Главное
19:14, 28 сентября 2004

Киднэппинг в Ираке и во всем мире Несмотря на твердые заявления о невозможности сделок с террористами, правительства различных стран идут на переговоры с преступниками ради спасения жизни своих граждан

Захват иностранных заложников в Ираке переживает своеобразный бум. В руках у похитителей в настоящее время остаются два французских журналиста, египтяне - сотрудники телекоммуникационной компании, турецкие водители; есть основания полагать, что еще живы британский инженер Кеннет Бигли и две сотрудницы итальянской гуманитарной миссии, сообщение о казни которых распространили различные террористические группировки. Наверняка есть и будут другие пленники. В заложниках также побывали граждане России, Японии, Южной Кореи, США, Дании, Чехии, Франции, Италии, Великобритании и многих других государств. Сейчас, по различным оценкам, в руках у различных иракских группировок находится более ста инострацев. Сколько их было всего за полтора года войны, не знает никто.

Большинству удается уйти живыми, некоторым - нет. Буквально на днях были убиты два американца, попавшие вместе с Бигли в руки Абу Мусаба Заркави, который, как считают американцы, представляет в Ираке "Аль-Каеду".

Как правило, похитители выдвигают одни и те же требования - вывод иностранных войск из Ирака, освобождение иракских заключенных из тюрем. Но бывают и более экзотические случаи. Например, боевики, месяц назад захватившие в плен французских журналистов, потребовали отменить введенный во Франции запрет на ношение платков женщинами-мусульманками в государственных учреждениях.

Правительства стран, граждане которых попали в заложники, занимают твердую позицию - никаких уступок террористам. Несмотря на возможные казни заложников и давление со стороны прессы и родственников похищенных. Уважающая себя страна не может поддаваться требованиям преступников. Думается, каждый государственный деятель может подписаться под словами британского министра иностранных дел Джека Стро: "Мы не будем договариваться с террористами, потому что это может подвергнуть угрозе еще больше жизней не только в Ираке, но и в других странах мира".

АМЕРИКАНЕЦ ДЖЕК ХЕНСЛИ, УБИТЫЙ ИРАКСКИМИ ПОХИТИТЕЛЯМИ 18 СЕНТЯБРЯ. Фото Reuters
Lenta.ru

Еще в начале августа США и другие государства - участники коалиции выступили с совместным заявлением, в котором говорится: "Члены коалиции едины в своем желании не идти на уступки террористам и не поддаваться их угрозам". Особенно, подчеркивалось в заявлении, это касается тех случаев, когда в заложниках оказываются мирные граждане.

Единственная страна, которая объявила о выводе войск из Ирака ради спасения жизни своего гражданина, попавшего в заложники, - это Филиппины. Как только 50 филиппинских солдат покинули Ирак, заложник был освобожден.

Однако, несмотря на официальные заявления правительств о том, что сделки с террористами невозможны, переговоры все же идут. Похитители - тоже люди. Осознавая, что большая часть их требований заведомо невыполнима, они выдвигают другие, поскромнее. Убивать своих пленников они начинают в том случае, если не встречают с противоположной стороны вообще никакого понимания. И, как правило, террористы добиваются своего. Возможно, денег. Возможно, оружия. Возможно, власти незаметно отпускают из заключения кого-то из их сторонников.

В противном случае ни один заложник не вышел бы из иракского плена живым. Понятно ведь, что на территории чужой страны, особенно такой, как сегодняшний Ирак, проводить оперативно-следственные мероприятия и спецоперации по освобождению заложников невозможно. Понятно также, что захват заложников в Ираке стал весьма выгодным бизнесом. За похищенных людей можно получить выкуп, а можно продать их более влиятельным террористическим группировкам. Местные правоохранительные органы не могут не то что пресечь эту незаконную торговлю, им едва удается обеспечивать собственную безопасность.

