Главное
04:07, 24 сентября 2004

Совбез ООН расширяется по законам рынка Германия, Япония, Бразилия и Индия хотят войти в клуб "великих держав"

Предъюбилейная 59 сессия Генеральной ассамблеи ООН, похоже, войдет в историю с эпитетом "революционная". Не исключено, что к 60-й годовщине своего создания самая главная международная организация мира подойдет в новом, кардинально отличающемся от старого, составе. В частности, это коснется Совета Безопасности, который был сформирован в 1946 году, чтобы нести на себе главное бремя ответственности за поддержание международного мира и безопасности. Тогда в него вошли самые крупные государства - представители стран-участниц антигитлеровской коалиции. Теперь, по прошествии более полувека, структура Совбеза не устраивает очень многих, так как за это время расклад сил на международной арене значительно изменился.

Реформа ООН и, в частности, Совета безопасности, ни для кого не стала сюрпризом. О ней заговорили не вдруг - деятельность в этом направлении началась более 10 лет назад. Еще в январе 1994 года была создана "Рабочая группа открытого состава по вопросу о справедливом представительстве в Совете Безопасности, расширении членского состава и другим вопросам, связанным с Советом Безопасности". За почти десятилетнюю историю группа подготовила правовую и процедурную основу для расширения Совета. О необходимости реформы было также заявлено в 2000 году, когда главы государств и правительств приняли "Декларацию тысячелетия Организации Объединенных Наций".

И уже окончательно всем стало ясно, что реформы не избежать, в 2002-2003 годах, когда США и Великобритания оказали на ООН беспрецедентное давление, чтобы получить добро на войну в Ираке. Тогда Джордж Буш недвусмысленно дал понять, что готов обойтись без этого анахронизма образца 1946 года, заявив, что начнет войну и без согласия ООН. Полстолетия - не срок для такой структуры, и она обиделась, когда ее назвали "устаревшей". Но ничего не поделаешь, вторая иракская война и последовавший за ней кризис в этой стране показали, что "поддерживать мир и безопасность" нынешний Совбез не в состоянии.

Понятное дело, что в 1946 году Германия и Япония никак не могли попасть в этот орган ООН. В то время с точки зрения всемирной безопасности эти страны себя, мягко говоря, дискредитировали. Но за прошедшие годы Берлин и Токио на деле доказали, что надежно застрахованы от возрождения нацизма и империализма. Теперь Германия и Япония - одни из самых богатых и влиятельных стран мира и серьезные игроки на международной политической арене. К тому же они входят в "большую восьмерку", которая по сути играет на поле Совбеза, решая не только экономические вопросы, но и принимая резолюции по вопросам безопасности и борьбы с терроризмом. Фактически, "восьмерка" представляет собой клуб кандидатов в Совбез, так как состоит из самых развитых и сильных государств мира, которые, по идее, должны были бы гарантировать безопасность на планете.

Однако и "большую восьмерку" нельзя с полным правом назвать клубом мировых лидеров - скорее, это объединение самых развитых стран Запада (плюс Россия и Япония). В нее не входит такое государство, как Китай, а в Азии в настоящее время сложно назвать столь же сильную страну, способную оказывать влияние на весь регион. Сложно, но можно. Например, Индия. Она не входит ни в "восьмерку", ни в Совбез ООН, хотя в принципе уже набрала достаточно сил, чтобы претендовать на звание гаранта азиатской безопасности. В конце концов, США именно ее рассматривают в качестве потенциальной сдерживающей силы для китайских амбиций в регионе. Совершенно не представлены в Совбезе целые континенты, такие как Южная Америка и Африка, и это при том, что они отнюдь не являются самыми спокойными на планете. А ведь и на этих континентах можно было бы найти как минимум по одной стране со стабильной и развитой политической системой и более-менее благополучной экономикой.

В свете всего вышесказанного совершенно логичным представляется совместное обращение в Совет безопасности ООН Бразилии, Германии, Индии и Японии, которые попросили предоставить им статус постоянных членов. В обращении говорится о необходимости расширения членства в Совете для эффективного противостояния новым глобальным угрозам. Все четыре страны заявляют, что каждая из них считает другую полноправным кандидатом на постоянное место. Кроме того, в обращении четверки подчеркивается, что в СБ ООН также должны быть представлены и африканские государства. "Мы работаем с другими странами - членами ООН, разделяющими наши взгляды, с тем, чтобы провести существенную реформу Организации Объединенных Наций, в том числе и Совета Безопасности... СБ ООН должен отражать реалии международного сообщества, то есть должен быть представительным, легитимным и эффективным органом", - говорится в заявлении.

У каждой из этих стран есть свои веские основания требовать места в Совбезе. Япония справедливо напоминает, что по сумме денежных вкладов в ООН занимает второе место в мире. Кроме того, Токио просит не забывать о его роли в восстановлении Ирака и Афганистана, а также в разрешении северокорейской ядерной проблемы. Бразилия считает, что если кто и должен представлять Южную Америку в СБ, то лучшей кандидатуры не сыскать, так как именно она доминирует в регионе. Германия представила целый букет убедительных поводов для принятия ее в элитный клуб. Во-первых, по сумме взносов в ООН она идет следом за Японией, во-вторых, является наиболее экономически развитой страной в Европе и одной из самых развитых в мире, в-третьих, она участвует во многих миротворческих операциях ООН. Индия полагает, что коль скоро в СБ нашлось место для Китая, то там должна быть представлена и она - для равновесия.

