10 июля 1994 года 39-летний политик Александр Лукашенко стал президентом Белоруссии. С этого момента слова "Белоруссия" и "Лукашенко" стали крепко ассоциироваться друг с другом. "Батька", как его называют сторонники и противники, оказался далеко не таким простачком, как думали десять лет назад. Он прочно подмял под себя страну и, судя по всему, уходить на покой не собирается еще долго.
Биографию Александра Григорьевича Лукашенко можно назвать как образцовой, так и стандартной - в зависимости от того, кто ставит оценки. Он родился в крестьянской семье 30 августа 1954 года, в поселке Копысь Оршанского района Витебской области. Закончил среднюю школу. Поступил в Могилевский педагогический институт и в 1973 году закончил его с квалификацией "учитель истории и обществоведения". В 1975 году отправился служить в армию, в Брестский погранотряд. Именно армия, как это часто в СССР и бывало, направила старательного и инициативного юношу на путь истинный. Пограничник Лукашенко служил инструктором политотдела в/ч 2187 Западного пограничного округа. Говоря иными словами - пошел по комсомольской линии.
Вернувшись домой в 1977 году, отличник боевой и политической подготовки Лукашенко стал секретарем комитета ВЛКСМ Могилевского горпищеторга. Одновременно он состоял инструктором Октябрьского райисполкома Могилева. С 1978 по 1980 год он работал функционером районной организации общества "Знание". В это же время он вступил в КПСС, в которой и состоял до 1991 года. В 1980 году Александр Лукашенко снова направился служить, на этот раз по контракту - заместителем командира танковой роты в/ч 04104 в Могилевской области по политчасти.
Отслужив еще два года, Лукашенко стал заместителем председателя колхоза "Ударник" в Шкловском районе, а в 1983 году - заместителем директора Шкловского комбината строительных материалов. Тогда же он заочно окончил отделение экономического факультета сельскохозяйственной академии в Горках.
1985 год ознаменовался назначением Лукашенко на должность секретаря партийной организации колхоза имени Ленина. С 1987 года он возглавлял совхоз "Городец" Шкловского района Могилевской области и оставался в этой должности до своего избрания президентом республики в 1994 году. Как рассказывают, Лукашенко интересовали не столько урожаи, сколько их идеологическое обеспечение. Так что имидж Лукашенко как "крепкого хозяйственника" - не более чем легенда. Карьера его строилась не по экономической, а по идеологической линии.
В 1990 году Лукашенко решил попробовать себя в политике - он стал народным депутатом Верховного Совета Республики Белоруссии от Шкловского избирательного округа. Осмотревшись, он понял, что депутатство - дело хорошее, но для умного и решительного человека, к числу которых он себя причислял, несколько мелкое. Программа-максимум была заманчивой - возглавить колхоз, именуемый "Республика Беларусь".
В парламенте Лукашенко не отступил от своей привычной линии - "лучше работать языком, чем руками". Он нашел достойное применение своим идеологическим навыкам - возглавил парламентскую комиссию по борьбе с коррупцией. К тому же в любой ситуации борьба за правду - дело перспективное. Любимым тезисом Лукашенко, которой он постоянно озвучивал на заседаниях комиссии, стало то, что все устои общества сгнили, все воруют, а больше всего - наверху.
Мишенью Лукашенко избрал не белорусского премьера Кебича, а Председателя Верховного Совета Станислава Шушкевича. Ходят слухи, что причиной была нелюбовь Лукашенко к Шушкевичу за то, что тот вместе с Ельциным и Кравчуком "развалил Союз". Но по всей вероятности, причина была иная. Во-первых, Лукашенко, будучи депутатом, сам проголосовал за Беловежские соглашения. Во-вторых, несмотря на то, что в правительстве Кебича действительно проворачивались сделки, сомнительные с точки зрения закона, Кебич был фигурой, которую трогать было попросту опасно. Властные и экономические рычаги находились в руках премьера, и, начни Лукашенко под него копать, вполне вероятно, что в таком случае сам Александр Григорьевич очень быстро исчез бы с политической сцены.
