По итогам внеочередного заседания Совета федерации 20 сентября 2004 года, сенаторы приняли решение о создании Парламентской комиссии по расследованию причин и обстоятельств совершения террористического акта в Беслане. В комиссию решено включить 10 депутатов Государственной думы. От Совета Федерации в комиссии будут работать 11 человек. По мнению сенаторов, это позволит избежать ситуации, при которой расследованием одного и того же преступления начнут заниматься сразу две дублирующие друг друга парламентские организации. При этом в России до сих пор нет закона о парламентских комиссиях.
Создаваемая комиссия должна будет определить степень ответственности всех представителей власти, так или иначе связанных с произошедшим в Беслане. Следователи надеются назвать виновных поименно. Парламентарии рассчитывают, что первые результаты работы Парламентской комиссии могут быть обнародованы уже в начале октября.
После теракта в Беслане президент Путин сказал, что публичного расследования бесланских событий не будет, мотивировав свое заявление тем, что не хочет превращать расследование в "политическое шоу". Председатель СФ Сергей Миронов исходящий из Кремля сигнал понял и подписал распоряжение, в котором говорится: ни один из членов комиссии не имеет права разглашать и комментировать связанную с ее работой информацию. Тем не менеее, генеральный прокурор Российской Федерации Владимир Устинов на внеочередном пленарном заседании Совета Федерации заявил, что расследование теракта в Беслане будет "максимально открытым, максимально публичным". Остается понять, кто из двух государственных мужей был прав.
Спикер Госдумы Борис Грызлов назвал комиссию первой в истории совместной парламентской комиссией Думы и Совета Федерации. Но с точки зрения думцев название не совсем правильное - речь идет о комиссии Совета Федерации, в которую включат депутатов Госдумы. Получается, что СФ просто перехватил инициативу (а значит и лавры расследователей) у депутатов, чем некоторые из них недовольны. К тому же сопредседателей в комиссии нет - есть один председатель, сенатор Александр Торшин.
Депутатский корпус в комиссии будут представлять следующие законодатели:
Независимые депутаты в комиссию не попали.
От Совета Федерации в комиссию вошли:
Члены комиссии уже выехали в Беслан. Там представители сената будут работать по трем направлениям: выяснять правильность действий местных правоохранительных органов, анализировать работу исполнительной власти Северной Осетии и опрашивать население.
Список вопросов, которые сенаторы хотят задать свидетелям и непосредственным участникам тех событий, огромен. Каким образом в последние годы правоохранительные органы вели борьбу с религиозным экстремизмом (под ним в первую очередь имеется в виду ваххабизм)? Проводилась ли пропагандистская работа через СМИ? Какие меры безопасности принимались в последнее время? Была ли реакция на сообщения о возможности проведения терактов в Северной Осетии? Насколько успешно силовые ведомства сотрудничали между собой? Как поминутно развивались события в самом Беслане? Что стало причиной взрыва в школе, повлекшего за собой развязку ситуации? Правильно ли действовали спецслужбы во время штурма и спасения людей?
Комиссия разделена на четыре группы. Одна из них будет работать с республиканской администрацией, правительством, министерствами здравоохранения и образования, вторая - с УФСБ, третья - с МВД, а четвертая - с подразделениями Министерства обороны. Координацию работы всех групп будет осуществлять специально созданный оперативный штаб.
Одним из первых результатов работы комиссии (согласно заявлению председателя Торшина) стало возбуждение Генпрокуратурой уголовного дела в отношении бесланских милиционеров. 21 сентября заместитель генерального прокурора Владимир Колесников объявил об открытии дела по статье 293 часть 3 УК РФ ("халатность, повлекшая по неосторожности смерть человека") в отношении начальника РОВД Правобережного района Беслана Мирослава Айдарова, его заместителя Теймураза Муртазова, начальника штаба этого РОВД Гурама Дряева. Именно на территории этого района и находилась захваченная боевиками школа. По мнению прокуратуры, местные милиционеры не приняли необходимые меры для обеспечения безопасности детей.
