Главное
04:08, 30 августа 2004

Гибель самолетов: все-таки теракт На обломках разбившихся самолетов обнаружены следы гексогена

По мере того, как продвигается расследование гибели самолетов Ту-134 и Ту-154, разбившихся в ночь на 25 августа в Тульской и Ростовской областях, у следствия остается все меньше причин полагать, что две авиакатастрофы, произошедшие с интервалом в несколько минут, являются следствием отказа техники или неправильных действий экипажей. Окончательные выводы пока не сделаны, но взрывотехники и технические эксперты из ФСБ уже обнаружили на обломках обоих самолетов следы гексогена.

Сначала взрывчатое вещество было обнаружено на обломках Ту-154, выполнявшего рейс 1047 Москва-Сочи. Об этом в пятницу заявил начальник ЦОС ФСБ России Сергей Игнатченко. На следующий день пришло сообщение, что следы гексогена были найдены и на Ту-134, летевшем рейсом 1303 (Москва-Волгоград). Получается, что обе авиакатастрофы оказались терактами. Таким образом, версия о том, что бомбы были пронесены в салон кем-то из пассажиров, стала основной, как в случае с Ту-154, так и с Ту-134.

Взрывотехников, расследующих обе катастрофы, поначалу смутило то, что ни в пассажирских салонах, ни в носовых частях обоих самолетов не было обнаружено следов взрыва. Однако при обследовании хвостовой части Ту-154 оказалось, что в том месте, где находился туалет, кусок обшивки вместе с иллюминатором был вырван, что свидетельствовало о механическом воздействии. По мнению экспертов, это говорит о небольшом локальном взрыве, в результате которого сначала оторвало хвост, а потом весь самолет вошел в штопор, развалившись на части. Это подтверждается также результатами поисковых работ на земле.

Что касается самого взрывного устройства, то, по мнению экспертов, оно, вероятнее всего, было безоболочным и обладало небольшой мощностью (до 500 граммов в тротиловом эквиваленте). Но даже столь малого количества ВВ достаточно для того, чтобы взорвать самолет, если знать, куда его поместить. По предположениям экспертов, в Ту-154 был взорван не собственно гексоген в чистом виде, а пластит или эластит, то есть взрывчатые вещества промышленного изготовления на основе гексогена, широко применяемые в Чечне, а следовательно, и самые доступные для террористов.

По мнению экспертов, место для взрыва было выбрано не случайно. Туалетные кабины на Ту-154 расположены рядом с двигателями, а следовательно, этот участок является наиболее уязвимым. Поэтому в салоне и не было пожара, а большая часть тел оказалась не обуглена и не изуродована взрывом. Сходная картина катастрофы реконструируется сейчас и для Ту-134.

В связи с тем, что версия террористического акта сейчас становится основной, возникают традиционные вопросы. Каким образом взрывчатка попала на борт воздушного судна? Возможно ли повторение подобного в дальнейшем? Кто несет ответственность за теракты?

Что касается первого вопроса, то, как выясняется, ответить на него не трудно. Поскольку пластиковая взрывчатка металлодетектором не определяется, то обнаружить ее можно только с помощью специальной аппаратуры, а замаскировать легко, хотя бы под кусок обычного мыла. И привести в действие нетрудно как с помощью мобильного телефона, так и простейшего детонатора, собрать который из безвредных на первый взгляд деталей - дело нескольких минут.

Сейчас спецслужбы проверяют личности людей, которые могли быть причастными к этому. Особое внимание, по понятным причинам, уделяется уроженцам Северного Кавказа. Их на разбившихся авиалайнерах было несколько.

В настоящее время неопознанным остается только одно тело, предположительно, С. Джебирхановой, летевшей в Сочи. В Тульской области подозрения падают на пассажирку по имени Аманта Нагаева (по одним данным, ее отчество - Салмановна, по другим - Сулеймановна). Никто из родственников этих женщин не приехал на экспертизу, никаких запросов от их близких и знакомых не поступало. Правоохранительные органы подозревают, что именно Джебирханова и Нагаева были террористками-смертницами, которые взорвали пассажирские самолеты.

В ответ на запрос ФСБ МВД Чечни сообщило, что Аманта Нагаева родилась в поселке Кирова Веденского района Чечни, затем переехала в Грозный. "Молодая незамужняя женщина, которая ничем не выделялась,– охарактеризовали ее в МВД.– Сведений о том, что она могла быть связана с боевиками, у нас нет, но проверка еще идет".

По поводу Джебирхановой (или пассажирки с похожей фамилией, поскольку ее русское написание восстанавливается по записям в системе продаж авиабилетов, где все имена и фамилии пишутся латиницей) известно, что она собиралась лететь в Сочи не вечером 24 августа, а утром 25-го - на самолете Ил-86, вылет которого был назначен на 9:20. Однако вечером 24 августа Джебирханова обратилась в одну из пяти касс аэропорта "Домодедово" и попросила поменять ей билет на рейс, вылетавший в 21:25. На этот рейс уже шла регистрация, но поскольку там было много свободных мест, билет ей поменяли. По данным, сохранившимся в документах, Джебирханова сидела на месте 19F – ближе к концу второго салона, за девять рядов до хвоста самолета, где находятся двигатели и туалет.

