С 15 по 25 августа 2004 года в Чукотском море проходила российская экспедиция "Челюскин-70", которая должна была найти легендарный пароход, затонувший в 1934 году. Однако найти место гибели "Челюскина" ей не удалось, хотя руководитель поисков Алексей Михайлов допускает, что некий большой объект на дне моря, обнаруженный аппаратурой для поиска, вполне может являться корпусом парохода. Это уже не первая экспедиция к месту гибели "Челюскина". В 1989 году в СССР была предпринята попытка отыскать затонувшее судно, и, по утверждению одного из участников, она увенчалась успехом. О том как это было, рассказывает Сергей Мельникофф, человек сфотографировавший под водой "Челюскин".
Сергей, как Вы считаете, почему экспедиции "Челюскин-70" не удалось найти затонувший пароход?
По версии организаторов этой экспедиции, они не смогли найти "Челюскин" прежде всего потому, что у них якобы не было точных координат парохода, затонувшего в 1934 году. Но, на мой взгляд, основная причина заключается не в этом. Просто не были четко заявлены цели экспедиции. То, о чем говорилось в многочисленных репортажах по ходу экспедиции, в реальности не выдерживает критики. Оказывается, они шли искать ответы на вопросы, которые давно известны. В частности, экспедиция "Челюскин-70" должна была выяснить, как и отчего погиб "Челюскин"! Но это же секрет полишинеля - есть документальный фильм, снятый в момент гибели парохода оператором А. Шафраном. Есть его подробный рассказ о тех событиях. Есть, наконец, телеграмма, отправленная руководителем экспедиции 1934 года Отто Шмидтом "лично товарищу Сталину".
Может быть, организаторы экспедиции "Челюскин-70" сомневались в подлинности этих документов? Или имели в виду, что пароход затонул по каким-то особым, тайным причинам?
Знаете, вряд ли Шмидт стал бы врать в личной телеграмме "отцу народов". А что касается тайных причин... Зачем искать черную кошку в темной комнате? "Челюскина" просто раздавило льдами. О том, как это может быть с точки зрения законов физики, подробно рассказано во всех популярных учебных пособиях, этот случай стал, можно сказать, классическим.
Затем, организаторы экспедиции заявили, что собираются найти на борту затонувшего парохода судовой журнал. Но журнал капитана Воронина давно сдан в архив, хранится в Музее Арктики, и искать его надо было там. "Челюскин" тонул так долго, что с него не только судовые документы сняли (а без них штурману и капитану оставлять гибнущее судно не положено по уставу!), но сгрузили и самолет, и уголь, и доски…
Но тогда и координаты гибели "Челюскина" должны быть известны?
Конечно. Точные координаты затонувшего судна также секретом не являются. Они указаны на морских картах этого района. Любой гидрограф или морское судно оборудованное обыкновенным эхолотом, затратив известное время, может найти такой большой металлический объект на столообразном рельефе Чукотского моря.
Тогда зачем экспедиция взяла с собой столько новейшего дорогостоящего оборудования, единственно с помощью которого якобы и можно было найти затонувшее судно?
Это и для меня загадка. В результате получилась дорогая, но бестолковая морская экспедиция, единственной целью которой, по всей видимости, являлся рассказ о "новейшем, не имеющем в мировой практике, глубоководном телеуправляемом роботе". Но этот прибор давно известен - это обыкновенная, управляемая по кабелю телеторпеда.
Но зачем понадобилось использовать прибор, рассчитанный на работу на километровых глубинах там, где и 50 метров нет? Испытывать телекамеру в воде с сантиметровой прозрачностью - затея совершенно дурацкая. А про прозрачность моря в тех местах в это время года в любом гидрологическом справочнике прочитать можно. Да и в лоции Чукотского моря, что на полке у капитана любого судна стоит, про это тоже немало сказано.
Участники экспедиции "Челюскин-70" уже написали мне о том, что гидрограф на судне Академии Наук не работал, а искать затонувший объект в мутной воде с помощью опускаемой на тросе телекамеры - дело зряшное. Легче протралить район металлической кошкой.
