Если бы в те времена, когда Джордж Буш-старший занимал пост главы ЦРУ (30 января 1976 - 20 января 1977), ему сказали, что почти через 30 лет однопартийцы Джорджа Буша-младшего выдвинут предложение расформировать его любимое ведомство, папа Буш наверняка бы постарался сделать так, чтобы его наследник никогда не покидал пределов родного ранчо, и ограничил его амбиции ловлей колорадских жуков. Ведь ЦРУ - один из самых известных брэндов, когда-либо созданных в США, и покушение на него всегда приравнивалось к попытке государственного переворота. И тем не менее, они это сделали. Глава сенатского комитета по разведке, республиканец Пэт Робертс озвучил план грандиозной перетряски американского разведывательного сообщества, согласно которому основных шпионских функций лишается не только ЦРУ, но и Пентагон.
.title ДОСЬЕ Vip.Lenta.Ru
Деятельность "Комиссии 9/11"
Сказать, что инициатива бывшего журналиста и морского пехотинца Робертса оказалась неожиданной, значит не сказать ничего. Действительно, варианты реформирования разведки США с возможным учреждением должности главного шпиона или "царя", как его тут же окрестили журналисты, были предложены еще известной "Комиссией 9/11", критиковавшей спецслужбы за неадекватность. Но даже самым радикально настроенным ее членам не пришла в голову мысль фактически ликвидировать ЦРУ. Робертс пошел дальше всех. По его мнению, из состава управления следует вывести три основных департамента: оперативный (полевая разведка и проведение секретных операций за рубежом), аналитический (классификация и обработка поступающих разведданных) и научно-технический (сбор информации о передовых технологиях и перспективных разработках, техническая поддержка разведывательного сообщества). По плану Робертса, каждый из них станет самостоятельной структурой с собственным руководителем, который, в свою очередь, будет подчиняться главе разведывательного сообщества США в ранге министра.
Аналогичные преобразования предполагается провести и в Министерстве обороны, которое поглощает до 70 процентов бюджетных средств, ассигнованных на разведку. Согласно предложению Робертса сотоварищи, Пентагон должен потерять контроль над святая святых - Агентством национальной безопасности (электронная разведка, защита национальных информационных сетей, системы раннего оповещения о нападении) и Национальным управлением военно-космической разведки (сбор и анализ данных космической и воздушной разведок). Кроме этого, из структуры военной разведки будет выведена ее собственная агентурная сеть. Все эти ведомства будут переданы в подчинение заместителям уже упоминавшегося министра разведки, которые будут также наделены полномочиями контролировать контрразведывательные подразделения ФБР. Таким образом, партийные соратники действующего президента в сенатском комитете поддержали общую идею объединения главных шпионских ведомств США под началом "царя всея разведки", однако в совершенно иной комбинации, чем это было предложено "Комиссией 9/11".
Инициатива республиканцев не вызвала особого энтузиазма у профессионалов. Так, по мнению высокопоставленного сотрудника американской разведки, благоразумно пожелавшего сохранить инкогнито, речь просто идет об уничтожении целой организации, а само предложение "выходит за рамки благоразумия". "Вместо сокращения цепочки, они предлагают добавить несколько лишних звеньев. Вместо концентрации обязанностей и ответственности, они хотят окончательного их размывания", - посетовал анонимный разведчик.
Еще больше обиделись члены комитета по разведке от Демократической партии, заявившие, что Робертсу следовало хотя бы посоветоваться со своими коллегами. "Мне кажется, что обсуждать такие вопросы необходимо с представителями обеих партий. Во всяком случае, я считаю ошибкой составление подобных проектов на однопартийной основе", - заявил сенатор-демократ Карл Левин.
Настороженно к предложению братьев по партии отнеслись и в Белом доме. Непосредственно из Овального кабинета комментариев пока не последовало, но некие чиновники с Капитолийского холма распространили невнятные сообщения о том, что "администрация внимательно ознакомится с планами, как только они поступят в ее распоряжение". Предполагается, что это произойдет не далее как сегодня.
Парадоксально, но более всех прожектам противника обрадовались в стане кандидата в президенты от Демократической партии Джона Керри. По утверждению советника Керри по национальной безопасности Рэнда Бирса, предложения Робертса почти слово в слово повторяют идеи, озвученные ранее его патроном. При этом Бирс не преминул упрекнуть Джорджа Буша в намеренном затягивании "реформ, необходимость которых бесспорна".
Обращает на себя внимание неразбериха, возникшая не только в кулуарах власти, но и внутри самих партий. Республиканцы из сенатского комитета выступают с предложением, о котором ничего не знает их партийный босс Джордж Буш и его ближайшее окружение, вынужденное дать обещание "рассмотреть". При том, что не так давно назначенный Бушем на должность временно исполняющего обязанности директора ЦРУ Джон Маклафлин высказался определенно против концентрации контроля над разведкой в одних руках. Даже если учесть наличие известной свободы действий и отсутствие жесткой партийной дисциплины среди республиканцев, выступление Робертса выглядит бунтом на корабле и откровенным подыгрыванием демократическому лагерю, который изначально поддерживал анонсированные "Комиссией 9/11" реформы в разведывательном сообществе.
.title ДОСЬЕ Vip.Lenta.Ru
Президентские выборы в США
Однако замысел республиканцев может быть куда сложнее, и здесь следует обратиться к разыгравшейся недавно драме под названием "вернем наших парней домой". Как известно, Джон Керри, а следовательно и все демократы, настроены крайне немиролюбиво к тем действиям, которые администрация Буша предпринимает в Ираке. Сам партайгеноссе Керри неоднократно резко критиковал способности верховного главнокомандующего, призывая прекратить бессмысленную операцию, и даже извиниться за нее перед мировым сообществом. Это не добавляло Керри особой популярности, но в случае дальнейших американских провалов в Ираке могло сыграть ему на руку. Буш ответил куда более радикальной программой глобальной передислокации американских вооруженных сил за пределами страны и пообещал вернуть почти 200 тысяч военнослужащих и членов их семей на родину.
Следуя этой простой логике, можно предположить, что столь активно поддерживаемая штабом Керри реформа американской разведки в совокупности с учреждением должности "царя" спецслужб лишь до определенного момента вызывает мнимое сопротивление действующей администрации. В нужный момент республиканские партийные "низы" выступят с куда более грандиозными прожектами, которые затмят стенания демократов, хотя и будут ориентированы на достижение сходных целей.
Вполне вероятно, что сейчас и начинается первый акт новой драмы под названием "возродим нашу разведку", а в этом случае любое радикальное преобразование ради укрепления национальной безопасности может автоматически укрепить веру электората в адекватность нынешней администрации. А в ситуации, когда рейтинг партийных лидеров практически одинаков, любое колебание маятника доверия может стать решающим.
Однако нельзя совершенно исключать и возможность обычной несогласованности в действиях различных уровней республиканской власти. Если это так, то сомнения американцев в способности Буша управлять страной получат дополнительное основание. Что можно ждать от политика, который не может контролировать своих соратников даже в условиях тотальной демократии?
Андрей Воронцов