Волны холода все чаще накатывают на российские города, напоминая о том, что не за горами период, связанный с новогодними хлопотами, фигурным катанием по телевизору, лыжными прогулками на природе, лопнувшими трубами, надрывными звонками в ДЭЗ по поводу холодных батарей и другими не менее традиционными зимними забавами. О том, в каком объеме и где гражданам придется занять себя последним из вышеперечисленных "развлечений", недавно говорилось сразу на нескольких мероприятиях с участием представителей Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству РФ (Росстрой).
В частности, 22 сентября прошло всероссийское селекторное совещание по вопросу подготовки жилищно-коммунального хозяйства к осенне-зимнему периоду. По словам главы агентства Владимира Аверченко, лучшее положение дел по подготовке к отопительному сезону наблюдается в Татарстане, Удмуртии, Башкортостане, Ханты-Мансийском автономном округе и Москве. Сложная ситуация сохраняется в Корякском автономном округе, Приморском крае, Сахалинской и Ульяновской областях, республике Алтай. Как отметил Аверченко, в Камчатской области, к которой были большие претензии, ситуация поправилась, но проблемных объектов все еще очень много. Особо была отмечена Чукотка, где на 0,6 процента был перевыполнен план по замене ветхих тепловых сетей.
В целом, как утверждает Роcстрой, подготовку к зиме по состоянию на 1 сентября можно охарактеризовать следующим образом:
1. Жилищный фонд. Необходимо подготовить всего по Российской Федерации - 1706 миллионов квадратных метров жилфонда, фактически подготовлено - 80%. Лучше положение по подготовке жилфонда в Уральском (87,2%), Сибирском (83,4%) и Приволжском (83%) федеральных округах. Недостаточно активно ведутся подготовительные работы в Южном (69,1%) и Дальневосточном (70%) округах. Среди субъектов РФ этот показатель превысил 90-процентный рубеж в Брянской, Орловской, Оренбургской, Пермской, Тюменской и Томской областях, Республиках Бурятия и Башкортостан, в Таймырском, Ханты-Мансийском и Агинско-Бурятском автономных округах. Слабо жилфонд готовится в Мурманской, Магаданской, Камчатской, Ульяновской, Курской, Курганской и Ярославской областях, Корякском и Усть-Ордынском Бурятском АО, Республиках Адыгея и Калмыкия.
2. Подготовка котельных и теплоэнергетического оборудования. Всего необходимо подготовить 72980 котельных, фактически подготовлено - 75,4%. Среди федеральных округов по подготовке котельных лучшие результаты в Приволжском (80,7%) и Уральском (80,9%), а худшие - в Дальневосточном (64,9%) и Северо-Западном (67,8%). Меньше 60% котельных подготовлено в Ленинградской, Калининградской, Вологодской, Камчатской областях, Приморском и Хабаровском краях.
3. Подготовка тепловых сетей. Необходимо подготовить 127,6 тысяч километров, заменить 10,3 тысяч километров труб. Фактически подготовлено тепловых сетей - 80,8%, а заменено ветхих тепловых сетей - 63,4% от запланированного объема. Лучше поставлена работа в Приволжском федеральном округе, хуже всего - в Дальневосточном округе. Среди регионов РФ неудовлетворительно эта работа идет в Красноярском и Приморском краях, Амурской, Липецкой, Камчатской, Владимирской, Ивановской и Иркутской областях, Республике Хакасия и Корякском АО.
4. Водопроводные сети. Необходимо подготовить 365,3 тысяч километров труб, (фактически подготовлено 83,2%), заменить ветхих водопроводных сетей - 10,4 тысяч километров (фактически заменено 61,3% от запланированного объема). Подготовка водопроводных сетей лучше организована в Приволжском (86,7%) и Уральском (98,9%) федеральных округах. Замена водопроводных сетей с отставанием от графиков идет в Южном (39%) и Дальневосточном (62,8%) федеральных округах. Среди регионов РФ неудовлетворительное положение по подготовке и замене водопроводных сетей сложилось в Красноярском и Приморском краях, Астраханской, Амурской, Камчатской, Читинской и Новосибирской областях, в Усть-Ордынском Бурятском, Агинско-Бурятском и Ненецком АО.
