Главное
17:32, 22 сентября 2004

Антитеррористические мантры российской власти "Вертикаль власти" не может спасти Россию от терроризма, так как не создает действующих механизмов защиты

Ах как это мило,
Очень хорошо.
Плыло, и уплыло,
Было и прошло...
Юлий Ким, песня из кинофильма "Обыкновенное чудо"

В России существует древняя священная традиция - петь мантры. Когда случается какая-нибудь крупная неприятность, государственные деятели начинают медитировать, монотонно твердя "примеммеры-примеммеры-примеммеры". Как только чиновники достигают необходимой степени просветления, они начинают действовать. К этому моменту, как правило, священная мантра также вступает в силу, и часть проблем рассасывается сама собой. Не решается, а как бы растворяется в космическом пространстве, уходит в песок. Боль стихает, пострадавшие успокаиваются, раны заживают, жизнь налаживается. Ответственным лицам (жрецам примеммерской секты) остается лишь кое-где кое-что подправить, подкрасить, подретушировать. И, естественно, отчитаться. Отчет публично дают президенту, который после этого благодарит всех за службу. Может даже наградить. После этого суета в огромном муравейнике стихает до следующего катаклизма. На этом ритуале уже много столетий стоит земля русская.

Мантра, конечно, меняется раз от разу. В нее добавляются новые слова-составляющие - "зачистки", "усиление паспортного режима", "установка блокпостов на дорогах" и так далее, но сама схема ритуала остается прежней: каждый раз, когда в стране происходит катастрофа (природная, техногенная, террористическая - неважно), первое, что начинают делать власти - петь, и только потом действовать.

Осенью 2004 года, правда, катастрофа оказалась настолько масштабной, что мантра зазвучала совсем по-новому. Сначала она напоминала нестройный хор, исполнявший неотрепетированное произведение композитора-авангардиста. Чиновники предлагали принять сразу много разных мер, противоречащих не только друг другу, но, зачастую и Конституции. Однако постепенно под руководством дирижера послушные певцы стали выводить более-менее стройный мотив.

СМОТРИ ТАКЖЕОбращение Президента России Владимира Путина к гражданам России

То, о чем все более уверенно говорят различные госчиновники и представители всевозможных ведомств и организаций, на первый взгляд, вполне соответствует современным реалиям. В мире идет война. Теперь уже этот факт признают лидеры большинства стран. Ее фронт равномерно распределен по всему земному шару. Наверное, только лишь Антарктиду можно смело назвать спокойным местом - в остальных никто не может считать себя тыловой крысой, каждый может в любой момент оказаться под пулями. Как уже не раз говорилось, ни одно из государств, оказавшихся на антитеррористической стороне, не было готово к ее началу. Ни у кого на этот случай не существовало ни мобилизационных планов, ни стратегических разработок, ни даже соответствующей доктрины. Все пришлось создавать, что называется, "на коленке", по ходу боевых действий. Определенные результаты этой работы уже есть - с 11 сентября, которое принято считать началом войны, прошло уже три года. Поэтому России есть у кого поучиться.

Как лучше...

К примеру, некоторые статьи нового законопроекта о борьбе с терроризмом, который активно обсуждается в Госдуме, явно навеяны американскими методами защиты страны от террористов. Один из его вариантов, разработанный, кстати, специалистами ФСБ, предусматривает создание некоего подобия американской пятиуровневой "шкалы террористической угрозы". ФСБ предлагает к двум правовым режимам, предусмотренным действующим законом о борьбе с терроризмом ("чрезвычайное положение" и "контртеррористическая операция"), добавить третий - "режим террористической опасности". Этот режим будет вводиться в стране "при получении информации, свидетельствующей о возможной подготовке террористической акции, и наличии обстоятельств, не позволяющих проверить такие сведения", говорится в документе. В рамках этого режима, который будет вводиться не дольше чем на 90 дней, предусмотрено усиление паспортного режима, ограничение передвижения транспорта, установление усиленного контроля на некоторых предприятиях, запрет или наложение ограничений на проведение массовых мероприятий.

Кстати о паспортах. Президент также выступил вполне в духе времени. В частности - подписал постановление о подготовке перехода на так называемый "биометрический паспорт". Его разрабатывает Министерство информационных технологий и связи. Паспорт, формат которого будет увязан с удостоверениями личности, которые собираются принять США и страны Шенгенской зоны, в России введут в 2006 году. Он будет содержать не только традиционные фамилию-имя-адрес гражданина, но еще и биометрическую информацию о нем - рост, цвет глаз, возможно - отпечатки пальцев и фотографию сетчатки зрачка. В перспективе эти паспорта будут незаменимы при идентификации гражданина в тех же аэропортах - отпечатки пальцев подделать никак не получится, и любого нарушителя выявит автоматическая система контроля.