Такой шаг выглядит как естественный и необходимый, поскольку по горячим следам обществу желательно предъявить нечто конкретное. Но если комиссия займется поиском стрелочников, то может получиться так, что вся энергия уйдет в песок.
.title ДОСЬЕ VIP.LENTA.RU
Бесланская школа
Комиссия надеется, что не оставит без ответа ни один вопрос, а их уже набралось около 400. По словам Миронова, вся информация, которая потребуется для работы комиссии, будет ей предоставлена и тщательно изучена. Комиссия, как сказал спикер СФ, наделена необходимыми полномочиями для того, чтобы работа была организована на соответствующем уровне - но, к сожалению, не уточнил какими именно полномочиями. Заявления же о том, что комиссия получит информацию от любых должностных лиц, если это потребуется в ходе расследования, воспринимаются пока что скептически. Тем более, что Миронов оговорился: "Комиссия не преследует четкой цели искать виновных".
По оптимистичным прогнозам, в марте 2005 года общество узнает результаты работы комиссии - сенаторы отпустили себе максимальный срок в полгода на расследование обстоятельств теракта в Беслане. По окончании работы комиссия представит доклад Федеральному собранию. Доклад этот будет открытым и появится в свободном доступе.
Официальные лица несколько раз успели оповестить общественность о том, что в российской парламентской практике впервые создается такая совместная комиссия. Предполагается, что наработки комиссии лягут в основу будущего закона о самом институте парламентского расследования.
Действительно, в российской Конституции ничего не говорится о таком способе парламентского контроля над исполнительной властью, как проведение расследований. А поскольку статьи про парламентские расследования в Основном законе не имеется, то российские чиновники любого уровня практически всегда трактовали отсутствие данной нормы в духе "хочу приду - хочу не приду". Если не прописано в Конституции, то, значит, на требование депутатов явиться на заседание комиссии и отвечать на вопросы, а тем более предоставлять какую-то информацию, реагировать не обязательно.
И так дело обстояло практически всегда. Во времена президента Ельцина, Дума создала несколько комиссий. Работали комиссии по расследованию событий октября 1993 года в Москве и по расследованию обстоятельств начала первой чеченской войны (так называемая "комиссия Говорухина").
Но собранные этими комиссиями материалы, во-первых, были изрядно однобоки, поскольку тон в них задавала "непримиримая оппозиция", а во-вторых, эти комиссии в основном ставили вопросы, а вот ответов было мало. К тому же, никаких последствий по результатам работы комиссий не последовало - ни юридических, ни кадровых. Можно сказать, что все обошлось общественным порицанием.
При нынешнем президенте Госдума ни разу не создавала комиссий по расследованию. Так что дела о погибшей подлодке "Курск" и захвате заложников на Дубровке утонули в разговорах. Нынешняя комиссия вроде бы заручилась поддержкой президента в том, что руководство правоохранительных органов предоставит ей всю необходимую информацию. Но поскольку соответствующего закона до сих пор нет, руководство вполне может предоставить депуптатам только те сведения, которые сочтет нужным. Тем более, что, по признанию Торшина, Федеральное собрание не располагает правом вызывать на допрос президента или других высокопоставленных чиновников, так что решение о том, стоит ли выступать перед сенаторами, останется за приглашаемыми.
И, как всегда, без ответа остаются главные вопросы. Сейчас у России нет готового политического решения чеченского (и в целом северокавказского) вопроса. Сможет ли комиссия четко сказать, в чем заключаются политические проблемы урегулирования ситуации в Чечне? И что будет с Чечней дальше?
Понятно, что от парламентского расследования общество ожидает чего-то большего, нежели обвинений в адрес руководства младшего и среднего звена. Все подспудно ждут, что результаты расследования приведут наверх. И не только приведут, но и воплотятся в конкретные меры. Однако старая народная мудрость гласит, что искать "стрелочников" всегда проще и безопаснее.
Сергей Карамаев