Прицепившись к каким-то экономическим нарушениям, Лукашенко сумел раздуть скандал, и в результате Шушкевича отправили в отставку - так пал беловежский зубр. Кебич стал основным претендентом на первый пост. Но он не очень устраивал Москву, традиционно рассматривавшую Белоруссию как сферу своего влияния. Кебич выступал сторонником строительства нефтяного коллектора от Черного до Балтийского моря "Одесса - Клайпеда". В случае успеха это позволило бы Белоруссии нейтрализовать влияние России и получить некое подобие энергетической независимости. И в Москве решили поставить на Лукашенко - политик молодой, энергичный и с харизмой.
И Россия начала Лукашенко, выражаясь языком политтехнологов, "пиарить". Не очень до той поры известный кандидат в президенты не без помощи Москвы вдруг стал желанным гостем на телевидении и замелькал в прессе. За несколько дней до выборов на него было даже совершено покушение. В отважного кандидата стреляли, но почему-то промахнулись. Шум в прессе был большой. По законам медиа-мира любое упоминание, кроме некролога, является рекламой, а упоминаний тут было в избытке. В коварном заговоре Лукашенко обвинил Кебича. Тот, естественно, пытался оправдываться, но как-то неубедительно.
Перед вторым туром президентских выборов в Минск приехал премьер-министр России Виктор Черномырдин. Поводом явилось пятидесятилетие освобождения Белоруссии от фашистов. Черномырдин заверил Кебича в поддержке, но белорусский премьер уже и сам понял, что эти слова Москвы - не более чем формальность. На выборах Лукашенко выиграл со значительным перевесом, получив свыше 80 процентов голосов избирателей.
Победа провинциального популиста стала шоком для белорусского истеблишмента. И мало кто понимал, что Лукашенко уже тогда начал играть свою игру. В чужих играх он участвовал в той мере, в которой это отвечало его интересам.
О коррупции Лукашенко на время забыл. Придя во власть, он посчитал свою войну с коррупцией во власти выигранной, и некоторое время на эту тему не распространялся. По мере того как в России экономическая ситуация ухудшалась, Лукашенко начал выступать с заявлениями типа: отсутствие реформ в Белоруссии - это проявление мудрости вождя, который уберег народ от российского развала.
Но позже опыт борьбы с коррупцией пригодился. Первым делом "батька" начал зачищать политическую элиту: одни сели, других уволили, а третьи уехали из страны. Кандидатов на порку находилось в избытке - их снимали с постов, арестовывали, судили. И все это происходило под искреннее одобрение белорусского народа. Настойчивые напоминания Верховного совета страны о том, что бюджет должен утверждаться не единолично президентом, что министры и глава Нацбанка должны назначаться с согласия депутатов, Лукашенко раздражали. В марте 95-го Лукашенко предложил ВС самораспуститься. А в апреле того же года Лукашенко показал, что слова с делом у него не расходятся: при помощи ОМОНа и охраны президента в здании парламента были избиты тринадцать депутатов, объявивших голодовку в знак протеста против политики президента
Позже Лукашенко решил изменить Конституцию так, чтобы она ему не мешала. Он издал указ, который велел всем органам исполнительной власти не выполнять решения КС, вздумавшего воспротивиться планам "батьки". Референдум о признании новой Конституции, значительно расширяющей полномочия президента, прошел в ноябре 1996 года. Срок полномочий Лукашенко был продлен до 2001 года.
Далее он пошел в наступление на экономику. Лукашенко национализировал Межбанковскую валютную биржу и провел перерегистрацию коммерческих банков. Итогом стало то, что реальные доходы населения сократились. В стране был введен "режим жесткой экономии". Не выдержав этого, в отставку ушли вице-премьеры и министр экономики, а позже и сам премьер.
