Главное
21:12, 18 сентября 2004

Четвертый этап новейшей истории Ирака Иракские партизаны, научившись воевать с американскими солдатами, хорошо подготовились к будущему разделу страны

Война в Ираке идет уже полтора года. Теперь никто не вспоминает про слова Буша, произнесенные на борту авианосца в мае 2003 года. Тогда, стоя на палубе "Авраама Линкольна" под дурацким транспарантом "Миссия выполнена", президент отрапортовал согражданам о полном освобождении Ирака. И тогда же начался новый отсчет покойников - тех солдат антисаддамовской коалиции, которые погибли после официального объявления об окончании войны. Но на самом деле война и не думала кончаться. Число только американских боевых потерь в "мирном" Ираке уже сейчас перевалило за тысячу человек. Полтора года назад такого в Белом доме не мог представить себе никто.

ДОСЬЕ Vip.Lenta.Ru
Конец Саддама

Однако о том, что Саддам Хусейн может распустить регулярную армию и в полном составе отправить ее в подполье, некоторые аналитики говорили еще до начала операции. Аналитики ошиблись в одном - сам Саддам слишком дорожил своими диктаторскими полномочиями и готов был сражаться до конца в открытом бою, намереваясь превратить Багдад и его окрестности в последний рубеж отчаянной обороны. Будучи предан своими генералами, он фактически выбыл из борьбы и в дальнейшем думал только о личной безопасности, не участвуя в партизанском движении. Но многочисленная иракская армия и отряды Республиканской гвардии действительно словно растворились в воздухе после того, как американские танки, проделав трехнедельный марш-бросок с юга страны, почти без сопротивления заняли Багдад. В иракской столице заокеанских "освободителей" встречали толпы восторженных безоружных людей, с энтузиазмом свергавших статуи теперь уже бывшего диктатора.

Мало кто мог тогда предположить, что добрая часть этой толпы таила в душе совсем иные чувства и готовилась к вооруженной борьбе, только не открытой, а тайной, партизанской. У этой борьбы еще не было руководителей, бывшие иракские военные были разрознены и растеряны, но факт остается фактом: американские стратеги слишком хотели верить в свою победу, слишком надеялись на заявления собственной пропаганды о том, что стоит уйти Саддаму, как жизнь в Ираке тут же наладится, чтобы всерьез задуматься: чем теперь, после формальной победы над диктатором, будут заниматься десятки и сотни тысяч мужчин, прошедших военную подготовку в прежней иракской армии?

Три шага к иракской демократии

ДЖОРДЖ БУШ ОБЪЯВЛЯЕТ ОБ ОКОНЧАНИИ ВОЙНЫ В ИРАКЕ. НАД ЕГО ГОЛОВОЙ ПЛАКАТ ''МИССИЯ ВЫПОЛНЕНА''. Фото с сайта dissidentvoice.org
Lenta.ru

Те полтора года, которые прошли с момента начала операции антииракской коалиции, можно условно разделить на три этапа. Первый - это война, которая превратилась в гонку на танках по пустыне, со стрельбой и бомбежками, которые одинаково эффективно накрывали как иракских солдат, так и союзников. Во время этой гонки, которая началась 20 марта 2003 года в 5:30 утра по багдадскому времени, случались досадные остановки. Кое-где приходилось задерживаться, наталкиваясь на упорное сопротивление Республиканской гвардии и саддамовских федаинов, но эти остановки были непродолжительными - очаги обороны американцы оставляли в тылу, а сами продолжали рваться к Багдаду. В конце концов победа была одержана, и начался второй этап.