Собственно, в ограничении миграционного и иммиграционного потоков (над соответствующим законопроектом работает сейчас Госдума), также нет ничего нового - после терактов 11 сентября США стали, наверное, одной из самых закрытых стран на Западе. Чтобы попасть на территорию Северной Америки, надо пройти такое количество бюрократических процедур и проверок, что потенциальных террористов должны пугать уже одни они. С американской реакции на эти теракты российский Генштаб также скопировал обещание наносить удары по базам террористов за рубежом. Впрочем, в то, что такие удары будут столь же масштабными, как и американские операции в Афганистане и Ираке, никто не верит ни у нас, ни за границей. У нашей страны не хватит денег, чтобы организовать подобные вторжения. Может, оно и к лучшему: как известно, добиться стабильности в удостоенных американского внимания странах до сих пор не удалось, наоборот - американские операции только спровоцировали усиление террористической активности.

Как видно, российские власти хорошо изучили зарубежный опыт, сделав соответствующие выводы и приняв на их основе правильные решения. Однако в каждую из вышеперечисленных мер в процессе копирования они внесли дополнения, отражающие особенности национальной антитеррористической борьбы. Пресловутая "вертикаль власти", о создании которой президент заявил после терактов, упоминается и в законопроекте ФСБ. Эксперты этого ведомства в духе президентских реформ предлагают создать свою вертикаль - антитеррористических комиссий в центре и на местах. Венчать эту колонну будет представительная капитель - Федеральная комиссия под руководством премьер-министра. Кроме него, в нее войдут руководители силовых министерств и Минфина, а также представители Минздрава, Минкульта, Минюста, Минтранса, Минобразования, МЧС, МИД, Минпромэнерго, Минприроды и Госнаркоконтроля. В региональные комиссии, председательствовать в которых будут избранные по представлению президента губернаторы, должны войти главы территориальных подразделений соответствующих ведомств. Весомо, ничего не скажешь.

Паспортная реформа также будет содержать элементы национального орнамента. Это там, за рубежом человек отличается от себе подобных биометрическими данными, а у нас в России есть собственный метод идентификации по шкале "свой-чужой" - прописка. Госдума уже рассматривает возможность реставрации этого института - его предусматривает проект закона с рабочим названием "О праве граждан на свободу передвижения, выбора места пребывания, а также правилах регистрации". Слова "прописка" в нем не будет - вместо него законодатели оперируют словом "регистрация". За нарушение паспортного режима закон предусматривает административную ответственность в виде высылки. Кроме того, в нем, возможно, появятся статьи, разрешающие "досмотр жилых помещений с целью проверки паспортного режима, осуществляемый с санкции суда", а также ограничение на въезд и регистрацию в регионах со сложной демографической и криминогенной обстановкой.

Среди других интересных своей свежестью, масштабом и нестандартным подходом решений - уже упоминавшиеся закрытие столицы и "национальная десятипроцентная квота" ее жителей, 30-миллионные вознаграждения за головы Басаева и Масхадова, а также предложение пересчитать все имеющиеся в России оружие и боеприпасы. Планов громадье, что и говорить. Антитеррористическая оратория льется с телеэкранов мощным, стройным потоком, который, кажется, способен убедить любого, даже самого завзятого критика российского режима в том, что с терроризмом в России будет покончено в ближайшее время. Но есть одно "но".

...И как всегда

.title Vip.Lenta.Ru
Бесланская школа Теракт на Рижской Гибель самолетов Ту-134 и Ту-154 Черная пятница

Порядок в государстве, как известно, поддерживается не строгостью законов, а непременностью их исполнения. А вот с последним в России дела совсем плохи. Более того, выстраивая небоскребы вертикалей, президент, похоже, собирается окончательно свести на нет все усилия по противодействию терроризму. Несмотря на громкие заявления о борьбе с коррупцией, в стране фактически строится система, в которой ответственность каждого конкретного человека теряется в общей массе гигантской структуры. Борьба с врагом, который действует на огромной территории России, не может вестись по приказам из центра, который удален от окраин на тысячи километров. Президент в такой стране недосягаем по определению, а все остальные участники госмашины в случае новой катастрофы будут сваливать вину на вышестоящие "комиссии". По мере сваливания ответственность будет растворяться в массе ответственных лиц под звуки государственных мантр. Каждый участник этой вертикали не только обязан жестко и четко выполнять решения вышестоящих инстанций, но и должен давать им полный отчет - с него полностью снимается ответственность за теракт, пострадать он может, лишь не исполнив приказ. Жалко только, что террористы не учитывают такие приказы, планируя свои преступления.

Еще одной проблемой остается чудовищная российская коррупция. Ни для кого не секрет, что порядка в стране нет. Ужесточенный паспортный режим с лихвой компенсируется продажностью правоохранительных органов на местах. Если в Москве регистрациями торгуют на каждом рынке, то что происходит в регионах? И беспристрастный аппарат считывания биометрических данных с паспорта, даже если его установить в каждой патрульной машине, будет иметь кнопку "выкл.", на которую сможет нажать сотрудник милиции.