Я бы добавил еще один аспект. Во всех публикациях выпячивается роль первооткрывателей организаторов этой акции. К сожалению, уровень сегодняшнего образования не позволяет основной массе читателей самостоятельно отсеивать зерна от плевел, и этим пользуются новейшие "исследователи", заявляющие то о находке инопланетного корабля на Тунгуске, то бессовестно извращающие хорошо известные факты и объявляющие тайной банальную гибель судна, раздавленного льдами.
Как человек, организовавший несметное число экспедиций и проведший в них всю свою жизнь, я могу предположить, что серьезные СМИ и телевидение были затянуты в проект посулами великолепных подводных кадров на русском "Титанике". Для этого и появился "подводный телеуправляемый робот". О прозрачности воды в тех местах организаторы экспедиции узнать не потрудились, что безусловно указывает на их дилетантский подход и полное отсутствие опыта в подобных делах.
Каковы же, в таком случае, точные координаты того места, где лежит "Челюскин"?
Вот они: 68o18'05"688 северной широты и 172o49'40"857 западной долготы. Они были вычислены в 1989 году во время нашей экспедиции, которая нашла "Челюскин".
То есть Вы по сути нашли его первым?
Как бы ни хотелось мне сказать, что я был первым, но лавры первооткрывателя места гибели "Челюскина" принадлежат не мне. Впервые "Челюскин" был обнаружен в 1974 году. Дело обстояло так. Магаданский клуб подводного плавания (я не могу привести его название по причине, о которой скажу ниже) организовал тогда экспедицию к "Челюскину" на… подводной лодке. Это был клуб военных моряков-подводников. И именно они сумели обнаружить пароход и даже достали множество предметов, включая сетки и спинки от металлических кроватей. Но эти люди ничего по этому поводу сказать не могут. Дело в том, что их погружения с подводной лодки могут подпадать под закон о разглашении военной тайны. Воинская присяга обязывает участников того похода держать язык за зубами. Так что нашел "Челюскин" не я, а безвестные ныне водолазы ВМФ СССР. Я же нашел этот пароход, что называется, post factum.
Откуда же Вам известно про экспедицию 1974 года и есть ли доказательства того, что моряки-подводники действительно были именно там?
Об этом факте были публикации в местных газетах (г. Магадан). К тому же в то время я лично был знаком с двумя участниками этой экспедиции.
А когда Вы впервые заинтересовались гибелью "Челюскина"?
Впервые история "Челюскина" попала в поле моего зрения в 1978-79 годах, во время моей экспедиции по Северному морскому пути. Нас со школьной скамьи "кормили" легендарным прошлым России и, оказавшись в этих местах, трудно было остаться в стороне от такой темы.
Расскажите, пожалуйста, подробнее о Вашей экспедиции 1989 года. Была ли она специально отряжена для поисков парохода или это была спонтанная инициатива?
ПОЛНАЯ ВЕРСИЯ РАССКАЗА СЕРГЕЯ МЕЛЬНИКОФФ ОБ ЭКСПЕДИЦИИ 1989 ГОДАК вопросу о находке "Челюскина"
Это была специальная экспедиция. Ее даже можно назвать журналистской, так как одним из инициаторов и "толкачей" проекта выступила редакция хабаровской краевой газеты "Молодой Дальневосточник". С нами был послан специальным корреспондентом Вадим Найман. Он не только постоянно находился "на переднем крае", но даже самолично "заарканил" "Челюскин" буйрепом с кошкой, который я использовал в качестве ходового конца при водолазном спуске к поверженному льдами кораблю.
А кто организовывал экспедицию?
Официально - молодежная организация Хабаровского края "Молодежный досуг" (остатки от крайкома комсомола) и, как я уже сказал, редакция газеты "Молодой Дальневосточник". Я тогда был членом правления Советского фонда культуры и выступал в качестве "застрельщика" вместе с известным дальневосточным писателем Павлом Халовым, моим другом.
В какие сроки проходила экспедиция?
Она носила многогранный характер. Вначале мы побывали на празднике кита в Уэлене, потом объездили половину Чукотки, а уж затем попали на "Челюскин", предварительно побывав на острове Врангеля. Потом мы улетели в Читинскую область снимать затерянный в окрестностях Чарского хребта полностью сохранившийся сталинский лагерь. С нами был еще и фотокорр из "Труда" (к сожалению, я забыл его фамилию). Все эти поездки проходили в августе-сентябре 1989 года.
Как Вам удалось попасть в состав экспедиции?