5. Запасы топлива. Необходимо заготовить 9,9 миллионов тонн угля (фактически завезено на склады 69,1%) и 3,08 миллионов тонн жидкого топлива (фактически завезено 75,5%). Наиболее активно поставки топлива организованы в регионах с ограниченными сроками завоза. Полностью выполнен завоз топлива в Новосибирской области, Еврейской АО, Чукотском АО, Республике Башкортостан. Неудовлетворительно обстоят дела по завозу твердого топлива в Приволжском федеральном округе - 45,5% от требуемого объема. Ниже среднего показателя на начало отопительного сезона созданы запасы в Хабаровском крае, Амурской, Читинской, Магаданской и Курской областях, Корякском и Агинско-Бурятском АО.
На состоявшейся 24 сентября пресс-конференции Владимира Аверченко отмечалось, что сложившееся положение является результатом самоустранения администраций регионов и органов местного самоуправления от решения проблем жилищно-коммунального хозяйства. В этой связи Росстроем подготовлен проект письма в Генеральную прокуратуру Российской Федерации с просьбой осуществить проверки в регионах, касающиеся соблюдения федеральных стандартов, и принять меры прокурорского реагирования на нарушения действующего законодательства.
В Росстрое считают, что одной из основных причин имеющихся проблем является невыполнение местными властями требований федерального правительства об уровне платежей граждан по отношению к затратам на содержание коммунального хозяйства. В нынешнем году платежи должны составить не менее 90 процентов затрат на ЖКХ. В некоторых регионах этот показатель не дотягивает и до 40 процентов, а на Камчатке платежи не покрывают и 30 процентов стоимости содержания ЖКХ. А между тем в будущем году, в соответствии с новыми федеральными стандартами, платежи населения должны будут полностью обеспечить все экономические обоснованные затраты на содержание жилищно-коммунального хозяйства.
Кроме этого, в отдельных российских регионах крайне неудовлетворительно ведется работа по возмещению расходов коммунальных предприятий, связанных с предоставлением населению субсидий и льгот. Как заявлял глава Росстроя еще на августовском селекторном совещании, "некоторые регионы центральной России не избавились от иллюзий и до сих пор пребывают в уверенности, что услуги появляются из ничего и оплачиваются неизвестно кем". В Костромской области, например, в начале текущего года субсидии погашались на уровне 14 процентов, в Псковской области - 28 процентов, в Свердловской - 22 процентов. "Долги в жилищно-коммунальном хозяйстве появляются от вполне конкретной бесхозяйственности, неучтенных расходов и популизма в тарифной политике", - подчеркнул Аверченко. Именно из-за такого популизма местных властей по состоянию на 1 июля 2004 года задолженность предприятий ЖКХ и прочих непромышленных потребителей составила 72 процента от общей задолженности предприятий РАО ЕЭС России.
Действительно, местные власти пока не слишком ретиво пытаются решать проблемы ЖКХ за счет собственных сил и средств, предпочитая вместо этого требовать денег от Москвы. По состоянию на 1 сентября текущего года заявки на оказание финансовой помощи для подготовки к зиме представили более 80 субъектов Российской Федерации на общую сумму в 24 миллиарда рублей. При этом, как подчеркнул Аверченко, "в самих регионах отсутствуют инвестиционные программы, не разработаны целевые программы, которые позволили бы осуществить реструктуризацию и сокращение кредиторской задолженности предприятий жилищно-коммунального хозяйства".
Боле того, не факт, что получаемые от федерального центра средства пойдут на подготовку к зиме. Например, в прошлом году Корякскому автономному округу была выделена федеральная ссуда в размере 100 миллионов рублей, из которых освоено оказалось лишь 79 миллионов. Как заявил Аверченко, сейчас финансовая помощь будет выделяться не всем регионам. "Мы не собираемся помогать тем, кто губит свое ЖКХ, а потом просит помощи", - заявил он. Аверченко обращает внимание на тот факт, что органы местного самоуправления при установлении тарифов на жилищно-коммунальные услуги одновременно обязаны сразу определиться с тем, откуда они возьмут деньги, которые покроют разницу между стоимостью услуг и платежами населения. Сейчас же в большинстве случаев эта разница оседает в качестве убытков на балансах коммунальных предприятий.
Учитывая все вышесказанное, можно предположить, что региональные власти будут вынуждены выбирать между желанием понравиться населению за счет низких тарифов на ЖКУ и необходимостью финансировать коммунальную отрасль, деньги на которую от федерального центра получить будет не просто. В наших климатических условиях попытка усидеть на двух стульях сразу может привести к тому, что многим россиянам зимой придется вызывать уже не слесаря, а спасателей МЧС.
Андрей Кириллов