Фраза Томаса Гоббса о том, что налоги являются ценой, которой покупается общественный мир, стала на этой неделе весьма актуальной. После драматических событий в Беслане вице-премьер РФ Александр Жуков не исключил возможности увеличения бюджетных расходов на национальную безопасность. "Мы готовы дополнительно рассматривать и уточнять средства, предусмотренные в бюджете на оборону и национальную безопасность", - заявил Жуков.
В целом по статьям "Национальная безопасность и правоохранительная деятельность" и "Национальная оборона" в бюджете 2005 года предусмотрено выделить 398,4 и 529,1 миллиарда рублей соответственно. Данные статьи являются рекордсменами роста по сравнению с бюджетом прошлого года. В отличие от расходов на охрану окружающей среды, образование и ЖКХ, которые снизились даже в абсолютных цифрах. В сумме силовикам достанется чуть ли не треть бюджета, общие расходы которого предусмотрены на уровне 3047,9 миллиарда рублей.
Но правительство готово эту долю увеличить еще больше. Еще хорошо, что в следующем году решили пока не тратить на эти цели средства стабилизационного фонда, в котором уже скоро накопятся необходимые 500 миллиардов рублей, сверх которых уже можно будет тратить в свое удовольствие.
Но на что могут пойти деньги, предназначенные уже даже не на борьбу, а на войну с терроризмом? В условиях подготовки к войне с другим государством приоритеты финансирования ясны. Это возведение укрепрайонов по линии границы, строительство бомбоубежищ, рост производства вооружений. А на что должны пойти средства в условиях войны с террористами, которые могут нанести удар в любом месте страны? Даже если поставить у каждой школы, детсада, больницы по десятку милиционеров, вряд ли они смогут выстоять против террористов с высшим диверсантским образованием.
А учитывая нашу бюджетную дисциплину и непрозрачность многих статей, ситуация складывается и вовсе печальная. Это все равно, что тушить пожар, таская воду в дырявом решете. В интервью "Независимой газете" аудитор Счетной палаты Александр Пискунов, кстати, генерал-майор в отставке, заявил следующее: "У нас дисбаланс между расходами на безопасность и оборону, между расходами на оснащение и содержание, между НИОКР и закупками и по многим другим позициям". По словам Пискунова, прокомментировавшего год назад ситуацию с эффективностью использования средств, выделяемых на национальную безопасность, у нас "отчитываются за освоение средств, а не полученный эффект".
Вот например, выдержка из отчета Счетной палаты о результатах ревизии использования средств бюджета, выделенных в 1999 году и первом полугодии 2000 года на обеспечение деятельности Управления начальника инженерных войск Минобороны России: "При недостаточном финансировании в 1996-2000 годах расходов на текущий и капитальный ремонт инженерной техники (3% и 12% от потребности соответственно) в инженерных войсках растет общее количество неисправной техники, которое по состоянию на 20 июля 2000 года составило более 30,2 тысяч единиц, или 41% от общего количества инженерной техники в Вооруженных Силах. При сохранении существующего уровня финансирования для полного восстановления инженерной техники потребуется не менее 12 лет".
Пожалуй, самым известным финансовым нарушением в оборонной сфере стала история с продажей двух эскадренных миноносцев Китаю. По результатам проверки судостроительного завода "Северная верфь" Счетная палата предложила в 2002 году правительству России привлечь к ответственности лиц, нанесших ущерб федеральному бюджету в части возврата средств, выделенных Минобороны России на укрепление национальной безопасности страны. Так может, сначала разобраться с нашими "интендантами", которые внесли немалый вклад в разгром России в войне с Японией в начале ХХ века? Не получилось бы то же самое и в войне с террористами, которые могут, как администрация Рейгана в свое время, измотать нас такой "гонкой вооружений".
Но не только правительство намерено вкладывать средства в обеспечение национальной безопасности страны. Пожалуй, для этого самого обеспечения больше проку будет от предложений бизнесменов, которые, в результате повышения социальной ответственности после июльской встречи в Кремле, пообещали предоставить программу экономического развития Северного Кавказа.
"Как профессионалы мы готовы предоставить программу экономического развития Северного Кавказа, создать рабочие места, увеличить производственные площади", - заявил вице-президент РСПП Игорь Юргенс. По его словам, крупный бизнес готов "интеллектуально и материально" поддержать программу особых мер, усиливающих безопасность, которые намерено предпринять государство, а также профинансировать создание нового антитеррористического органа.
Однако деньги, скорее, надо тратить не на охрану всего и вся. Это не та сила, благодаря которой мы действительно перестанем быть слабыми, которых бьют, как указал президент Путин. Сила как всегда в знании, а также в умении его использовать. Что и показал опыт США.
После терактов 11 сентября 2001 года на территории США не было зафиксировано ни одного крупного инцидента. Создание Министерства национальной безопасности (Homeland Security), которое объединило функции около сотни правительственных ведомств и где сегодня работают более ста восьмидесяти тысяч человек, потребовало огромных вложений. Только на создание министерства было выделено девятнадцать с половиной миллиардов долларов. А в следующем году бюджет ведомства вырастет уже до сорока миллиардов двухсот миллионов долларов.
Приоритеты МНБ США:
Последний пункт, кстати, лишний раз напоминает о том, что бюджетные деньги, выделяемые на военные цели, могут служить хорошим подспорьем не только для продавцов тушенки и кирзовых сапог. Даже одна из самых засекреченных спецслужб США, Агентство Национальной безопасности, занимающееся электронной разведкой, уделяет большое внимание сотрудничеству с частным бизнесом. Правда, для того, чтобы стать поставщиком АНБ, компания должна доказать отсутствие у нее любых связей с иностранцами, будь то инвесторы или крупные заказчики за рубежом. А сами сотрудники компании, которые будут работать с АНБ, должны честно рассказать о себе все, что знают. Честно, потому что разговор с ними будут вести с применением полиграфа.
Так, может, пусть и в России бюджетные деньги через наши силовые ведомства поступят тем, кто занимается защитой данных, нанотехнологиями, новыми материалами? "Делайте бизнес с ФСБ"? А почему бы и нет. Раз других венчурных капиталистов в России почти не наблюдается… Впрочем, платить 10 миллионов долларов за головы двух боевиков конечно же гораздо легче, чем вкладывать те же деньги в головы университетских ученых.
2004 2005 прирост в реал. выр., %
млрд. руб. % ВВП % расх. млрд. руб. % ВВП % расх.
Расходы всего 2659,4 16,5 3047,9 16,3 6,1
в том числе:
Общегосударственные вопросы 458,7 2,8 17,2 488,6 2,6 16,0 -1,4
Национальная оборона 413,7 2,6 15,6 529,1 2,8 17,4 18,4
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 316,3 2,0 11,9 398,4 2,1 13,1 16,6
Национальная экономика 213,5 1,3 8,0 233,9 1,3 7,7 1,4
ЖКХ 9,0 0,1 0,3 7,0 0,0 0,2 -28,0
Охрана окружающей среды 5,0 0,0 0,2 4,6 0,0 0,1 -15,2
Образование 156,4 1,0 5,9 154,5 0,8 5,1 -8,6
Культура, кино, СМИ 32,8 0,2 1,2 38,5 0,2 1,3 8,6
Здравоохранение и спорт 75,5 0,5 2,8 82,5 0,4 2,7 1,2
Социальная политика 161,7 1,0 6,1 172,0 0,9 5,6 -1,5
Межбюджетные трансферты 816,7 5,1 30,7 938,9 5,0 30,8 6,4
Андрей Кириллов