В Нигерии пропал российский танкер с нефтью на борту. Около года назад нигерийские военные моряки задержали российский (по другим сведениям панамский) танкер с экипажем из 13 человек по подозрению в контрабанде нефти. На корабле находилось 30 тысяч баррелей нефти. Судно было задержано, а команда помещена на берег, в ожидании окончании следствия. И вот теперь корабль вместе с командой исчез. Последний раз танкер видели в августе 2004 года. Полицейские и военные власти рвут на себе волосы и винят в происшедшем друг друга.
Председатель правительственной комиссии по расследованию инцидента Антони Азиегбеми уже назвал случившееся "по меньшей мере - национальным позором". Он полон решимости довести расследование до конца. "Закон должен быть единым для всех, вне зависимости от должности", - заявил он. В нигерийский парламент для дачи показаний уже вызваны министр обороны и глава военно-морского флота. По словам Азиегбеми, на минувшей неделе пропал еще один танкер, задержанный нигерийскими ВМС, но была ли там нефть - он не знает.
Танкер "Гордость Африки", принадлежащий греческой компании и ходивший под панамским флагом, вез 30 тысяч баррелей нефти стоимостью более чем 2,5 миллиона евро. Экипаж состоял из граждан России, Румынии и Грузии. Теперь корабль непонятным образом исчез вместе с экипажем, что подтвердил представитель ВМС. Но на вопросы комиссии: когда именно исчез корабль, что он делал в Нигерии, какое количество контрабандной нефти было на борту, и куда пропала команда - он ответить не смог.
Поскольку дело происходит в Африке, то иного объяснения, чем загадочные потусторонние силы, вызванные к жизни местными шаманами, вроде бы не приходит на ум. Но такое оправдание сошло бы с рук века для XVII, например, а в третьем тысячелетии, когда со злодеяниями особо зловредных шаманов по всей Африке научились бороться, подобное не уже проходит. Самыми логичными выглядят следующие варианты. Либо экипаж, которому насильственное пребывание на негостеприимной нигерийской земле вконец надоело, поступил согласно песне и "темной-темной ноченькой совершил побег". Либо же танкер, все той же беззвездной нигерийской ночью, преспокойно вышел из порта, а на счетах некоторых высокопоставленных нигерийских силовиков через некоторое время прибавится сотня-другая тысяч долларов. И шаманы тут ни при чем.
Правительство нынешнего президента Нигерии Олусегуна Обасанджо пытается бороться с коррупцией во властных структурах, но пока без особого успеха. По сведениям нигерийских СМИ, ежедневно с нефтепромыслов исчезает до 50 тысяч баррелей. Ежедневный экспорт нигерийской нефти составляет сейчас примерно 2 миллиона баррелей в день и приносит в страну 95 процентов всей иностранной валюты.
Нигерия - самая крупная страна Тропической Африки. Вся ее история после получения политической независимости в 1960 году - это чередование военных переворотов и гражданского правления. Из ее более чем сорокалетнего постколониального развития 30 лет прошли в условиях военных режимов. Результатом явились экономическая отсталость и слабая социальная структура нигерийского общества, раздираемого религиозными и этнорегиональными противоречиями.
Главной силой, оказывающей реальное воздействие на ход развития Нигерии со дня обретения ею независимости, всегда была армия. Сегодня она является самой многочисленной и технически оснащенной в центральной Африке. Именно армия в большинстве случаев приводила к власти диктаторов. В 1985 году в результате очередного государственного военного переворота во главе страны встал генерал Ибрагим Бабангида. Вскоре он провозгласил программу перехода от военного правления к гражданскому и начал осуществлять ее на практике. Новое временное правительство во главе с гражданским политическим деятелем Э. Шинеканом, которому предстояло провести выборы президента Нигерии не справилось с этой задачей и вынуждено было уйти в отставку.
В ноябре 1993 года новым диктатором Нигерии стал генерал Сани Абача, который тут же распустил ряд существовавших ранее институтов власти: парламент, временное национальное правительство, обе разрешенные в стране партии. Неудачи временного правительства дали ему возможность заявить о неподготовленности страны к цивилизованному гражданскому правлению. Однако под давлением мирового сообщества Абача все же был вынужден начать давно обещанный переход Нигерии к демократическому правлению.
