Государственная дума Российской Федерации 29 сентября 2004 года приняла в первом чтении проект бюджета России на 2005 год. За это решение проголосовали 336 депутатов, 64 выступили против, воздержавшихся не было. Второе чтение состоится 20 октября. Основные параметры главного финансового документа таковы: вырастет ВВП, увеличатся военные расходы и расходы на борьбу с терроризмом, а также возрастет зарплата в бюджетном секторе.
При принятии бюджета в первом чтении парламентарии утверждают основные параметры и макроэкономические показатели. Доходы государственной казны в 2005 году должны составить 3 триллиона 326,08 миллиарда рублей (что составляет 17,8 процента прогнозируемого внутреннего валового продукта). Расходы составят 3 триллиона 47,97 миллиарда рублей (16,3 процента ВВП). Собственно ВВП составит в 2005 году 18,72 триллиона рублей. Ожидаемая инфляция будет находиться в пределах 7,5 - 8,5 процентов, а курс национальной валюты составит 30 рублей за доллар.
По словам министра финансов Алексея Кудрина, зарплата работников бюджетной сферы в 2005 году будет увеличена на 20 процентов, а расходы на борьбу с терроризмом вырастут по сравнению с 2004 годом более чем на 150 миллиардов рублей. В эту сумму входят увеличение финансирования МВД, ФСБ, Погранслужбы, Службы внешней разведки, Минобороны, а также 1,4 миллиарда рублей на обеспечение безопасности московского метро. В целом же на военные расходы в будущем году планируется потратить 573 миллиарда рублей, что на 27,6 процента больше, чем в этом.
Депутаты одобрили бюджет в первом чтении без существенных замечаний. Можно предположить, что серьезных корректировок в документе сделано не будет и впоследствии.
Основных выступающих по бюджетным вопросам было трое: вице-премьер Александр Жуков, министр финансов Алексей Кудрин и глава Счетной палаты Сергей Степашин. Жуков рассказал депутатам об успехах, достигнутых правительством за последние месяцы - о росте ВВП (7,3 процента в январе-августе 2004 года), снижении темпов инфляции и оживлении инвестиций.
Еще Жуков порадовал депутатов тем, что налоговое бремя в 2005 году сократится. Произойдет это прежде всего за счет снижения единого социального налога. Однако снижение налоговой нагрузки в обрабатывающих секторах будет происходить за счет переноса части налогового бремени на сырьевые.
Со стороны левых фракций прозвучала критика бюджета, так как, по их мнению, он противоречит указам президента о борьбе с бедностью. Но вице-премьер такую критику решительно отмел. По словам Жукова, количество россиян, проживающих за чертой бедности, неуклонно сокращается. В 2005 году, по прогнозам правительства, доля беднейшего населения страны уменьшится с 20,6 процента до 15 процентов, а к 2007 году - до 11 процентов. Поскольку летом Думой был принят закон об отмене льгот, Жуков поспешил заверить, что после их отмены нуждающиеся категории населения (ветераны и инвалиды) жить хуже не станут. На компенсационные выплаты в следующем году будет выделено 173 миллиарда рублей.
Поясняя вопрос о льготах, глава бюджетного комитета Юрий Васильев заверил думцев, что в бюджете заложена поддержка на случай нехватки денег в регионах. Это - 30 миллиардов рублей, предназначенных для того, чтобы сбалансировать бюджеты субъектов федерации, и еще около 50 миллиардов из разнообразных фондов - на компенсации регионам.
Но в реальности эти цифры означают, что бюджетные деньги на реформу льгот отсчитываются практически вслепую. Ни правительство, ни депутаты, ни сами регионы не знают пока, сколько именно денег им потребуется на монетизацию льгот. А то, что финансовая помощь центра регионам понадобится, не отрицают ни Минфин, ни Дума. Дело в том, что, как пояснил заместитель председателя бюджетного комитета Виталий Шуба, в процессе реформы проявятся так называемые "спящие" льготы. Речь идет о льготах, которыми многие сейчас не пользуются, но при "обналичивании" которых получить деньги захочет всякий, кому они положены.
В целом бюджет-2005, по словам Жукова, является началом проведения кардинальной реформы бюджетной системы, имеющей три главных направления. Первое: принятые Думой законы не только разграничивают полномочия между уровнями бюджетов, но и отменяют нефинансируемые мандаты и осуществляют замену натуральных льгот денежными выплатами.
