Главное
23:41, 19 июля 2004

Жизнь за царя Американской разведке угрожает самодержавие

Идея создания некоего супер-ведомства или назначения супер-чиновника, которые контролировали бы все потоки разведывательной информации и, соответственно, принимали решения о способах обеспечения национальной безопасности, не нова. В свое время экспериментами в этой области увлекались на одной шестой части суши под названием Советский Союз. Однако то, что было вполне естественно для страны победившего социализма, а затем для государства с господствующей "вертикалью власти", не вызывает патриотического энтузиазма на родине Микки Мауса. Центральное разведывательное управление США в лице его временного директора Джона Маклафлина выступило категорически против учреждения должности "царя всея малыя и немалыя американской разведки".

Родина в кольце фронтов

Деятельность "Комиссии 9-11"

Как предполагается, рекомендации о введении подобной административной единицы содержатся в окончательном варианте доклада так называемой "Комиссии 9/11", занимавшейся расследованием обстоятельств терактов в Нью-Йорке и Вашингтоне и изучавшей адекватность деятельности американских спецслужб. Как утверждают источники, близкие к руководству комиссии, в докладе, публикация которого ожидается уже на этой неделе, будет предложен план по самому масштабному реформированию структуры американской разведки со времен Второй мировой войны. В данном случае речь может идти о появлении в правительстве США нового министра, который будет контролировать все 15 федеральных разведывательных ведомств и их бюджеты.

Эта идея уже получила поддержку у ряда влиятельных американских законотворцев. В частности, члены сенатского комитета по разведке Сэксби Чэмблисс (Saxby Chambliss) и Дик Дурбин (Dick Durbin) выступили с заявлением, в котором утверждается, что комитет готов к обсуждению предложений "Комиссии 9/11". "Учитывая значение разведывательной информации для обеспечения нашей безопасности в будущем, можно со всей определенностью сказать, что нынешняя ситуация совершенно недопустима", - объяснил решение коллег сенатор Дурбин. За введение должности "царя" высказался и претендент на президентское кресло от Демократической партии Джон Керри.

Пессимизм сенаторов не разделяет исполняющий обязанности директора ЦРУ Джон Маклафлин (John McLaughlin), назначенный на эту должность после скоропостижной отставки Джорджа Тенета.

Исполняющий обязанности директора ЦРУ Джон Маклафлин.
Lenta.ru

По утверждению Маклафлина, он не сомневается в способности комиссии "представить весомые аргументы в пользу своих предложений", но даже в этом случае подобные планы "далеки от реальности". "Мне кажется, что директор ЦРУ в рамках гарантированных ему полномочий способен организовать адекватную требованиям времени разведывательную деятельность", - заявил ветеран-разведчик в интервью телеканалу Fox. Что касается распространенных в последнее время упреков в том, что спецслужбы, обладая информацией о готовящихся терактах, не смогли их предотвратить, ВРИО директора ЦРУ логично констатировал: "Мы можем провести тысячу успешных операций против террористов, и этого никто не заметит. Им же достаточно одного успешного нападения, чтобы об этом говорили все".

Джон Маклафлин уверен, что построение некой надстройки над всем разведывательным сообществом создаст лишь новый слой бюрократии, что отнюдь не повысит эффективность действия спецслужб.

Шпионы там, шпионы здесь. Без них не встать, без них не сесть

В сознании простого советского человека, воспитанного на образах легендарного бородача с Кубы и песен про "Гренаду мою", практически все империалистические поползновения Соединенных Штатов прочно ассоциировались с Центральным разведывательным управлением, созданным в 1947 году в соответствии с подписанным президентом Труменом "Актом о национальной безопасности". Однако даже в самые мрачные годы Холодной войны штат ЦРУ был существенно меньше аналогичного ведомства в структуре КГБ СССР, а проводимые управлением операции время от времени подвергались ревизиям, заканчивавшимся зачастую грандиозными скандалами. Сохраняя номинальное лидерство среди американских разведывательных структур, ЦРУ, на самом деле, фактически, собирало крохи со стола Министерства обороны, различные шпионские департаменты которого аккумулировали до 80 процентов средств, выделяемых на разведку.

Структура ЦРУ

Директор ЦРУ одновременно является главой административного органа, координирующего деятельность разведывательного сообщества США.