После неожиданной смерти летом 1998 года генерала Сани Абачи и прихода к власти генерала Абдусалама Абубакара переход от военно-диктаторского режима к гражданскому набрал обороты. Были проведены парламентские, а затем и президентские выборы, на которых победил отставной генерал Олусегун Обасанджо.
Основной проблемой для избранного президента стало сглаживание межэтнических противоречий. В течение пятнадцати лет правления военных у власти в Нигерии постоянно находилась верхушка представителей северных народов, исповедующих ислам. Южане же, в первую очередь йоруба и игбо, преследовались. Вообще в Нигерии проживают более 300 этнических групп, причем каждая народность имеет свой язык. Они были объединены в одно государство, лишь тогда, когда англичане в XIX веке колонизировали эту часть Африки. С обретением независимости и ввиду перспектив "нефтяного" обогащения у народов Нигерии остается все меньше стремления к мирному сосуществованию. Тем более, что добывают нефть на юге Нигерии, а у власти традиционно стоят северяне, хотя нынешний президент - выходец с Юга. Между народностями постоянно происходят стычки на этнической почве, иногда принимающие форму кровавых сражений.
Эта проблема порождает другую - распределение природных богатств страны. Именно из-за них и устраиваются все перевороты. Кто находится у власти, тот и делает деньги на национальном богатстве. Но военные игрища довели страну до того, что Нигерия, занимавшая шестое место в мире по производству нефти, одно время импортировала бензин для удовлетворения собственных потребностей.
После победы на выборах президент Обасанджо подтвердил, что первоочередными задачами на ближайшее будущее станут борьба с коррупцией, пронизавшей все сферы государственной структуры, сокращение раздутых штатов чиновничества, а также придание динамичности промышленному производству.
У Нигерии дурная слава одной из самых коррумпированных стран мира. Взятки и казнокрадство процветали при сменявших друг друга военных диктаторах. Положение не очень изменилось и после прихода Обасанджо к власти. Оппозиция обвиняет его в неэффективном управлении экономикой, игнорировании нужд госбюджета и вялой борьбе с коррупцией. Олусегун Обасанджо назначил рабочую группу для борьбы с коррупцией в нефтегазовой отрасли. Власти намерены обнародовать ее финансовую документацию, прежде всего - бухгалтерскую отчетность по всем покупкам и продажам. Основные мишени президента - осуществляющие нефтедобычу совместные предприятия, в которых традиционно 60 процентов принадлежит Национальной нефтяной корпорации Нигерии, а остальное - иностранным компаниям.
Порой дело доходит до парадоксов: в крупной нефтеперерабатывающей стране очень часто автомобилисты остаются без бензина. К пустым бензоколонкам выстраиваются километровые очереди, а общественный транспорт замирает. Спекулянты тем временем продают топливо из канистр в десять раз дороже, чем нефтяные компании.
Во время нефтяного бума 1970-х годов Нигерия казалась очень перспективной страной. Тогда ее ВВП на душу населения составлял тысячу долларов, и страна могла похвастаться уровнем жизни, не уступавший, например, Тайваньскому. Сегодня Нигерия занимает 13-е место в списке самых бедных государств мира, а показатель ВВП на душу населения не превышает 200 долларов в год. И по мнению большинства экспертов, обнищание страны - это результат разворовывания военными миллиардов нефтедолларов.
Криминализация экономики захватывает все уровни. И, в первую очередь, основную отрасль промышленности - нефтяную. После открытия первого оффшорного месторождения нефти в 1958 году Нигерия стала одним из лидирующих государств-экспортеров этого сырья. Но несмотря на огромные природные богатства, жители дельты живут в крайней нищете, зачастую без электричества, чистой воды и топлива.
По словам представителя Специального нефтяного фонда, около 563 миллионов долларов, полученных в 2000 году за проданную нефть, пошли на строительство дорог, а еще 27 миллионов - на здравоохранение. Но до населения эти деньги не дошли.
