При всем пафосе обладателя Пурпурных сердец и, по совместительству, кандидата в президенты США Джона Форбса Керри верховным главнокомандующим американской армии все еще является методист из Техаса Джордж Уокер Буш. А значит, именно ему предстоит еще несколько месяцев отдавать приказы самой мощной военной машине в мире. Причем приказы как собственно военного характера, так и политического. Сей факт дает в руки нынешнего хозяина Белого дома серьезный козырь, которым может быть бита одна из главных карт демократического ветерана - его героическое прошлое, дающее ему некое эксклюзивное право судить о нынешних чаяниях народа и армии и, тем более, прозревать грядущее. Первый ход Буш уже сделал: десятки тысяч военнослужащих и сотни тысяч членов их семей услышали столь важное для каждого солдата слово - домой.
О планах грандиозной передислокации американских вооруженных сил по всему миру известно было давно. Еще в 2001 году администрация Белого дома приняла решение об изменении своей военной стратегии, а уже в июне 2003 года, то есть сразу после сокрушения режима Саддама Хусейна, в Пентагоне заговорили о циклопических планах по переброске сил из одного конца мира в другой.
Первой "ласточкой" или, что более соответствует ситуации, "ястребом" стал заместитель министра обороны США Пол Вулфовиц, заявивший, что США "намерены заново оценить свое военное присутствие в мире, поскольку сейчас Америка сталкивается с целым рядом новых угроз, отличающихся от тех, с которыми нам приходилось бороться в прошлом". А в прошлом, как известно, западному блоку приходилось бороться не на живот, а на смерть только с одной угрозой - Советским Союзом и его младшими братьями. В свое время в рамках этого противостояния в Европе были сконцентрированы мощнейшие группировки и построены целые военные города, вроде авиабазы "Рамштайн" в Германии.
Ныне, по мнению администрации США, ситуация коренным образом изменилась. Потенциальная опасность крупномасштабных наземных сражении снижается, зато возрастает вероятность локальных столкновений, в которых особое значение приобретают не танковые дивизии, а мобильные соединения, оснащенные всевозможными видами "умного" оружия.
Имеется в наличии и один универсальный враг - мировой терроризм, который ничего не слышал о незыблемости государственных границ, зато имеет особенность пускать корни в нефтеносных районах. Решению именно этих насущных проблем и были посвящены многомесячные дебаты в недрах Министерства обороны США, о которых в течение года доходили лишь отрывочные сведения из "информированных источников", изредка сопровождаемые многозначительными комментариями высокопоставленных птенцов "гнезда Бушева". 16 июня 2004 года все стало на свои места. На встрече с ветеранами в штате Огайо президент официально объявил о начале самых серьезных трансформаций в заморских контингентах американской армии со времен Корейской войны.
По замыслу Вашингтона, в течение 7-10 лет более 70 тысяч военнослужащих и около 100 тысяч членов их семей и гражданского обслуживающего персонала будут возвращены на родину. Основные сокращения коснутся группировок в Германии, откуда будут выведены до 60 процентов личного состава Первой танковой и Первой пехотной дивизий США, а также слиты воедино ряд высших командных структур, и в Южной Корее, где почти сорокатысячный контингент будет уже к концу следующего года сокращен на треть. В процессе перетряски зарубежных военных активов будет полностью изменена и их инфраструктура. Вместо громоздких объектов германского типа, содержание которых признается нецелесообразным и дорогим, будут созданы оперативные центры и компактные базы, которые при необходимости смогут обеспечить быстрое развертывание ударных частей и поддержку их действий. "Такие объекты будут иметь разный характер - как временные базы по типу боснийских, так и просто объекты с минимальной инфраструктурой - взлетно-посадочной полосой, укрытиями, генераторными установками", - уточнил в одном из интервью командующий силами США в Европе генерал Джеймс Джоунс.
Вместо выводимых механизированных корпусов в Европу будут переброшены так называемые бригады "Страйкер", главной особенностью которых являются не столько сами новейшие бронемашины, сколько способ организации соединений, когда все их части связаны в одну сеть, с помощью которой осуществляется командование, контроль, связь, разведка, рекогносцировка и наблюдение. О готовности разместить на своей территории подобные базы заявляют бывшие страны - участницы Варшавского договора: Болгария, Польша, Румыния. Здесь же планируется оборудовать и так называемые авиабазы "подскока", откуда самолеты ВВС США смогут при необходимости совершать рейды на Ближний Восток, а также в Африку.
Что касается азиатско-тихоокеанского региона, то здесь, наравне с сокращением сухопутных группировок, Пентагон намерен усилить авиационные в государствах Средней Азии, на Гавайях, Гуаме и, вероятно, в Австралии. Обсуждается возможность размещения дополнительных контингентов на Филиппинах и даже во Вьетнаме.