Во время него страна отходила от шока. В городах, несмотря на введение комендантского часа и наличие армейских патрулей, царил стандартный для послевоенной ситуации беспорядок, сопровождавшийся повальными грабежами и мародерством. Хозяйство страны было разрушено, работы у населения не было. Ирак накрыла волна преступности - на черном рынке можно было купить любое оружие (как, впрочем, и до сих пор, только теперь его можно еще и получить бесплатно, вступив, например, в ряды "Армии Махди"). Особое отношение к оружию вообще свойственно арабским странам, а уж в Ираке середины 2003 года большинство мужчин ходили в паре с Калашниковым - иначе было не выжить.

ДОСЬЕ Vip.Lenta.Ru
Шиитский бунт

Третья стадия послевоенной жизни Ирака, длящаяся и поныне, началась в апреле 2004 года, когда шиитское население страны подняло организованный бунт против оккупантов в центральных районах Ирака, а в так называемом "суннитском треугольнике" крупным очагом сопротивления стал город Фаллуджа. До восстания шиитов под руководством радикального имама Муктады аль-Садра теракты в Ираке происходили намного реже. О захвате целых городов вместе с окрестностями речи вообще не шло. Антисаддамовская коалиция считала своим основным противником разрозненных баасистов из числа иракцев-суннитов, которые во времена правления Хусейна находились у власти. Однако шииты, которые составляют большинство иракского населения, оказались намного более опасными.

Прежде всего потому, что сама идеология шиизма связана с многовековыми надеждами на политическое возрождение мощного теократического государства, исповедующего именно это направление ислама. Сунниты и просто маргинальные элементы, действовавшие на втором этапе послевоенной истории Ирака, сражались от отчаяния, из чувства мести, просто потому, что не могли найти себе места в послевоенной жизни. У нового врага западной коалиции были четкие политические цели, для достижения которых требовалась организация больших масс людей. Почувствовав, что американцы не справляются с руководством охваченной хаосом страной (США, в конце концов, не намеревались, сместив Хусейна, просто занять его место - они всерьез надеялись и надеются до сих пор насадить в Ираке демократию западного типа), шииты начали действовать.

ЕЩЕ ОБ ЭТОМБольшая шиитская энциклопедия

При этом религиозные настроения среди шиитов оказались куда более сильным объединяющим фактором, чем среди суннитов, которые за годы правления хусейновского режима привыкли жить в условиях светского государства. Поэтому методы вооруженной борьбы, к которым стали прибегать шииты, резко отличались от того, с чем сталкивалась коалиция на предыдущем этапе. Прежде всего в дело пошли террористы-смертники. А главное, шиитский бунт с самого начала пользовался широкой поддержкой местного населения и концентрировался вокруг городов, священных для каждого мусульманина-шиита. Центром сопротивления стал Неджеф, где расположена гробница имама Али - двоюродного брата самого пророка Мухаммеда, человека, на приверженности памяти которого и строится шиизм как религиозно-политическое учение.

Третья стадия новейшей истории Ирака подходит к завершению. Не потому, что восстание захлебнулось. Напротив, оно разрастается, и все больше становится очевидным, что простыми полицейскими мерами с ним не справиться. Уже в скором времени руководство коалиции неминуемо окажется перед выбором: или начинать в Ираке еще одну полномасштабную военную операцию, или уходить. Первое, учитывая приближение президентских выборов в США, для Вашингтона пока неприемлемо. Второе будет означать не просто поражение коалиции. Сейчас сунниты и шииты действуют сообща, и вылазки их становятся все более эффективными. Но у них разные политические цели, и если их общий враг уйдет, вспышка народного гнева против оккупантов перерастает в планомерную и хорошо организованную войну нынешних союзников друг против друга.

Что дальше?

КАРТА ЭТНО-РЕЛИГИОЗНЫХ ГРУПП И ПЛЕМЕН ИРАКА. Фото с сайта Lib.utexas.edu
Lenta.ru

То, что в Ираке происходят серьезные изменения, отмечают многие американские аналитики. Национальный разведывательный совет США (National Intelligence Council) подготовил секретный 50-страничный доклад, в котором проанализирована политическая, экономическая и военная ситуация в стране. Доклад был представлен ограниченному числу должностных лиц, в том числе президенту США Джорджу Бушу и временному директору ЦРУ Джону Маклафлину. По словам анонимного представителя американской администрации, прогноз экспертов в целом следует признать пессимистическим.

