Утром 26 сентября скромный сорокалетний сотрудник палестинской группировки ХАМАС Изеддин Аль-Шейх Халиль вышел из своего дома, расположенного в Аль-Захраа - тихом районе Дамаска. Он, как обычно, пожелал доброго утра своим соседям и сел в спортивный автомобиль "Мицубиси". В этот момент у Изеддина Халиля зазвонил мобильный телефон. Не успел он ответить на звонок, как "Мицубиси" взорвался. Тихая улочка сирийской столицы покрылась битыми стеклами из окон соседних домов. В центре открывшейся глазам очевидцев картины оказались развороченный автомобиль палестинца и фрагменты его тела.
Изеддин Халиль приехал в Сирию в 1992 году, когда его вместе с четырьмя сотнями других активистов ХАМАС депортировали из палестинских территорий. В отличие от многих других депортированных, он не делал громких заявлений и не претендовал на роль духовного лидера ХАМАС. В течение многих лет Изеддин посвящал себя своему скромному делу - подготовке военных операций. Говорят, что он был правой рукой главного специалиста ХАМАС по взрывному делу - Яхьи Айаша, ликвидированного израильскими спецслужбами в 1996 году.
Многие из когда-то депортированных палестинцев давно вернулись домой. Изеддин же, небезосновательно опасаясь нового ареста, предпочел остаться в Дамаске. В последнее время он занимался работой сложной, но для дела палестинского сопротивления необходимой - организацией каналов контрабанды оружия и боеприпасов из Египта в сектор Газа. Нельзя сказать, чтобы дела шли очень хорошо, но иногда Халилю удавалось протащить через границу несколько ручных противотанковых гранатометов, что сразу чувствовали на себе бойцы ЦАХАЛа, становившиеся мишенями палестинских нападений. Правда, как утверждает газета Haaretz, основываясь на сведениях, полученных от источников в израильских спецслужбах, в общем и целом деятельность Изеддина Халиля была не очень успешной.
При этом, когда Изеддин погиб, мировая общественность все равно решила, что убийство - дело рук "Моссада". И не потому, что израильской спецслужбе было необходимо избавиться именно от этого человека. Просто Израиль давно намекал на то, что проведет подобную образцово-показательную операцию на территории Сирии. После того как 31 августа в Беэр-Шеве были взорваны два автобуса, а ответственность за теракт взяла на себя организация ХАМАС, Израиль недвусмысленно заявил, что винит в произошедшем Сирию, продолжающую укрывать на своей территории палестинских террористов.
Уже 2 сентября замминистра обороны Израиля Зеэв Бойм сказал, что его ведомство рассматривает возможность нанесения ударов по территории Сирии, и добавил, что "необходимо проводить нападения в правильной "дозировке" и правильно выбирая цели". Сирия в ответ, как обычно, заявила, что в Дамаске живут только сотрудники "информационного отдела" ХАМАС, а руководителям боевых подразделений страна убежища не предоставляет. Надо сказать, что в это время президент Сирии Башар Ассад и так переживал не лучшие времена. Еще в мае 2004 года США наложили на его страну экономические санкции, заявив, что Сирия помогает террористам проникать со своей территории в Ирак. Как раз в середине лета Ассад согласился закрыть границу с Ираком, косвенно признавшись, таким образом, в том, что до сих пор моджахедам в "визовой поддержке" не отказывал. А 23 сентября Сирия начала вывод войск из Ливана, надеясь, впрочем, сохранить там хотя бы какую-то часть своего контингента. На прошедших выходных Госсекретарь США Колин Пауэлл впервые заявил, что Сирия, наконец, стала успешно сотрудничать с его страной, а, значит, и со всем прогрессивным человечеством.
Поэтому фрагменты тела Изеддина Халиля, найденные на улице Дамаска, испортили для Ассада всю картину. Убийство сотрудника ХАМАС стало первой подобной операцией "Моссада" на территории Сирии. До сих пор Израиль ограничивался такими акциями, как обстрел пустующего тренировочного лагеря в ночь с 4 на 5 октября 2003 года. Теперь же население Сирии и всего арабского мира осознало, что израильские агенты спокойно разгуливают по Дамаску и творят в столице Сирии все, что хотят, а родные спецслужбы не могут с ними справиться. С другой стороны, тот факт, что в Сирии все-таки жил как минимум один из функционеров военного крыла ХАМАС, позволяет сомневаться в том, что эта страна действительно решила перестать поддерживать террористов.