В целом, основным замыслом новой стратегии Пентагона, помимо возвращения на родину значительного количества военнослужащих, является стремление занять наступательную позицию в слабо развитых и непредсказуемых регионах, где слабы или вовсе отсутствуют законные правительства и откуда могут исходить новые угрозы миру. По словам Дугласа Фейта, заместителя министра обороны по общей политике и одного из авторов плана глобальной перегруппировки войск, "США не заинтересованы в сосредоточении за рубежом крупных воинских контингентов. Вместо этого мы стремимся к наращиванию возможностей наших вооруженных сил и сил наших друзей". При этом почти все американские политики отмечают, что сокращение, в частности, германской группировки не является неким наказанием союзника за несговорчивость по иракской проблеме. Хотя элемент несговорчивости все же не мог не учитываться, однако в несколько ином смысле: с вновь обретенными союзниками из бывшего соцлагеря куда проще решать не только военные, но и, скажем, болезненные для Западной Европы экологические вопросы.
Нельзя также не заметить, что наращивать свои возможности Пентагон планирует в азиатском регионе. Если отбросить велеречивые заявления о борьбе с мировым терроризмом, то самым логичным объяснением здесь видится желание Вашингтона создать эффективную буферную зону перед стремительно набирающим вес Китаем. Если это действительно так, то у России есть повод серьезно призадуматься: ее уже скинули со счетов.
Грандиозные планы администрации Буша уже вызвали нарекания не только у маститых оппонентов из противоборствующего демократического лагеря, но и у бывших высокопоставленных военных. Так, бывший командующий силами НАТО генерал Уэсли Кларк заявил, что подобные реформы подрывают национальную безопасность страны. "С учетом того, что наша страна находится в состоянии войны с мировым терроризмом, а "Аль-Каеда" действует в 60 государствах мира, мне представляется неразумным отзыв столь значительных сил", - сказал Кларк.
О стоимости передислокации пока не сообщается. Во всяком случае, сам главнокомандующий воздерживается от комментариев. Однако бюджетный комитет Конгресса подсчитал, что сокращение заокеанских группировок позволит казне сэкономить в год более миллиарда долларов, но непосредственные затраты на реформы превысят семь миллиардов.
Предвыборный штаб Джона Керри сделал очевидную ставку на рекламирование военных подвигов своего патрона во времена Вьетнамской войны. Напомним, что нынешний соискатель Белого дома служил в качестве командира патрульного катера в дельте реки Меконг. Даже свое появление на прошедшем недавно конгрессе Демократической партии Керри сопроводил коротким и выразительным шоу, по-военному отдав рапорт многотысячной аудитории соратников. Помощники Керри, равно как и сам претендент, неоднократно прямо и косвенно указывали на несостоятельность Джорджа Буша как верховного главнокомандующего. При этом, избегая скрупулезного анализа его просчетов, критики вещали о провалившейся операции в Ираке или о потере старых союзников в Европе.
Действительно, как может руководить вооруженными силами человек, вся военная служба которого ограничилась тренировочными полетами на истребителях над кукурузными полями отечества? Иное дело израненный в боях с вьетконговцами несгибаемый ветеран. Ничего, что некоторые бывшие сослуживцы грозы Меконга подвергают сомнению его героическое прошлое, а в ранениях потенциального президента склонны винить не противников, а так называемый "дружественный огонь". При умелом обращении с фактами эти воспоминания останутся не более чем клеветой. Главное, создать впечатление, что именно такой человек способен повести за собой не только армию, но и всю страну.
Однако выбранная тактика пока не принесла Керри сколько-нибудь существенных дивидендов. Согласно результатам опросов, большинство американцев по-прежнему полагает, что именно Джордж Буш способен оградить родину от натиска террористов и эффективно решать вопросы национальной безопасности. Теперь же, после обещания "возвратить десятки тысяч наших парней домой", эти предположения могут перерасти в окончательную уверенность. На руку Бушу играет своеобразный "стокгольмский синдром", который хорошо известен психиатрам. Так, захваченный в заложники человек, жизни которого угрожала непосредственная опасность, оказавшись на свободе, склонен вспоминать о своем захватчике только хорошее, зачастую сочувствуя ему более, нежели тем, кто сумел его обезвредить.
Официальной реакции самого Керри на выступление Джорджа Буша пока не последовало. Ветеран устроил себе короткий отпуск в Айдахо. Но в том, что она будет и будет крайне отрицательной, сомневаться не приходится. Единственное, о чем стоит позаботиться предвыборному штабу Керри, так это о смене риторики. Дальнейшие стенания по поводу Ирака и необходимости вывода войск оттуда теряют свой смысл и будут похожи на навязчивую идею. Вероятнее всего, однопартийцы Керри постараются привлечь к дальнейшему клеймению военных талантов верховного главнокомандующего отставных генералов, вроде того же Кларка, или бывших высокопоставленных чиновников из команды Клинтона, например, бывшего заместителя госсекретаря США Ричарда Холбрука. Задача им предстоит непростая. Если в делах военных они и могут дать сто очков вперед лейтенанту Национальной гвардии Джорджу Уокеру Бушу, то в делах политических им стоит записаться к нему на курсы. В противном случае, после выборов о сенаторе Керри будут вспоминать только в связи с кетчупом "Хайнц", часть империи по производству которого унаследовала супруга претендента Тереза Хайнц. Как в анекдоте: кто не знает старика Хайнца.
Андрей Воронцов