Поиск вело гидрографическое судно "Дмитрий Лаптев". Как я уже сказал, я был членом правления Советского фонда культуры (дальневосточного отделения), и команду взять нас на борт капитан судна получил с самого верха. Конкретно, от начальника гидрографической службы.
Был ли у Вас какой-то официальный статус?
Да. Поскольку это была официально организованная экспедиция, то я числился ее начальником.
Пароход, лежащий на морском дне, наверное, подобен иголке в стоге сена. Как Вам удалось его обнаружить?
"Челюскин" был найден в результате планомерного недельного поиска галсами, с использованием гидролокатора бокового обзора и судового эхолота. Мы "наехали" на искомый объект сразу по прибытию в район поисков. Гидрографическое судно "Дмитрий Лаптев" вошло в "лист карты" и, будучи в этот момент в ходовой рубке, я включил для прогрева эхолот. А через пять минут его перо вздрогнуло и стало безудержно подниматься, нарисовав высоченный пик. И мы поняли: вот он!
Но пока "Лаптев" разворачивался, пока мы радовались, "Челюскин" как испарился. Мы прочесывали район 10 часов, то расширяющимися, то сужающимися кругами, но тщетно - легендарный пароход как в воду канул.
Поскольку "Дмитрий Лаптев" должен был везти грузы на остров Врангеля, мы поставили на месте находки буй и продолжили выполнять походное задание. Вернулись на это место мы лишь через неделю.
Поставленный буй обнаружили стразу, а вот "Челюскин" искали еще несколько суток. Поскольку из двух локаторов бокового обзора у нас работал лишь тот, что был по левому борту, то мы крутили судно по планшету так, чтобы предполагаемый объект оказался по левому галсу.
То есть, фактически, едва обнаружив пароход, вы сразу же его потеряли?
Получается так. После нескольких дней безуспешного поиска Кравцов дал мне последнюю ночь, и уже под утро, измерив промежуток между галсами на планшете, я догадался, что мы ходим вдоль затонувшего судна, пропуская его в "мертвую" зону. Поэтому мы со штурманами ГС решили развернуть судно перпендикулярно пройденным галсам. По моим расчетам, на это должно было уйти еще пять-шесть часов, но если повезет, можно будет найти и быстрее.
Еще через два часа на эхограмме обозначился первый небольшой холмик. Высота его - метра два, плюс слой ила. Итого четыре. На обратном галсе - опять ничего. Прошло еще полчаса напряженного ожидания. Наконец перо вздрогнуло и стало рисовать что-то длинное, приподнятое над дном. Потом пошел уже целый ряд холмов. Это могли быть крупные обломки корабельных надстроек или части разбросанного палубного груза. На "Челюскине" было множество разнообразных предметов, в том числе и сборные домики для полярной станции на острове Врангеля. Наконец, перо на приборе уверенно пошло вверх. Пик получился не такой грандиозный, как в первый раз, но все же приличный. Мы развернулись и для уверенности еще раз прошли над этим местом.
И обнаружили "Челюскин"?
Да. На обоих "Магнавоксах" (системы спутниковой ориентации) светились точные координаты: 68o18'05"688 северной широты и 172o49'40"857 западной долготы. Военная система "Марс" подтверждала их с меньшей уверенностью, но и ее калибровка была вполне удовлетворительной, чтобы видеть, что это Западное полушарие. Новые координаты прилично отличались от тех, что были проставлены на карте, лежащей в штурманской, но находящаяся под нами громада могла быть только большим кораблем. Согласно карте, здесь не могло быть никаких других затонувших судов. После расшифровки эхограммы выяснилось, что глубина в этом месте составляет 48,5 метра. Вершина пика, зарегистрированного эхолотом - 37,5 метра. На долю судна остается около 11 метров. Это "Челюскин"! Результат вычислений соответствовал его параметрам: он имеет в длину 102 метра и высоту корпуса 11 метров.
Эти координаты были где-нибудь зафиксированы?
Конечно. По существующим правилам, капитан обязан был донести новые координаты до сведения Главного управления навигации и океанографии Министерства обороны СССР, чтобы изменения внесли во все навигационные карты и справочники. Это было еще во времена Советского Союза, и все выполнялось в точности. Кравцов при мне послал радиограмму в Гидрографическое управление.