Автовладельцы знают, насколько прозрачными могут быть кордоны на российских дорогах. Если провезти через блокпост любой груз нельзя за деньги, то это можно сделать за большие деньги. Во время теракта в Буденновске, как известно, террористы воспользовались этим древним и самым надежным средством пересечения административных границ. Ситуация с тех пор, конечно, улучшилась, но, в основном, с точки зрения платы за проезд - она стала больше. В Беслане, правда, как утверждают следователи, террористы захватили сотрудника ГАИ, который под дулом автомата подвез их прямо к школе, но даже если это правда, то кто может гарантировать, что он отказался бы от нескольких тысяч долларов? Недавно ООН подсчитало, что такие масштабные теракты, как нападения на Нью-Йорк и Вашингтон 11 сентября 2001 года, стоили "Аль-Каеде" не более 100 тысяч долларов. Что можно устроить в России за такую сумму, даже представить себе сложно.

И в таких условиях власть пытается восстановить элементы той системы, которая как раз и привела к столь плачевному состоянию дел в стране. Российская коррупция родилась не вчера - она родом из СССР. Именно в условиях советской тотальной безответственности и лжи родилась система взяток и торговли безопасностью. Помните известную советскую пословицу - "что охраняю, то и имею"? В Советском Союзе воровство было поставлено на поток, а размеры взяток сведены в негласные тарифные сетки. Товарооборот на черном рынке почти равнялся обороту социалистической экономики. Для нынешних правоохранительных органов таким товаром стал правопорядок. И товар этот в новых условиях резко подскочил в цене.

Конечно, Путин не пытается воссоздать СССР - он лишь собирается внедрить то "лучшее", что было создано в советские годы. Разумеется, проблему Чечни в том же СССР решили бы радикально путем выселения чеченцев из их республики, частично при этом расстреляв, а частично посадив. Однако нынешнюю Россию, при всем желании, тоталитарной никак не назовешь. Это демократическая страна, но только вот демократия, как и вышеперечисленные меры по борьбе с терроризмом, имеет свои национальные особенности.

ЗБИГНЕВ БЖЕЗИНСКИЙ. Фото с сайта американского посольства в Швеции
Lenta.ru

В понедельник известный политолог, сопредседатель Американского комитета за мир в Чечне, бывший советник президента США Джимми Картера по национальной безопасности Збигнев Бжезинский опубликовал в американском издании Wall Street Journal статью, в которой он попытался объяснить причины и механизмы процесса построения жесткой вертикали власти в России. Бжезинского (обратите внимание на его титулы) сложно заподозрить в симпатиях по отношению к Москве. Общий тон статьи не позволяет даже цитировать некоторые фрагменты - те эпитеты и аллегории, которыми он обильно сдобрил свой текст, иной раз хоронят содержащиеся в нем мысли. Однако некоторые тезисы бывшего советолога, возможно, многое объясняют в российской действительности.

Как отмечает Бжезинский, "для россиян Кремль - это нечто большее, чем просто место заседания правительства, он олицетворяет централизирующую традицию российской автократии". "Это традиция, в основе которой лежит боязнь любой региональной автономии, любой истинной децентрализации... Путин считает аксиомой, что если Россия должна стать могучей и сильной, то она должна управляться сверху вниз", - говорится в статье.

Как следствие, утверждает советолог, Москва стала теплым местечком для "паразитирующей политической элиты, которая отождествляет интересы России со своими собственными интересами". "Монополистическая власть московской элиты душит инициативу на местах и не дает различным регионам России использовать свои собственные таланты и ресурсы... Путин популярен среди этой элиты потому, что он действует в ее интересах. Властная элита до сих пор испытывает ностальгию по великодержавному статусу, она до сих пор идентифицирует собственное процветание с доминированием над всей Россией", - пишет Бжезинский.

Статья написана очень эмоционально - автор, мягко говоря, неравнодушен к тому, что происходит в настоящее время в России. Конечно, его мысли можно было бы назвать инсинуациями, нападками, провокациями, на худой конец, ложью, если бы не один факт. Действия российского президента слишком уязвимы для такой критики. Реформы, которые проводятся под флагом борьбы с терроризмом, на самом деле способны полностью разрушить то, что позволяет хоть как-то с ним бороться.

Не исключено, что в Москве, в которой эта самая центральная власть и живет, удастся создать относительный "анклав безопасности", но за МКАД никто никому не сможет ничего гарантировать. В регионах просто невозможно будет найти человека, который отвечает за безопасность, ибо все дороги в России, как и в Римской империи, ведут в столицу. А она далеко. И поэтому, вероятнее всего, в следующий раз, когда террористы взорвут авиалайнер, метро или вокзал, мы увидим по телевизору репортаж об очередной правительственной медитации, посвященной "принятию мер по противодействию дальнейшему распространению на территории России терроризма и экстремизма".

Павел Аксенов