По мнению экспертов, надежда на то, что американские планы становления демократии в этой стране воплотятся в жизнь, мягко говоря, призрачны. Гораздо более вероятным им кажется иной сценарий - страна развалится на несколько государств, территория которых будет соответствовать районам расселения главных этно-религиозных групп. Всего можно выделить три таких группы - на юге и в центральных областях живут шииты, в центре и ближе к северу - сунниты, а на севере и северо-востоке - курды. Причем в некоторых областях, особенно в центральных районах страны, сунниты и шииты проживают на одной территории, что в случае возникновения религиозных конфликтов приведет к масштабной гуманитарной катастрофе.

Отметим, что в подобных негативных прогнозах американцы не одиноки. На прошлой неделе с аналогичными выводами выступил Королевский институт международных отношений Великобритании, также известный как Chatham House. Британские эксперты назвали гражданскую войну и полный развал Ирака наиболее вероятным сценарием. Они также предупредили, что обострение внутреннего конфликта в Ираке может привести к дестабилизации обстановки в соседних странах - Сирии, Иране и Турции.

АМЕРИКАНСКИЙ СОЛДАТ В БАГДАДЕ. Фото Reuters
Lenta.ru

Временное правительство, которое формально управляет страной до всеобщих выборов, назначенных на начало 2005 года, уважением и поддержкой простых иракцев не пользуется, так как слишком активно сотрудничает с американцами. Эксперты вообще ставят под сомнение саму возможность проведения выборов. Но даже если они пройдут и их результаты будут признаны законными, это мало что изменит. Вечно сидеть на чужих штыках нельзя, но если оккупационные войска из Ирака будут выведены, правительство будет свержено, и в стране настанет хаос.

"Премьер-министр Ияд Аллави решил применить силу против Муктады аль-Садра, как это сделал Саддам Хусейн во время шиитской революции 1991 года. Это решение продиктовали ему американцы, которым он обязан своим постом... До тех пор, пока правительство будут поддерживать оккупанты, мы ничего не сможем сделать... Здесь все хотят, чтобы оккупанты ушли. Мы расходимся лишь в методах достижения этой цели. А если бы мы были едины, США получили бы в Ираке второй Вьетнам", - рассказал в интервью французской газете Liberation шиитский торговец из багдадского района Аль-Садр.

Второй Вьетнам

На самом деле, как утверждают американцы, второй Вьетнам уже начался. Как рассказал в интервью агентству Associated Press командир боевой группы "Олимпия" (соединение оккупационных сил, которое включает в себя подразделения американской морской пехоты, армии, национальной гвардии, а также иракские полицейские и армейские части) полковник Пол Хастингс, стратегия партизанской войны в Ираке радикально изменилась. Повстанцы стали гораздо лучше планировать свои операции, и это сказалось на эффективности их нападений.

В первую очередь, партизаны перешли от тактики одиночных вылазок на небольшие объекты к тактике нападений на хорошо защищенные базы и колонны. При этом, если раньше, взорвав мину на дороге под военным грузовиком, повстанцы, немного постреляв для острастки, старались как можно быстрее разбежаться, то теперь все происходит иначе. Сразу после взрыва бомбы они сосредотачивают огонь из гранатометов и автоматического оружия на солдатах, охраняющих колонну, а потом переносят его на другие машины. При этом американцы отмечают, что у партизан стало больше боеприпасов - плотность огня чрезвычайно усилилась. Равно как и его эффективность - повстанцы явно стали более умелыми стрелками.