Как происходила подготовка к Вашему погружению?
Как только мы удостоверились, что под нами "Челюскин", наше судно замедлило ход до "самого малого", и мы приготовились отдать якоря. Капитан рассчитывал сделать это метрах в ста по ветру от затонувшего судна, чтобы нас снесло прямо на него. Бросать якоря непосредственно около "Челюскина" капитан опасался, справедливо полагая, что таким образом можно легко остаться без них. Поскольку погружаться предстояло мне, то я волновался - если удастся встать точно над судном, то нырять с устойчивой палубы, пользуясь спущенным до воды парадным трапом, будет много проще, чем погружаться с пляшущей на волнах шлюпки. Но, несмотря на все ухищрения капитана, "Лаптев" никак не хотел оставаться на этом месте. В конце концов, боясь снова потерять "Челюскин", капитан прекратил дальнейшие попытки облегчить мне погружение и отдал якоря метрах в ста от затонувшего судна.
Кстати, а каков Ваш опыт в глубоководных погружениях?
Спуски на 50 метров близки к пределу для работы на сжатом воздухе, но не попадают в категорию глубоководных. В теплых водах я ныряю на воздухе на 75 метров и снимаю на этих глубинах. У меня очень приличный стаж водолаза - более 30 лет. Под водой провел около 10 тысяч часов.
Но вернемся к событиям 1989 года...
Стоя на двух якорях, "Дмитрий Лаптев" представлял собой небольшой твердый островок посредине моря. Крупная зыбь почти не раскачивала судно, но к вечеру погода могла испортиться, волнение перейти в штормовое и нужно было торопиться.
На новом планшете уже обозначили местоположение нашего судна, затонувший пароход и сброшенный десять дней назад буй. Оказывается, мы промахнулись всего на двести метров. "Челюскин" лежал слева по носу, по курсу 150 градусов.
Гидрологи успели сделать замеры и сообщить, что в поверхностном слое температура воды - +1оС, а на глубине, после солевого скачка, меня ждет -1,5оС.
Посмотрев на эту "летнюю" воду, я пошел на корму, где боцман готовил моторный бот. Нужно было опять искать "Челюскин". "Какая там глубина?" - увидев меня, спросил боцман. "Сорок восемь метров плюс ил" - ответил я.
Боцман принялся отмерять фал от большой новенькой бухты. Привязав небольшую "кошку", боцман перебросил готовую снасть в шлюпку и с помощью двух матросов стал вываливать ее за борт. Наказав тралить не глубже сорока метров, чтобы зацепить надстройки судна, а не киль, я начал одеваться для погружения. Вскоре крики возвестили, что шлюпка за что-то зацепилась. Она действительно находилась чуть левее и впереди по курсу судна. Убедившись, что кошка зацепилась прочно, и установив второй буй, матросы вернулись за мной и двумя опытными страхующими водолазами из гидробиологической экспедиции.
Мы подошли к месту погружения. Я проверил подачу воздуха из акваланга и надел лямки. Одет я был в гидрокостюм "Садко", и за спиной у меня находился простецкий акваланг "Украина-2", предназначенный для спортивного подводного плавания. Помню, что был похож на неуклюжего моржа, вылезшего на сушу - столько на мне было надето вещей. Два комплекта белья под костюмом, на руках - толстые перчатки, ноги в длинных, тяжелых ластах. Кто-то подал мягкий шлем - такой входит в комплект гидрокостюма "Садко" для холодной воды. Наконец, меня похлопали по плечу: "Пошел".
Как происходило само погружение?
Подождав набегающую волну, я перевернулся спиной вперед и поплыл к бую. Его фал, отвесно уходящий в глубину, стал для меня ходовым концом (именно так его называют в водолазном деле). Перехватывая фал руками и подтягиваясь, я начал опускаться. Я знал, что скоро давление воды обожмет костюм, выдавит из него избыточный воздух, и тогда начнется свободное парение в глубине.
Поначалу холода не чувствовалось. Левая перчатка, как выяснилось, пропускала воду, но возвращаться из-за этого в шлюпку я не собирался.
Глубина начала быстро нарастать. Потом, наверху, страхующие сказали мне, что я "падал камнем" и достиг дна за полторы минуты. В быстром погружении есть еще одно положительное качество - некогда думать об опасностях, связанных с одиночными спусками на предельную для аквалангистов глубину.
