Главное
00:06, 7 августа 2004

Дают ли за троих русских четверых литовцев? Высылка из России атташе литовского посольства не связана с аналогичными февральскими действиями литовского МИДа в отношении российских дипломатов

Когда в пятницу, 6 августа, было объявлено о высылке из России военного атташе Литвы, наблюдатели сразу же решили, что высылка эта напрямую связана с дипломатическим конфликтом, разгоревшимся между Литвой и РФ в начале года. В этой уверенности они укрепились после того, как на эту связь указал и глава МИД Литвы.

Дело в том, что по неписаным правилам международных отношений, любое действие той или иной страны в адрес какого-либо государства или его представителей должно сопровождаться абсолютно симметричным ответом этого государства. Примером этому может являться арест двоих катарских борцов, произведенный в аэропорту "Шереметьево - 2" в ответ на задержание двоих российских спецслужбистов в Катаре.

Что же касается сотрудников посольств России в Литве и, соответственно, Литвы в РФ, то традиция их обоюдной высылки насчитывает уже несколько месяцев. Начало ей было положено 20 февраля 2004 года и было непосредственно связано со скандалом вокруг ныне уже бывшего президента Литвы Роландаса Паксаса.

Формальной причиной для начала этого скандала были порочившие президента связи с определенными литовскими бизнес-кругами. И хотя наблюдатели, сочувствовавшие Паксасу, утверждали, что настоящей причиной подготовки ему импичмента был страх старых элит за свое место под солнцем, большая часть обвинений против Паксаса подтвердилась многочисленными расследованиями. В частности, было установлено, что предприниматель Юрий Борисов, финансировавший предвыборную кампанию Паксаса, а также еще один бизнесмен - Анзори Аксентьев - впоследствии оказывали на него давление, с целью оказать влияние на ход литовской приватизации и наложить руку на литовский бизнес.

В данных, изложенных в предыдущем абзаце, не может не привлечь внимания один факт - оба предпринимателя, в связях с которыми обвиняли Паксаса, могли похвастаться русскими фамилиями. Действительно, Борисов - русских по происхождению, а литовское гражданство повторно (после того, как был лишен оного) получил по указу Паксаса (теперь же Конституционный суд республики опять запретил Борисову называться гражданином Литвы). Что касается Аксентьева, то он вообще - гражданин РФ, и даже неоднократно баллотировался в различные властные структуры нашей с вами страны.

Все это важно постольку, поскольку "русский след" являлся важным компонентом выдвинутых против Паксаса обвинений. Предполагалось, что Паксас действовал не просто личных интересах своих спонсоров, но и в интересах России вообще. Связи президента могли, по мнению его противников, усилить влияние "северного соседа" на экономику Литвы и нанести ущерб литовским государственным интересам.

В первом докладе литовской госбезопасности, посвященном деятельности Паксаса, были даже некие (правда, довольно туманные) указания на его связи с российскими спецслужбами. Впоследствии литовская газета Lietuvos Rutas опубликовала интервью с живущим во Франции экс-сотрудником российской разведки. Этот человек, фигурировавший в публикации под псевдонимом "Лиманов", утверждал, что на российскую разведку работали Юрий Борисов, а также сотрудница консультировавшей Паксаса перед выборами компании "Almax" Анна Затонская. Правда, хотя первая комиссия литовского Сейма, расследовавшая "дело Паксаса" и подтвердила связи президента со спецслужбами РФ, из доклада второй комиссии эти обвинения исчезли.

Тем не менее, 20 февраля 2004 года из Литвы были высланы двое сотрудников российского посольства и один сотрудник торгового представительства РФ в Литве. Тогда же спикер сейма Литвы Артурас Паулаускас заявил, что высылка эта была напрямую связана с "делом Паксаса". Эта связь подтвердилась после того, как МИД Литвы опубликовал официальное заявление, в котором, в частности говорилось, что дипломаты "пытались оказывать влияние на процессы приватизации госимущества и незаконными способами получить информацию об импичменте президента Литвы Роландаса Паксаса".

Российский МИД сразу же отреагировал на произошедшее заявлением о том, что его сотрудники были высланы без предъявления им обоснованных претензий, и что Россия не может расценивать эти действия Литвы иначе, чем как попытку эскалации напряжения в российско-литовских отношениях и оставляет за собой право осуществления аналогичных действий в адрес литовских представителей в РФ.

Действительно, уже 30 марта трое сотрудников литовского посольства были объявлены в России "персонами нон-грата". Было заявлено, что они "вели деятельность, несовместимую со статусом дипломата и наносящую ущерб интересам Российской Федерации". Литовцы покинули Москву, как им и было предписано, в течение 48 часов. Всем было абсолютно ясно, что несчастные литовцы стали жертвами действий своих более высокопоставленных коллег из литовского МИДа. Таким образом, инцидент, казалось бы, был исчерпан. Троих россиян обменяли на троих литовцев, что является для работы МИДов устоявшейся, почти официально запротоколированной процедурой.

Поэтому августовский вызов поверенного в делах Литовской Республики в Российской Федерации на ковер в МИД и вручение ему заявления о том, что военный атташе посольства Литвы подполковника Сигитаса Буткуса замечен в деятельности, наносящей ущерб интересам России, и поэтому объявляется "персоной нон-грата" и обязан в течение двоих суток уехать из нашей страны, нельзя считать ответом на события прошедшей весны. Ответ этот выглядит, по меньшей мере, асимметрично. Не только потому, что обмен высылками уже произошел, притом достаточно давно, но и потому, что РФ не только высылает Буткуса, но и отказывается давать согласие на аккредитацию нового атташе, предложенного литовцами - полковника Жибаса.

Так что остается предположить, что либо Буткус действительно пытался выведать какие-то российские военные секреты, либо в истории российско-литовских отношений незаметно наступил очередной кризис, а высылка атташе является лишь его просочившимся в СМИ признаком. Кризис этот может быть связан как с изменением литовской внешней политики после вступления этой страны в ЕС НАТО и победой на президентских выборах гражданина США литовского происхождения, когда-то уже занимавшего пост президента Литвы Валдаса Адамкуса, либо с "калининградской проблемой", либо с некими дипломатическими конфликтами, о которых СМИ знать не дано.

Елена Любарская