Среди других приемов, которые приняли на вооружение партизаны, - "выкуривание" американцев из зданий. Хастингс рассказывает, что они скрытно минируют местность в районе базы, после чего обстреливают ее из минометов и гранатометов. Американские солдаты выбегают, чтобы занять позиции, и попадают на минное поле. Потери во время таких рейдов со стороны обороняющихся иной раз бывают довольно ощутимыми.

НА МЕСТЕ ТЕРАКТА В ИРАКЕ. Фото Reuters
Lenta.ru

Несколько иную тактику партизаны применили в июле неподалеку от Самарры. Мин возле базы они не закладывали, а подогнали автомобиль со взрывчаткой к зданию штаба и, взорвав его, стали прицельно обстреливать американцев из минометов. В результате этой хорошо спланированной операции погибли пятеро военнослужащих коалиционных сил.

Еще один прием партизаны применили 12 сентября, взорвав бронированный джип коалиционных сил при помощи относительно маломощного фугаса, заложенного на дороге. "Хаммер" вышел из строя, а один из находившихся в нем солдат получил ранение. Однако иракцы не стали расстреливать патруль. Они дождались, когда к подорванной машине прибудет подмога - бронетранспортер Bradley, и, взорвав его второй бомбой, расстреляли обе машины из гранатометов.

Кстати, в тот же день повстанцы подвергли интенсивному ракетно-минометному обстрелу так называемую "зеленую зону" - блок американских административных зданий в центре Багдада. Однако обстрел этот в корне отличался от традиционных запусков НУРСов с листов шифера, установленных на ослиные тележки - на этот раз он велся из нескольких точек и явно корректировался наблюдателем, который связывался с наводчиками по рации. Американцы отметили еще один факт - обстрел произошел за пару часов до взрыва джипа, и эти события нельзя не связать - скорее всего обе акции были запланированы и у повстанцев имелся заранее намеченный план.

Партизаны не только отточили тактику нападений. Их действия стали более скоординированы, у них появилось новое оружие, мощная взрывчатка. По мнению американских аналитиков, среди шиитов действуют иностранные инструкторы, которые обучают повстанцев ведению войны и производству бомб. Впрочем, иракцам совсем не обязательно обращаться к помощи извне - у них вполне хватает своих специалистов. В конце августа на сайте британского Institute for War and Peace Reporting был опубликован рассказ журналиста Акила Джаббара, который побывал в Неджефе. По его словам, "Армию Махди" тренируют бывшие офицеры Республиканской гвардии Саддама Хусейна.

НЕФТЕПРОВОДЫ - ИЗЛЮБЛЕННЫЙ ОБЪЕКТ НАПАДЕНИЙ ПАРТИЗАН. Фото Reuters
Lenta.ru

Джаббар взял интервью у бывшего полковника саддамовской гвардии. Этот офицер прибыл в шиитский Неджеф из суннитской Фаллуджи, чтобы научить повстанцев обращению с оружием и приемам ведения уличного боя. Полковник рассказал, что вместе с ним в Неджеф приехали еще девять офицеров и 40 солдат, специально обученных стрельбе из гранатометов РПГ-7 и минометов. По словам полковника, в Неджеф его направил "Консультативный совет муджахеддинов Фаллуджи". "Мы должны сражаться вместе с нашими братьями в Неджефе так же, как они сражаются с нами в Фаллудже", - заявил он.

Инструкторы из Республиканской гвардии пришлись как нельзя кстати в "Армии Махди". Как рассказали Джаббару некоторые ее представители, повстанцы-шииты в большинстве своем не умеют обращаться с оружием и теперь постоянно тренируются под руководством суннитских офицеров. Оружие и боеприпасы в город доставляются в грузовиках с продовольствием. Как пишет журналист, пока он разговаривал с повстанцами, рядом разгружали грузовик, в кузове которого под арбузами были спрятаны автоматы Калашникова.