Вода приобрела глубокий сине-зеленый цвет. Прозрачность, наверху составлявшая около десяти метров, здесь сократилась до двух. Я парил в глубине Чукотского моря в полном одиночестве.
На двадцати метрах обнаружился слой температурного скачка. Перед маской во все стороны расстилалась черная неподвижная поверхность. Будто разлили чернила. Ходовой конец исчезал в ней, как обрезанный. Это, не смешиваясь десятилетиями, соприкасались два слоя воды с различными соленостью и температурой. Секунду помедлив, я нырнул в "чернила". И тут же прозрачности как не бывало - еле вижу перчатку на своей руке. Я озадаченно подумал: как я буду здесь фотографировать? Оставалось надеяться, что у дна освещенность может повыситься. Но этот эффект наблюдается только если дно ровное и состоит из песка или светлого ила, отражающего часть проникающего сюда солнечного света.
Вскоре стало совсем темно. Я уменьшил скорость спуска, боясь врезаться во что-нибудь головой. Видимость катастрофически уменьшалась, но вместе с тем появилось чувство, что спуск подходит к концу.
Воздух из баллонов стал ощутимо плотным. Мне приходилось как бы высасывать каждую новую порцию. Глубоководники называют это явление "механическим вдохом". Голова тоже отяжелела.
И тогда вы увидели "Челюскин"?
Медленно, словно проявляющаяся на бумаге фотография, показались переплетения труб парохода. Я спустился еще немного и отчетливо увидел большой маховик на трубопроводе. Вокруг него обмотался фал, служивший мне ходовым концом, а чуть ниже за трубу зацепилась боцманская кошка. Это означало, что я нахожусь практически на грунте.
Сам пароход лежал на ровном донном ложе, покрытом мелкодисперсным илом с толщиной отложений примерно в 2-3 метра.
Вам все же удалось сделать снимки парохода?
Да, я предпринял несколько попыток сфотографировать этот самый трубопровод - он находился в нескольких десятках сантиметров перед моей маской. Я снимал старым фотоаппаратом ФЭД-5, находившимся в тяжелом водонепроницаемом боксе. Щелчков при съемке под водой не слышно. То, что экспозиция была осуществлена, я понимал только по податливости курка взвода. Сделал пять или шесть кадров на разных выдержках. При этом объектив камеры я нацеливал на переплетение труб, как бы припорошенных тонким слоем ила…
А на палубу Челюскина вы смогли ступить?
Я смог подержаться рукой за один из трубопроводов на "Челюскине". Потрогал маховик, смахнув с него ил. Надо отметить, что никакой сильной коррозии металла я не наблюдал. И трубы, и в особенности маховик выглядели так, будто их вчера сбросили на дно…
И потом спешно пришлось подниматься на поверхность?
По расчетам, запаса воздуха в двух баллонах на глубине 50 метров мне хватило бы минут на восемь, поскольку один мой вдох вмещал более сорока литров воздуха на этой глубине. Плюс минута резервного запаса, предназначенного для всплытия.
Я не боялся остаться с пустым аппаратом, так как знал, что по мере уменьшения глубины и падения внешнего давления воздух в легких непрерывно расширяется и время от времени я должен буду "стравливать" его при подъеме. Но, к сожалению, воздух закачанный в баллоны акваланга на кислородной станции в бухте Провидения, оказался, как говорят водолазы, "грязным". Он содержал недопустимо большой процент азота, и его парциональное давление на почти 50-метровой глубине поставило меня практически в смертельную ситуацию. Я потерял сознание. Но перед этим успел подать страхующим сигнал подъема.
Когда я пришел в себя в поверхностном слое, то сумел повторить трехкратное подергивание страховочного фала. Такой сигнал означает "Аварийный подъем", и меня быстро выдернули на поверхность и втащили в шлюпку. Мне потом сказали, что я был похож на большую рыбу, вытащенную из воды. Наверное, так это и выглядело.
Если в будущем к месту гибели "Челюскина" пойдет новая экспедиция, Вы бы согласились в ней участвовать?
Да, конечно. Я готов принять участие в новой поисковой экспедиции, если таковая состоится и если последует официальное приглашение от её организаторов.