К этому времени в оппонентах у президента оказались почти все политические партии страны, от националистов до коммунистов. Но поднаторевший в интригах Лукашенко смог вчистую переиграть всех. Экс-премьер Михаил Чигирь попал в тюрьму по обвинению в злоупотреблениях служебным положением. Бывший вице-спикер ВС Геннадий Карпенко умер от внезапного "инсультного удара". Экс-министр внутренних дел Юрий Захаренко, решивший рассказать обществу о непонятном спецназе, неведомо откуда взявшемся в стране (по официальной версии подразделение было создано для "уничтожения террористов в лесной и болотистой местности") таинственно исчез. Также исчезли экс-глава Центризбиркома Виктор Гончар и бизнесмен Анатолий Красовский, поддерживавшие оппозицию. Спикер разогнанного парламента Семен Шарецкий уехал за границу. Поле было свободным - гуляй, не хочу.
На Западе между тем, на Александра Григорьевича начали посматривать косо. Одно дело - авторитарный режим в каком-нибудь Богом забытом африканском Зимбабве, где бессменный президент Мугабе, похоже, навечно встал у руля, и другое дело - такой же режим пусть не в ведущей, но европейской стране. Антиконституционный разгон Верховного Совета заставил европейские страны нервничать. Масла в огонь подливали заявления Лукашенко о том, что иностранные спецслужбы готовят против страны заговор. Одобрительный отзыв Лукашенко о Гитлере и вовсе шокировал Европу, помнящую, что такое Третий Рейх во всей его красе. Скандал с выселением иностранных послов из резиденции "Дрозды" популярности в мировом сообществе Лукашенко не прибавил. Финалом стало выступление "батьки" на Парламентской ассамблее Совета Европы. Президент обвинил мировое сообщество в создании "тоталитарной системы похлеще сталинской" и ушел с заседания. После этого демарша "батька" фактически стал за рубежом персоной нон грата.
Когда из Москвы все сильнее стали доноситься вздохи о потерянном "великом и могучем" и в воздухе забрезжила неявная идея какого-нибудь союза, Лукашенко моментально понял, что в случае успеха он может получить бесценный приз - стать во главе России. Российско-белорусский союз должен был послужить неким прообразом нового братского объединения бывших сестер-республик. Лукашенко с большой охотой поддержал эту благую цель. Аппетиты "батьки" просчитывались легко: он рвался выйти на новый "союзный" простор и переиграть Ельцина. Лукашенко был политиком молодым, спортивным, а Ельцин - старым и больным, так что все шансы были у Лукашенко.
Но в Москве этот замысел разгадали практически сразу, и политического объединения не получилось. Поняв, что кавалерийский наскок не удался, Лукашенко попытался извлечь экономическую выгоду из интеграции двух стран. Он горячо поддерживал все разговоры об объединении, заверяя Россию в своей преданности, а взамен Москва старалась не обращать внимания на то, как "батька" хозяйничал в своей вотчине.
А хозяйничал он круто. Фактически, он выстроил республику под себя. Все ресурсы - политические, идеологические, экономические сосредоточены в его руках. Серьезной оппозиции у Лукашенко нет, населению не то чтобы все равно, но революционной активности оно не проявляет, номенклатура прочно встроена в систему, бизнес зависит от власти напрямую. Ну а в сентябре 2001 года, поддерживаемый опять же ошеломляющим большинством голосов (более 75 процентов), он во второй раз спокойно стал президентом.
Когда к власти в России пришел Владимир Путин, Лукашенко понял, что с молодым российским политиком придется общаться по другому - это не аморфный Ельцин, и Россия будет действовать, прежде всего, в своих интересах. В намечавшемся сближении двух республик батька усмотрел постепенную угрозу своему влиянию. Как обычно, в таких случаях очень хорошо помогает разыгрывание национальной карты. Все попытки Кремля как-то надавить на Минск ни к чему не приводили: "батька" поднимал крик, что гордых белорусов пытаются поставить на колени. Временное прекращение Россией поставок газа вызвало резкий всплеск антироссийских настроений. Москве пришлось вступать с Лукашенко в непростые переговоры.