История вопроса

Обратимся к истории. Один из самых известных случаев захвата в заложники иностранных граждан произошел в Иране в ноябре 1979 года, вскоре после падения проамериканского шахского режима. Исламские революционеры объявили американское посольство в Тегеране "гнездом заговора" и взяли под стражу 52 дипломата, которые пробыли в заточении 444 дня и были освобождены лишь в день инаугурации президента Рональда Рейгана.

ЗАХВАЧЕННОЕ ИРАНСКИМИ СТУДЕНТАМИ АМЕРИКАНСКОЕ ПОСОЛЬСТВО В ИРАНЕ. Фото с сайта www.news.bbc.co.uk
Lenta.ru

Силовая операция по освобождению заложников закончилась провалом - американский спецназ потерял 8 бойцов и вертолет. В ходе тайных переговоров о судьбе сотрудников посольства американцы прибегали к услугам любых посредников, включая даже Ясира Арафата. В результате исламисты добились своей цели: "Большой Сатана" дядя Сэм был унижен на весь мир. Между прочим, в ходе предвыборной борьбы Рейган вовсю использовал ситуацию с заложниками - то, что его соперник Джимми Картер не сумел добиться освобождения дипломатов, не в последнюю очередь помогло ставленнику республиканцев победить на выборах.

Новое развитие захват иностранцев в заложники получил в Ливане. Появился даже специальный термин "ливанский кризис с заложниками". Кризис продолжался десять лет. Всего в этой стране в плену перебывали около 30 американцев и граждан других западных государств. Занимались похищениями палестинцы из находящихся под иранским контролем террористических группировок "Хизбалла" и "Исламский джихад". Первый американский гражданин попал к ним в руки в Бейруте в 1982 году.

По мнению экспертов, часть похищений была совершена по заказу все того же Ирана, который остро нуждался в военной технике, поскольку в то время воевал с Ираком. Но из-за международного эмбарго Тегеран не мог закупать вооружения в США. Чтобы принудить американские власти продать Ирану военную технику, и были осуществлены захваты заложников. Естественно, все переговоры шли тайно. В результате Ирану через Израиль были поставлены несколько сотен противотанковых ракет, а вырученные за них деньги были переправлены никарагуанским контрас для борьбы с просоветским сандинистским режимом. Потом дело попало в прессу, на президента Рейгана обрушился град критики. Эти события получили название "дело Иран - Контрас". Тем не менее, в результате этой сделки были освобождены несколько заложников. Самый последний из американских пленников, журналист агентства "Ассошиэйтед Пресс" Терри Андерсон, провел в заточении 2454 дня и был отпущен лишь в 1991 году.

БЫВШИЙ ЗАЛОЖНИК АМЕРИКАНЕЦ ТЕРРИ АНДЕРСОН В ПЕРВЫЙ РАЗ УВИДЕЛ СВОЮ ДОЧЬ. Фото с сайта www. news.bbc.co.uk
Lenta.ru

Заложников также захватывали для того, чтобы заставить западные правительства освободить участников различных палестинских террористических группировок, которых арестовывали на территории европейских государств. Чаще всего европейцы шли на сделки с террористами. Людей похищали и для оказания давления на Израиль. От него также требовали освобождения из тюрем членов различных палестинских террористических группировок.

Именно в Ливане в 1985 году произошел беспрецедентный по тем временам случай. В руки к неизвестным похитителям попали четыре сотрудника советского посольства. Вся ближневосточная резидентура КГБ была поднята на ноги. Выяснилось, что захват был частью сложной политической комбинации с участием палестинцев и все той же группировки "Хизбалла" - под угрозой казни дипломатов предполагалось заставить Советский Союз надавить на Сирию с тем, чтобы ее войска прекратили преследования членов Организации Освобождения Палестины на севере Ливана. Троих заложников удалось вернуть живыми. Резидент КГБ встретился с представителем "Хизбаллы" и намекнул, что "шальная" советская ракета в результате неполадок может ударить по священному для иранцев городу Кум - резиденции аятоллы Хомейни. Такой нетривиальный шаг помог - заложников вернули. Но и на Сирию пришлось надавить. Получается, что террористы своей цели тоже достигли.