Все страны "четверки" начали свою "предвыборную кампанию" заранее. В первую очередь, им пришлось договориться между собой. В настоящее время в СБ на правах временных членов входят Германия и Бразилия, которые могут влиять на исход голосования, и их альянс был предопределен. Кроме того, все четыре кандидата должны сохранять единство, которое, с одной стороны, продемонстрирует серьезность их намерений, а с другой - гарантирует, что в случае принятия их в СБ на постоянной основе они не внесут в его работу разброд и шатание. Застрельщиками в "четверке" выступают Германия и Япония, а Индия и Бразилия хотят пройти в СБ "в комплекте".

ЙОШКА ФИШЕР И ГЕРХАРД ШРЕДЕР НА СЕССИИ ГЕНЕРАЛЬНОЙ АССАМБЛЕИ ООН. Фото DW-WORLD
Lenta.ru

Кроме того, каждый из кандидатов постарался обеспечить себе совбезовское лобби, торгуя своей будущей лояльностью. Германия заручилась поддержкой России и Китая, Япония традиционно уповает на США, Индия - на Россию. Разумеется, каждая страна получила в наборе еще и приличный комплект противников. Самым большим количеством "врагов" обзавелся Берлин. Из 15 стран - нынешних членов СБ к праву вето его не хотят подпускать США, Испания, Пакистан, Румыния и Франция. В июле министр иностранных дел Германии Йошка Фишер совершил рекламное турне по ряду азиатских стран. За 10 дней глава немецкого МИДа посетил Индию, Китай, Бангладеш, Шри-Ланку и Пакистан. Целью этой поездки было заручиться поддержкой соответствующих государств при голосовании в Совбезе. Как отмечают немецкие политологи, итоги поездки нельзя оценить однозначно. Настойчивые заявления Фишера о том, что Германию необходимо включить в число постоянных членов Совета Безопасности, оказались не услышанными.

Фактически его - по понятным причинам - поддержали лишь в Индии. А вот Пакистан не обрадовала перспектива усиления Дели, который хочет попасть в СБ вместе с немцами. Поэтому президент Пакистана Первез Мушарраф ограничился заявлением о понимании, с которым он относится к позиции германского руководства. Однако, пока остается неурегулированным индо-пакистанский конфликт в Кашмире, пакистанское правительство не готово дать однозначного ответа. Министр иностранных дел Шри-Ланки также заявил, что его страна еще не готова к решению вопроса о расширении СБ. Расплывчатые ответы были получены и от руководства Бангладеша и Китая, сообщает DW-WORLD.

Отметим, что будущее членство в Совбезе уже стало предметом активного торга. Пример Пакистана, который потребовал от Германии вмешаться в урегулировании кашмирского конфликта на его стороне, вполне показателен. Москва, которая давно и тесно сотрудничает с Берлином, также надеется обеспечить себе в СБ присутствие влиятельного союзника. Дружить Россия предлагает, естественно, против США (Америка, в свою очередь, понимая к чему идет дело, выступает резко против вступления Германии в Совбез). Кроме того, будущая совместная работа в этом органе, безусловно, укрепит связи Москвы с Берлином, что крайне выгодно для России. Как заявил в интервью DW-WORLD директор программ по России и СНГ Немецкого совета по внешней политике Александр Рар, россияне ждут от немцев поддержки на переговорах о вступлении в ВТО. Кроме того, отметил Рар, внешняя политика Германии чаще соответствует российской, в отличие от Евросоюза, позиции которого во многом противоречат тем, которые занимает РФ. Интересно, что Европа, которой, казалось бы, должно быть выгодно заполучить еще одного лоббиста собственных интересов в Совбезе, также перешла на сторону США. Дело в том, что Германия со вступлением в постоянные члены СБ усилила бы свои позиции внутри Евросоюза, которые и так беспокоят ее соседей.

Как отмечает газета "Коммерсант", среди политических аналитиков ходят слухи о том, что Москва также ведет тайные переговоры с Токио, пытаясь решить проблему Курил за счет поддержки Японии при вступлении в СБ. Правда, эти слухи пока не подтвердились. Однако для Страны восходящего солнца поддержка Москвы значила бы много - против японской кандидатуры резко выступает Китай, которому усиление позиций Токио в азиатском регионе совершенно ни к чему. Индия, как уже говорилось выше, также может рассчитывать на помощь России и опасаться противодействия со стороны Китая и Пакистана.

Очевидно, в ближайшее время, пока Совбез будет обсуждать заявление "четверки", в нем разгорятся жаркие споры и дискуссии. Прогнозы строить пока сложно - позиции каждого из кандидатов довольно неустойчивы, однако необходимость реформировать ООН вместе с ее главным органом стала весьма насущной. Действительно, Совбез фактически перестал соответствовать реалиям современности. С этим трудно поспорить, и на это в первую очередь уповают представители каждой из стран-кандидатов. Пока что они получили безоговорочную поддержку лишь со стороны Великобритании, остальные безмолвствуют.

Что касается другой инициативы "четверки" - по вопросу представительства в Совбезе африканского континента, то тут ясности еще меньше. Страна, которой доверят представлять в Совете Черный континент, должна, как уже говорилось, обладать стабильной политической системой и развитой экономикой, а таких наберется не так уж много. Правда, и в Африке за постоянное членство в Совбезе уже идет борьба, но кто выйдет из нее победителем - неизвестно. Главными конкурентами считаются ЮАР и Египет, но их кандидатуры пока никто не выдвигал.

Павел Аксенов