Так что можно понять официальный Дамаск, отреагировавший на убийство Изеддина Халиля весьма пассивно. SANA - сирийское государственное информационное агентство - распространило официальное заявление, в котором говорилось, что убитый был палестинцем, не занимался никакой террористической деятельностью на сирийской территории и что власти ведут расследование произошедшего. В сообщении не раскрывались никакие детали убийства, там даже не говорилось ни слова о государстве Израиль.
Ахмед Али - заместитель главы сирийского МИД, выступивший в воскресенье днем в эфире телеканала "Аль-Джазира" - был немного более резок. Он заявил, что убийство Изеддина Халиля - дело рук израильских спецслужб и назвал его "трусливым терактом, направленным на дестабилизацию обстановки на Ближнем Востоке". Однако завершил свое выступление господин Али также весьма миролюбиво, сообщив, что ответ Сирии будет "цивилизованным и взвешенным".
Все аналитики сходятся на том, что у Сирии нет другого выхода, кроме как реагировать на проведенную на ее территории спецоперацию по дипломатическим каналам. Любая антиизраильская акция ХАМАС или "Хизбаллы", осуществленная при поддержке Сирии, всего лишь докажет правоту Израиля и подтвердит, что Ассад поддерживает террористов. А для прямого военного противостояния с Израилем у Сирии, проигравшей гонку вооружений с ним уже много лет назад, не хватит сил.
Конечно, ХАМАС может отреагировать на убийство Изеддина Халиля и без помощи Сирии. Через несколько часов после того, как новость о событиях в Дамаске стала достоянием общественности, на сайте этой организации появилось сообщение о намерении ХАМАС мстить не только в Израиле, но и за границей, убивая израильтян, живущих и путешествующих в других странах. Однако спустя еще некоторое время это объявление исчезло, сменившись обещанием "взвесить ситуацию" и "ответить обдуманно". Дело в том, что другого руководителя операций по контрабанде оружия ХАМАС себе найдет. А вот другую базу, столь же удобную, как Дамаск, руководителям этой организации подыскать вряд ли удастся.
Более того, самые высокопоставленные лидеры ХАМАС и так уехали из Сирии сразу после того, как Израиль в очередной раз обвинил Ассада в пособничестве терроризму. По одним данным, Халед Машаль, ставший руководителем ХАМАС после смерти шейха Яссина и Ахмеда аль-Рантисси, сам покинул Дамаск, чтобы не ставить руководство приютившей его страны в неудобное положение. По другим, он и другой сотрудник этой организации Имад аль-Алами, были вынуждены уехать после того, как им указали на дверь сами сирийцы. С тех пор Алами вроде бы живет в Иране, а местонахождение Машаля вообще неизвестно.
Вполне возможно, что если ХАМАС проведет в ближайшее время еще несколько успешных операций, из Сирии придется уехать и другим лидерам этого движения. А момент для переезда сейчас, мягко говоря, неподходящий. Израиль не только заявляет о своей готовности убивать любого хамасовца, но и, судя по всему, способен выполнить свои обещания. Совсем недавно публикуемая в Лондоне арабоязычная газета "Аль-Хайят" сообщила, что спецслужба одной из арабских стран предоставила "Моссаду" подробную информацию о местонахождении и привычках всех высокопоставленных членов ХАМАС и сведения об инфраструктуре этой организации. Учитывая общеизвестную эффективность работы "Моссада", можно представить себе, насколько неуютно чувствуют себя сейчас лидеры ХАМАС.
Что касается Израиля, то его официальные представители ведут себя соответственно моменту. По старой традиции, никто из них не подтверждает причастность Израиля к убийству Изеддина Халиля. Однако все они при этом также отказываются опровергнуть участие "Моссада" в этой операции. Особенно издевательски прокомментировал произошедшее Раанан Гиссин - официальный представитель Ариэля Шарона: "Тот факт, что лидеры ХАМАС действуют из Дамаска, не гарантирует им безопасности. И вообще, мистер Халиль жил в очень неблагополучном районе и должен был понимать, что с ним может случиться то же самое, что он делал с другими".
Почти все международные информационные агентства сообщают о том, что анонимные источники в израильских спецслужбах подтверждают причастность "Моссада" к ликвидации Халиля. Подобные сообщения даже нельзя назвать утечкой - они являются скорее частью официальной информационной кампании. И хотя в результате убийства Халиля опасность осуществления боевиками ХАМАС операций за пределами Израиля несколько возросла, большинство аналитиков считает, что ожидаемый выход Сирии из игры того стоит. Более того, весьма вероятно, что сирийцы будут хотя бы в течение некоторого времени удерживать ХАМАС от организации терактов. Наконец, столь успешно проведенная операция дает возможность Шарону и всему Израилю порадоваться тому факту, что "Моссад" не потерял былой квалификации.
Елена Любарская