Оперативный директорат

. Решает задачи по добыванию информации силами агентурной разведки. Организует и осуществляет тайные операции, контрразведывательное обеспечение агентурно-оперативных мероприятий. Структура директората:
  • Управление внешней разведки. Осуществляет контроль за оперативной деятельностью региональных отделов. Оценивает надёжность источников информации. Разрабатывает практические рекомендации для оперативных подразделений.
  • Управление внешней контрразведки. Обеспечивает безопасность разведывательной деятельности резидентуры ЦРУ. Осуществляет агентурное проникновение в иностранные спецслужбы. Работает с перебежчиками.
  • Управление тайных операций.
  • Управление технических служб. Отвечает за техническое обеспечение тайных операций.
  • Финансово-плановое управление.
  • Центр по борьбе с терроризмом. Координирует деятельность подразделений ЦРУ, специализирующихся на борьбе с международным терроризмом.
  • Центр по борьбе с наркотиками. Анализирует информацию по наркотикам, разрабатывает и проводит операции против объединений наркодельцов.
  • Научно-технический директорат

    . Проводит исследования и разработки в области технических средств сбора информации. Обслуживает эту аппаратуру целевого назначения. Осуществляет обмен информацией с крупнейшими научными центрами США. В состав научно–технического директора входит также национальный центр расшифровки материалов аэрокосмической разведки.
  • Информационная служба по зарубежному радиовещанию. Руководит сетью радиопостов, прослушивающих и записывающих радио- и телепередачи.
  • Информационно–аналитический директорат

    . Это главное подразделение по обработке и анализу разведывательной информации и подготовке ее для президента, Совета национальной безопасности и конгресса. Основными структурными подразделениями директората является пять региональных управлений:
  • Управление анализа информации по СНГ.
  • Управление анализа информации по европейским странам.
  • Управление анализа информации по Ближнему Востоку и Южной Азии.
  • Управление анализа информации по Восточной Азии.
  • Управление анализа информации по странам Африки и Латинской Америки.
  • В ведении Управления находится оперативный центр ЦРУ, круглосуточно анализирующий информацию с целью выявления признаков кризисных ситуаций, угрожающих национальной безопасности США.

    Административный директорат

    . Занимается вопросами подбора, подготовки и переподготовки кадров, обеспечивает безопасность персонала и объектов ЦРУ, осуществляет шифросвязь с резидентурами.

    Штаб-квартира ЦРУ находится в Лэнгли.

    Разведывательное сообщество США

    Кроме ЦРУ, в структуру национального разведывательного сообщества входят:

  • Военная разведка (координация деятельности разведслужб родов войск. Сбор и обобщение разведданных о потенциале иностранных государств);
  • Разведки Армии, ВМС, ВВС и Корпуса морской пехоты (занимается сбором информации в соответствии с оперативными требованиями каждого ведомства);
  • Разведка береговой охраны США (сбор данных, имеющих отношение к сухопутной и морской границам страны);
  • Департамент энергетики (сбор данных о ядерном потенциале иностранных государств и нарушении международных договоров о нераспространении);
  • Министерство национальной безопасности (сбор данных о потенциальных террористических угрозах, предотвращение терактов на территории страны);
  • Государственный департамент (сбор оперативной информации, касающейся внешнеполитических интересов США);
  • Казначейство (сбор информации о финансовых нарушениях, угрожающих национальной финансовой политике. В структуру Казначейства входит Секретная служба США, ответственная за охрану первых лиц государства);
  • ФБР (контрразведка и сбор сведений о международных преступных сообществах);
  • Национальное управление картографии и планирования (составление подробных карт и планов местности);
  • Национальное управление военно-космической разведки (сбор и анализ данных космической и воздушной разведок);
  • Агентство национальной безопасности (электронная разведка. Защита национальных информационных сетей. Системы раннего оповещения о нападении).
  • Без царя в голове

    По версии "Комиссии 9/11", одним из главных недостатков современного разведывательного сообщества США является отсутствие должной скоординированности действий. В процессе расследования действий спецслужб до 11 сентября 2001 года выяснилось, в частности, что ЦРУ не обладает должным весом в структуре обеспечения национальной безопасности. Многие запросы управления, которое по закону не имеет права действовать внутри страны, попросту игнорировались другими разведывательными ведомствами. По мнению членов комиссии, учреждение поста "царя" всех американских разведок и создание нового координационного центра решит эту проблему. Однако, практически, все аналитики сходятся во мнении, что до президентских выборов Джордж Буш не решится проводить столь радикальные реформы. Что ждет американские спецслужбы после ноября 2004 года, покажет время, но уже сейчас очевидно, что просто так свои астрономические бюджеты не отдадут ни разведывательные службы в структуре Пентагона, ни даже слегка прогнувшееся под шквалом критики Центральное разведывательное управление, которому еще предстоит обрести постоянного руководителя.

    Андрей Воронцов