Если говорить о совсем близких к нам временах, на память сразу приходит Северный Кавказ. Там иностранцев похищали так же часто, как и в Ливане. Но цели у кавказских террористов были другие, как правило весьма далекие от политики. Похитители банально хотели денег и чаще всего добивались своего, несмотря на все заверения властей о невозможности переговоров с террористами.

Стоит отметить, что все случаи, когда в заложники на Северном Кавказе попадали иностранцы, окружены массой слухов, которые распускались российскими спецслужбами, родственниками похищенных и самими похитителями. Одни называли похищенных агентами зарубежных спецслужб, другие - искателями приключений, которые сами навлекли на свою голову неприятности. Самым известным стало похищение в октябре 1998 года трех британцев и новозеландца, которые работали в Грозном по контракту с британской фирмой "Грейнджер Телеком". Их продержали в плену два месяца, а затем обезглавили. Позже в одной из британских газет появилась информация о том, что все четверо работали на британские спецслужбы, информируя их о ситуации в Чечне. По другим данным, с похитителями просто не сошлись в цене, так как те за освобождение людей просили слишком много - 30 миллионов долларов.

АРЬЯН ЭРКЕЛЬ ПОСЛЕ ОСВОБОЖДЕНИЯ ИЗ ДАГЕСТАНСКОГО ПЛЕНА. Кадр Первого канала
Lenta.ru

Последний известный случай, связанный с похищением иностранца на Северном Кавказе, произошел в Дагестане. Голландский сотрудник движения "Врачи без границ" Арьян Эркель был взят в заложники в Махачкале 12 августа 2002 года и освобожден в апреле нынешнего. По некоторым данным, за Эркеля заплатили миллион евро. Его вызволением занимались некие ветераны спецслужб из организации "Ветераны внешней разведки". Что в это время делали действующие сотрудники западных и российских спецслужб, осталось невыясненым.

Конечно, в мире есть и другие точки, где иностранцев берут в заложники. Среди них выделяются, например, Филиппины. Местная исламистская группировка "Абу Сайяф" много раз брала в плен иностранцев как в самих Филиппинах, так и в Малайзии. При этом террористы преследовали двоякую цель. Прежде всего, они хотели заявить о себе, а во вторую очередь - заработать на выкупе. Обычно им удавалось и то, и другое.

Другая печально известная в этом отношении страна - Колумбия. Удивительно, но несмотря на десятилетиями продолжающуюся там гражданскую войну, Колумбию продолжают посещать иностранные туристы. Естественно, они часто становятся добычей похитителей из левацких группировок. Подобно многим радикалам, колумбийские террористы любят прикрываться революционными лозунгами, но дело обычно кончается требованием выкупа, который платят либо родственники заложников, либо фирмы, на которые они работали.

Все эти примеры показывают, что захват в заложники граждан иностранных государств - весьма действенное средство давления на зарубежные правительства. Почти всегда преступники чего-нибудь добиваются - выкупа или каких-либо политических уступок. Тактика похитителей также всегда одинакова - на публику они выдвигают одни требования, зачастую заведомо невыполнимые, для правительств и спецслужб - другие. В случае освобождения заложников все довольны - и люди живы, и правительства со спецслужбами проявили твердость. На самом деле, все не так просто. Люди живы, но лишь благодаря сделке с преступниками, результат которой не афишируются. И террористы выходят на охоту за новыми жертвами, зная, что их обязательно ждет пожива: ни одно цивилизованное государство не позволит себе бросить на произвол судьбы своих граждан, попавших в беду. И государство идет навстречу террористам. Потому что надо спасать людей.

Михаил Витебский