20 июля 2004 года Лукашенко порадовал страну, заявив, что готов пойти на третий срок. На пресс-конференции, подводящей итоги его десятилетнего правления, он сообщил, что пойдет на новый срок, "если того захочет народ". Механизм отработан: в Белоруссии будет проведен референдум о третьем сроке Лукашенко, а остальное - дело техники. По поводу выборов "батька" язвительно заметил, что если бы выборы были в этом году, то ему "удалось бы победить демократическим образом, не прилагая никаких усилий".
В основном, пресс-конференция была посвящена пропаганде достижений Белоруссии за прошедшее десятилетие. Лукашенко объявил о том, что белорусская экономика работает стабильно и правительство в состоянии обеспечить ее дальнейшее динамичное развитие. Глава государства отметил, что по итогам полугодия наблюдается положительная динамика. Иинвестиционный климат в стране нисколько не хуже, чем в других странах, например, в Польше. Критику со стороны оппозиции "батька" традиционно назвал "безмозглой и абсурдной", а акции оппозиционеров объяснил необходимостью отрабатывать деньги из-за рубежа. Что же касается результатов десятилетнего правления, то его главный итог - это отсутствие крупных политических и социально-экономических ошибок. А поскольку это стало возможным под мудрым руководством понятно кого, то ограничивать себя двумя сроками Лукашенко не счел нужным. Для участия в президентских выборах 2006 года ему необходимо лишь "получить разрешение народа". Митинг оппозиции, протестующей против такого решения Лукашенко, по все той же славной традиции, прочно укоренившейся в Белоруссии, был разогнан.
Получит ли "батька" добро на правление страной еще на несколько лет? Вполне вероятно. Экономика Белоруссии, конечно, трещит по швам, но не настолько, чтобы в стране начался повальный голод. Серьезной политической оппозиции в Белоруссии нет. Вся власть - в руках одного человека, и он ей очень умело распоряжается. К тому же Москва не будет производить в отношении "батьки" никаких резких движений. Отношения с Россией у Белоруссии сейчас холодные, но ровные. Кремль не видит реальной альтернативы "батьке". Конечно, Москву Лукашенко не устраивает, и Россия не прочь иметь в Минске другого собеседника, но перефразируя Сталина "других президентов у меня для вас нет - работайте с этим". Во избежание обострения отношений, которые чреваты трениями уже с Европой (Белоруссия - это транзит товаров и энергии из Европы в Россию и проблемы на этом пути не выгодны никому), Москва будет потихоньку подкармливать братьев-славян. Лукашенко будет получать энергоносители по льготным тарифам, потому что мировых цен Белоруссия не выдержит.
На Западе "батьку" в упор не замечают, и он это прекрасно понимает. Пусть в Белоруссии заинтересованы и США, и Европа - с таким авторитарным диктатором они дело иметь не будут, слишком уж одиозная фигура. Так что от России ему не деться и вполне вероятно, что президент Путин в 2006 году пошлет свои поздравления вновь избранному всенародному президенту Лукашенко.
Статья 367 УК Республики Беларусь: "Клевета в отношении президента Республики Беларусь, содержащаяся в публичном выступлении, либо в печатном или публично демонстрирующемся произведении, либо в СМИ, наказывается штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или ограничением свободы на срок до четырех лет, или лишением свободы на тот же срок. То же действие, совершенное лицом, ранее судимым за клевету или оскорбление, либо соединенное с обвинением в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на тот же срок".
Статья 369 УК Республики Беларусь: "Оскорбление президента Республики Беларусь, содержащееся в публичном выступлении, либо в печатном или публично демонстрирующемся произведении, либо в СМИ, наказывается штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до двух лет, или лишением свободы на тот же срок. То же действие, совершенное лицом, ранее судимым за оскорбление или клевету, либо соединенное с обвинением в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, – наказывается штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок".
Сергей Карамаев