Американский журналист Сеймур Херш в своей статье "Серая зона" рассказал о том, как Пентагон недооценил масштабы и характер партизанской войны в Ираке. По его словам, антиамериканское подполье было хорошо организовано с самого начала своего существования. Спонтанные, по мнению оккупационных властей, нападения были специально организованы для изучения тактики американских солдат с тем, чтобы отточить будущие операции. Вот что он пишет:

СТАТЬЯ СЕЙМУРА ХЕРШАСерая зона. Часть первая Серая зона. Часть вторая

"Отчаявшиеся фанатики" Доналда Рамсфелда уже насчитывали в своих рядах не только баасистов, но и множество маргинальных фигур, в частности, головорезов и преступников, выпущенных Саддамом из тюрем осенью 2002 года в рамках всеобщей довоенной амнистии. Их отчаянное положение не являлось движущей силой восстания; оно лишь помогало истинным руководителям партизанской борьбы привлекать этих маргиналов в свои ряды. По словам аналитика, "мы убиваем и берем в плен парней, которые за две-три сотни долларов взяли в руки оружие, чтобы стрелять наобум в надежде, что им повезет. Они - не настоящие повстанцы, а всего лишь бродяги, которых нанимают действительно богатые люди, сочувствующие целям партизанского движения". Во многих случаях заказчиками нападений выступали сунниты, бывшие члены партии "Баас". Как объяснил этот аналитик, настоящие повстанцы "тратят три-четыре месяца, чтобы понять логику наших действий и придумать, как с ней бороться. Если для этого надо нанять отчаявшегося парня и поручить ему напасть на нашу колонну, чтобы посмотреть, как американцы ведут себя в таких случаях, они так и поступают". По словам аналитика, "по-настоящему умные враги только начинают включаться в борьбу", - писал журналист.

Отметим, что эта статья Херша была опубликован в мае, в связи со скандалом вокруг багдадской тюрьмы "Абу-Граиб", а американцы заговорили о начале хорошо организованной партизанской борьбы в Ираке лишь в конце лета. Пентагон, похоже, опять не обратил внимания на предупреждения экспертов, продолжая действовать по плану, разработанному еще в прошлом году. Например, это относится к попыткам американцев сформировать иракские вооруженные силы, чтобы активно привлечь их к борьбе с партизанами. Закрывая глаза на то, что повстанцы действуют сообща и все больше становятся похожи на регулярную армию, США собираются вкладывать деньги в обучение правительственных войск. Так, НАТО уже готовит сотни инструкторов, которым предстоит тренировать иракцев, вступивших в правительственную армию. Ожидается, что примерная ее численность составит 260 тысяч человек.

Vip.Lenta.Ru
Белый дом и иракская тюрьма Свободный народ Ирака

Однако, как показывает практика, новые иракские военнослужащие и полицейские не так уж враждебно относятся к партизанам. Как рассказал все тот же Акил Джаббар, в Неджефе шиитские повстанцы активно сотрудничают с полицейскими, которых подготовили и экипировали сами американцы. Дело в том, что в полицию набирали местных жителей, и у многих из них на стороне аль-Садра сражаются близкие родственники. Поэтому, как утверждает журналист, полицейские не только помогают повстанцам информацией о перемещении правительственных сил, но зачастую и с оружием в руках выступают против американских солдат. Один из таких полицейских специально устроил для Джаббара показательное выступление - выстрелил из гранатомета в сторону позиций правительственных войск, после чего сел в полицейскую машину и скрылся.

Таким образом, за прошедшие полтора года в Ираке сформировались, окрепли и вооружились, по крайней мере, две мощные военные группировки, оппозиционные правительству. Армия, которую оно собирается противопоставить им, состоит из родственников партизан и сочувствующих им людей. Можно сказать, что пока США делают все возможное, чтобы вооруженное сопротивление против сил коалиции в Ираке нарастало. Но если коалиция покинет страну, Ирак ждет четвертый, последний этап его новой истории - распад. И на этом история для Ирака закончится - такой страны больше не будет.

Павел Аксенов