Второе направление бюджетной реформы - это переход от планирования затрат к программно-целевым методам бюджетного планирования и совершенствованию среднесрочного бюджетного планирования.
При планировании бюджетных расходов используются два основных метода: нормативный и программно-целевой. Нормативный метод используется при планировании расходов на бюджетные мероприятия. Нормативы устанавливаются законом или подзаконными актами и являются основой для составления смет бюджетных учреждений. Нормативы могут быть в виде денежного выражения натуральных показателей, удовлетворяющих социальные потребности, например, норматив на питание одного ребенка в учреждении дошкольного образования в день. Другим видом нормативов являются нормы индивидуальных выплат. Третьей группой нормативов являются нормы расходов и потребления соответствующих услуг в виде физических показателей. Бюджетные сметы расходов составляются на основании натуральных показателей и финансовых нормативов.
Программно-целевой метод бюджетного планирования заключается в системном планировании выделения бюджетных средств на реализацию утвержденных законом или нормативным актом целевых программ. Целевая программа – комплексный документ, целью которого является решение приоритетной на данный период задачи. В зависимости от сложности задач, финансовых и организационно-технических возможностей программы принимаются на срок от 2 до 5-8 лет. Как правило, на 3-5 лет. Программно-целевой метод планирования расходов способствует соблюдению единого подхода к рациональному использованию средств для решения наиболее острых проблем государства, региона, муниципального образования, а также является инструментом выравнивания экономического развития отдельных территорий.
Третье ключевое направление касается административной реформы. В ее рамках проводится масштабная реструктуризация огромной сети бюджетных учреждений, меняется порядок их финансирования и статус. На первом этапе были проанализированы функции федеральных органов исполнительной власти. Примерно треть функций признана избыточными или дублирующими.
С основным докладом по законопроекту выступил Алексей Кудрин. Ключевой момент его речи был посвящен полемике с депутатами, призывающими уже сейчас потратить деньги стабилизационного фонда. Эти средства предлагали использовать, например, для увеличения инвестиций в базовые отрасли экономики. По словам главы Минфина, этого делать ни в коем случае нельзя. Такие эксперименты неизбежно приведут к тому, что увеличится инфляция, и в итоге бедные так и останутся бедными.
Удивление у депутатов вызвал правительственный прогноз среднегодовой цены на нефть - 28 долларов за баррель. Коммунисты посчитали ее в корне неправильной, поскольку реальная цена, по их словам, сегодня превышает 50 долларов. Кудрин в ответ напомнил о том, что еще никто в мире ни разу не смог предсказать серьезное и быстрое падение цен на нефть, тогда как для России все периоды снижения доходов от нефтяного экспорта оказывались очень трудными, причем не только с экономической, но и с политической точки зрения.
Глава Счетной палаты Сергей Степашин выступил с критикой программы действий исполнительной власти. Прежде всего, он обвинил правительство в искусственном занижении бюджетных доходов. Только за счет корректировки ставок экспортных пошлин на нефть можно было бы выручить дополнительно 7 миллиардов рублей.
Кроме того, СП считает завышенными прогнозируемые Минфином потери Пенсионного фонда от снижения единого социального налога, на компенсацию которых планируется выделить 74 миллиардов рублей из стабилизационного фонда РФ. Кудрин парировал, что средства этого фонда не являются неприкосновенным запасом и не должны лежать мертвым грузом, их надо на что-то тратить. А на что именно и в каких объемах - можно будет уточнить при обсуждении бюджета во втором чтении.
Степашин в итоге оценил проект бюджета-2005 как производящий "двойственное впечатление" - с одной стороны он новаторский, а с другой - крайне консервативен, прежде всего с идеологической точки зрения. По расчетам СП, проект бюджета не позволяет решить поставленную президентом задачу удвоения ВВП в течение 10 лет, а медленное сокращение разрыва в доходах между самыми богатыми и бедными слоями населения делает проблематичной борьбу с бедностью.