Правда, председатель госкомиссии по расследованию причин авиакатастроф Игорь Левитин особо подчеркнул, что пока власти не располагают данными, которые бы "позволяли говорить о возможной причастности этой пассажирки (Джебирхановой - Vip.Lenta.Ru) к террористической деятельности".

Как теперь выясняется, за несколько секунд до взрывов в обоих самолетах произошло нечто, что привлекло к себе внимание экипажей. О тревожном сигнале с борта Ту-154, извещавшем о попытке неизвестных захватить самолет, летевший в Сочи, стало известно уже 25 августа. Издание "ГАЗЕТА GZT.RU" со ссылкой на источник, близкий к расследованию, утверждает что с Ту-154 был послан сигнал SOS, в то время как сигнал "Нападение на самолет" успел отправить в эфир пилот Ту-134.

Обломки самолета Ту-134, упавшего в Тульской области. Кадр телеканала ''РТР''.
Lenta.ru

Найденные на месте катастроф "черные ящики" в разгадке тайны гибели самолетов пока помочь не могут. По словам полпреда президента в Южном федеральном округе Владимира Яковлева, "они вышли из строя еще до падения лайнеров". Впрочем, есть надежда, что повреждения самописцев окажутся не слишком серьезными и экспертам в конце концов удастся восстановить записи всех пяти "черных ящиков".

Что же касается остальных вопросов, то, как считают специалисты, дать 100-процентную гарантию на будущее от повторения подобных терактов практически невозможно, потому что любой современный аэропорт - это сложная система, а согласно известному закону, чем система сложнее, тем больше в ней уязвимых мест. Порой не помогает даже самое современное оборудование, установленное, например, в аэропорту "Домодедово"; так, по словам его представителей, техническая оснащенность служб безопасности этого аэропорта - самая высокая в России.

О том же свидетельствует, например, и опыт американцев. По данным газеты USA Today, спустя год после терактов 11 сентября 2001 года проверка безопасности американских аэропортов при помощи дорогостоящей техники показала, что в 70 процентах случаев пассажир может беспрепятственно пронести на борт самолета взрывное устройство. За период с 30 октября 2001 по 16 февраля 2002 года были проинспектированы 32 американских аэропорта, причем их охрана не замечала почти каждую вторую попытку инспекторов пронести на борт самолетов что-нибудь запрещенное.

Пока нельзя сказать определенно, кто стоит за взрывами российских самолетов. Ответственность за них уже взяла на себя некая группировка "Бригады Исламбули". Примечательно, что группировка с похожим названием в июле этого года брала на себя ответственность за покушение на министра финансов Пакистана Шауката Азиза. Ее лидером считается Мохаммед аль-Исламбули, который еще в 1980-х годах воевал с советскими войсками в Афганистане. Семью аль-Исламбули "прославил" брат Мохаммеда, старший лейтенант египетской армии Халед аль-Исламбули, который 6 октября 1981 года был одним из участников убийства президента Египта Анвара Садата во время военного парада в Каире, организованного исламистской группировкой "Ат-Такфир валь-Хиджра".

Однако это еще не означает, что самолеты действительно взорвали "Бригады Исламбули". Заявление этой группировки было опубликовано на одном из сайтов радкиальной мусульманской направленности в разделе "Форум". При желании разместить в нем свое послание может любой посетитель - для этого надо только зарегистрироваться.

Большинство экспертов считают, что заявление "Бригад" не имеет под собой никаких оснований, - радикальные группировки часто берут на себя ответственность за громкие теракты, к которым не имеют отношения, чтобы привлечь внимание к своей деятельности.

Представители ФСБ в ответ на послание "Бригад" отреагировали коротко: "Мы не комментируем подобные заявления, тем более те, подлинность которых не установлена". По мнению российских экспертов, организаторов этого теракта стоит искать в окружении Масхадова и Басаева. Но пока что лидеры чеченских сепаратистов никак не отметились в СМИ по данному поводу. Гибель самолетов прокомментировал только Ахмед Закаев, посетовавший на то, что парк российский пассажирских самолетов давно выработал свой ресурс, и теперь они начинают падать буквально подряд. Хотя Закаев и считается эмиссаром Аслана Масхадова, все же полагать, что он выразил официальную позицию своего начальника, пока нет никаких оснований.

Таким образом, необходимо признать - террористическая волна, которая до сегодняшнего дня в России накрывала только жилые дома, вагоны метро и пригородные поезда, докатилась до самолетов. Опыт шестого февраля 2004 года показал - несмотря на угрозу стать жертвой теракта, москвичи меньше в метро ездить не стали. Но в Москве без этого вида общественного транспорта не прожить. А вот что теперь будет с самолетами и авиаперевозчиками? Остается надеяться, что гибель двух рейсов, произошедшая в ночь на 25 августа, так и останется единичным случаем в рамках длящейся уже пять лет контртеррористической операции в Чечне.

Сергей Карамаев