В 1998 году на поддержание четырех главных нефтеперерабатывающих заводов было выделено 200 миллионов долларов. По данным Министерства финансов, все эти деньги бесследно исчезли. Министры отвергали все обвинения, но так и не смогли объяснить, почему ни один из НПЗ так долго не работал из-за полной неисправности оборудования. В результате, до самого последнего времени Нигерия - страна, расположенная на огромном нефтяном месторождении, - вынуждена была импортировать топливо. Конституция Нигерии предусматривает, что 13 процентов дохода от экспорта нефти должно идти на поддержание сообществ, проживающих на месторождении. 13 процентов действительно уходят, но только не к общинам.
Все последние годы военные традиционно заведовали не только политикой, но и добычей и экспортом нефти. Именно в этой привычке военных насыщаться из долларового фонтана и кроется опасность для начинаний Обасанджо. Вряд ли приходится рассчитывать на единодушную поддержку генералитетом планов главы государства.
Диктатор Абача, правивший перед нынешним президентом, и его семья положили себе в карман свыше 3 миллиардов долларов из нефтяных доходов Нигерии. Столько же присвоило его окружение к рукам его подручных. При этом, что внешний долг Нигерии превышает 38 миллиардов долларов. Сейчас Обасанджо требует от иностранных банков вернуть стране украденные прежними правителями миллиарды, но пока безрезультатно.
Хотя контрабанда нефти в Нигерии рассматривается как уголовно наказуемое преступление, но в реальной жизни теневая экономика страны только на ней и держится. Способы контрабанды различны - от примитивного воровства сырой нефти с трубопроводов и с последующим ее переправлением к покупателю с помощью лодок-фелюг, до воровства в промышленных объемах и перегона продукта танкерами. Судебно-юридическая система Нигерии сильно коррумпирована - то же самое относится и к военно-морским силам, призванным обеспечивать нерушимость водных границ страны. С помощью приписок, уловок и финансовых махинаций тонны нефти и нефтепродуктов уходят «налево», а полиция и ВМС, получив свою мзду закрывают глаза на этот поток. Несмотря на то что в Нигерии постоянно ловят контрабандистов, система работает по принципу «бьют того, кто попался».
Вообще, морская контрабанда нефти, в основном, связывается с Ираком. Контрабандная схема там была разработана при Саддаме Хусейне. Иракские власти продавали нефть любому желающему значительно дешевле мировой цены (при мировых ценах более 30 долларов за баррель иракцы брали около 14), а то, как доставить ее на мировой рынок, должен был решать уже сам покупатель. Контрабандистам предстояло миновать военные корабли, патрулировавшие Персидский залив, поскольку на Ирак было наложено эмбарго, и добраться до ближайшего иностранного порта. Там легко подделывались все необходимые бумаги, и нефть превращалась из иракской в например, саудовскую.
Масштабы контрабанды зависели от мировых цен на нефть - чем выше цена, тем выгоднее было крупно рисковать. Участие в этом промысле принимали самые разные компании. Дважды американцы задерживали и российские суда: танкеры "Волгонефть-147" и "Академик Пустовойт" (правда, доказать, что они занимались контрабандой, американцам не удалось). По информации Госдепартамента США, Саддаму Хусейну удавалось зарабатывать в обход санкций от 25 до 70 миллионов долларов в месяц.
Тогда задержание и проверка судна в Персидском заливе не являлось из ряда вон выходящим случаем, а тем более незаконной практикой. За время действия эмбарго американские и британские суда задержали более 700 судов и 19 из них конфисковали.
Так что с задержанием российского танкера в Нигерии нет ничего из ряда вон выходящего. Вполне вероятно, что корабль стал пешкой в какой-то темной игре связанной с контрабандой нефти. Вообще, арест российского судна в том или ином иностранном порту - дело сегодня более чем обычное. По данным Международного морского агентства, ежегодно в мире происходит до 9.000 подобных случаев.
Причины задержания могут варьироваться - это и арест за долги, и выявление технических нарушений, и нарушения правил перевозки грузов, ущерб, причиненный судном окружающей среде, спор, возникающий из-за договора продажи судна и так далее.
Механизм улаживания проблемы тоже известен. Долгие переговоры, согласования, выдвижение аргументов и контраргументов, уступки и ультиматумы. Что будет с судном, решает суд.
Сергей Карамаев