнаем от следователей или независимых источников о какой-либо профессиональной деятельности Хлебникова, способной заставить кого-то пойти на убийство журналиста, нам придется рассматривать и другие версии произошедшего. В частности, хотя мы ничего не знаем о том, чем Хлебников занимался сейчас, нам отлично известно, как он работал раньше. В девяностые годы этот журналист не просто писал о российских бизнесменах, но и общался по долгу службы с источниками, многие их которых тогда работали в российских силовых органах. Даже заказчиком его книги "Разговор с варваром" являлся, по утверждению газеты "Московские Новости", бывший соратник Коржакова, а ныне книгоиздатель полковник Стрелецкий. Не исключено, что люди, с которыми Хлебников сотрудничал в девяностые годы, сейчас занимают высокие посты и хотели бы не только забыть о своем давнем и продуктивном общении с американским журналистом, но и получить твердую гарантию того, что и сам он об этом никогда не проболтается. Правда, получить эту гарантию наверняка можно было и менее брутальными способами.
Не стоит забывать и о том, что убийство иногда совершается не только с целью избавиться от одного человека, но и с целью подставить другого. С этой точки зрения убийство Хлебникова может аукнуться любому из фигурантов списка Forbes, да и вообще любому, кто, возможно, станет жертвой этой провокации.
Все это имеет смысл обсуждать в том случае, если убийство Хлебникова действительно имеет отношение к его профессии. Про все остальные версии произошедшего, cвязанные с деловыми конфликтами, спорами о наследстве или местью друга, обиженного Хлебниковым 20 лет назад, мы говорить не можем.
Так как ничего об этом не знаем и вряд ли когда-либо узнаем.
Елена Любарская