Тем не менее, глава Счетной палаты призвал депутатов бюджет поддержать, а в дальнейшем исправить его недостатки. Но не факт, что законодательная и исполнительная власти к этому пожеланию прислушаются. Правительство считает проект наилучшим за все последние годы. Так что, возможно, даже в ходе третьего чтения, которое запланировано на 24 ноября, никаких серьезных изменений он не претерпит.
Выступления представителей фракций были предсказуемы: левые против, центристы - "за", ЛДПР, в конечном итоге, тоже "за". Вице-спикер Вячеслав Володин ("Единая Россия") от лица фракции заявил о поддержке бюджета. Володин при этом отметил, что члены его фракции, вместо того, чтобы критиковать внесенный правительством проект бюджета, летом в ходе так называемого "нулевого" чтения серьезно работали над этим документом.
Фракция "Родина" устами своего представителя Сергея Глазьева заявила, что все макроэкономические показатели - лишь "дырка от бублика", они основаны на высоких темпах роста цен внутри страны и благоприятной конъюнктуре мировых сырьевых рынков. Между тем, подчеркнул Глазьев, уже сейчас инфляция составляет не 10 процентов - за год цены на хлеб, сахар, молоко, бензин выросли на 20 процентов. Глазьев также заявил, что правительство мало что делает для обеспечения экономического роста в России. "Смею вас уверить - для нашего населения такое правительство и такая политика не нужны", - сказал он.
Зампред ЦК КПРФ Владимир Кашин разоблачил тайные помыслы властей, разъяснив, что истинной и единственной задачей федерального бюджета является изъятие из оборота 4 триллионов рублей за счет увеличения золотовалютных резервов Центробанка и стабилизационного фонда. Не обошлось и без ритуальных упреков правительству ( "геноцид отечественных сельхозпроизводителей", "ущемление финансовой самостоятельности регионов", "разрушение ЖКХ" и т.д.).
Владимир Жириновский в своем выступлении разнес проект бюджета в пух и прах, напирая на то, что никто не несет ответственности за исполнению бюджета. Однако речь лидера ЛДПР не означала, что жириновцы не собираются поддержать бюджет.
По сути, обсуждения как такового и вовсе не получилось. Государственная Дума образца 2004 года - совсем не та, что была 10 лет назад, когда каждое принятие бюджета превращалось в драматический театр. Сегодня обсуждение бюджета предметом яростных думских дискуссий не является. 5 лет назад о таком счастье в правительстве могли только мечтать. Мечта сбылась. Деньги поделены, правительство с депутатами обо всем договорилось. Осталось добавить - правильной дорогой идете, товарищи.
Проект бюджета-2005 исходит из консервативного прогноза среднегодовой цены российской нефти в будущем году на уровне 28 долларов США за баррель и роста ВВП страны на 6,3 процента. Среднегодовой курс рубля в следующем году прогнозируется на уровне 30 рублей за один доллар, объем ВВП в абсолютном выражении - 18,72 триллиона рублей. Доходы федерального бюджета РФ в 2005 году запланированы на уровне 3 триллионов 326,08 миллиардов рублей, или 17,8 процента ВВП, расходы - 3 триллиона 047,97 миллиарда рублей, или 16,3 процента ВВП, профицит бюджета - 278,11 миллиарда рублей, или 1,5 процента ВВП. Бюджет предусматривает увеличение расходов на борьбу с терроризмом по сравнению с 2004 годом на более чем 150 миллиардов рублей.
Среди налоговых доходов больше всего денег принесет казне налог на прибыль (1,6 триллиона рублей), и это даже больше, чем все вместе взятые неналоговые доходы (1,2 триллиона рублей). Среди неналоговых сборов более всего дохода принесет стране внешнеэкономическая деятельность - 919 миллиардов рублей. Штрафы и административные платежи дадут казне по 8 миллиардов рублей.
Со следующего года страна переходит на трехлетний прогнозный цикл. Поэтому вместе с проектом бюджета следующего года правительство на этот раз прислало в Думу "довесок" - прогноз социально-экономического развития России до 2007 года. Объем инвестиций в экономику, по прогнозу правительства, возрастет с 2,7 триллиона рублей в нынешнем году до 4,9 триллиона рублей в 2007 году, а прибыль по всем видам деятельности увеличится с 1,9 до 3,2 триллиона рублей. Численность населения в России за это время сократится с 143,8 до 141,7 миллиона человек.
Сергей Карамаев