Время для проведения "операции преемник", то есть процедуры мирной и внешне законной передачи власти из рук правителей, занимающих свои посты с начала девяностых, в руки выбранных ими надежных людей, рано или поздно наступает в любой стране, бывшей когда-то частью СССР. Такие операции обычно не обходятся без сообщений о нарушениях и обвинений власти в фальсификациях. Однако если в таких странах, как Грузия, поствыборный скандал смог привести к смене власти путем бескровной революции, то руководство Абхазии спит спокойно - отсутствие у республики официального статуса и высокая степень сплоченности нации перед лицом "грузинского агрессора" наверняка заставят абхазов согласиться на указанного властью кандидата и забыть о якобы имевших место нарушениях избирательного законодательства.
3 октября в республике Абхазия состоялись выборы президента. Хотя они и стали первыми альтернативными выборами в истории непризнанной республики, день прошел не особо торжественно. Так как республики Абхазия де-юре не существует, что делает сам вопрос о легитимности выборов бессмысленным, за голосованием наблюдали не представители ООН и ОБСЕ, а депутаты Госдумы РФ, исполняющий обязанности заместителя Генпрокурора в ЮФО РФ Владимир Колесников, а также главы МИДов других непризнанных республик - Приднестровья, Нагорного Карабаха и Южной Осетии. Для полноты картины абхазам не хватало разве что присутствия на выборах наблюдателей с Турецкого Кипра.
Выборы президента Абхазии проходили на 190 избирательных участках. В избирательные списки попали более ста пятидесяти тысяч местных жителей (назвать точное их количество до выборов было сложно из-за различия официальных и неофициальных данных). Чтобы проголосовать, каждый избиратель мог предъявить старый советский паспорт, советский загранпаспорт 40-й, 41-й и 42-й серии или форму № 9 - документ со штампом о прописке. Пикантной особенностью выборов в Абхазии являлся тот факт, что почти все голосовавшие и все пять кандидатов могли похвастаться также российским паспортом и гражданством РФ.
Голосующий житель Абхазии, в кармане которого лежит российский паспорт, мог бы стать символом прошедших в республике выборов. Собственно, единственное, что кого-либо интересует в связи с абхазскими выборами - это отношение будущего президента к двум государствам - России и Грузии. От этого будет зависеть не только судьба самой республики, степень ее близости к РФ и готовность к переговорам с грузинским руководством, но и ответ на вопрос о том, чего следует ждать населению Абхазии от жизни - мира или все же войны.
Впрочем, на первый взгляд, никакой возможности варьировать предвыборную программу в части международных отношений у кандидатов не было. Антигрузинские настроения в республике столь сильны, что идти на выборы с прогрузинскими лозунгами мог бы только кандидат-камикадзе. А экономическая зависимость большинства абхазского населения от РФ заставляла всех без исключения претендентов на пост президента говорить о стремлении к партнерству с Россией. С другой стороны, озвучить мечту многих абхазов о присоединении к РФ в качестве субъекта федерации потенциальные президенты из соображений политкорректности тоже не могли, предпочитая говорить о том, что республика должна добиваться полной независимости, оставаясь при этом партнером России.
Ясное дело, пророссийская риторика удавалась лучше всего действующему премьер-министру Раулю Хаджимбе. В наличии у него тесных связей с Россией не мог бы усомниться никто. Во-первых, Хаджимба является главным героем абхазской версии "операции преемник" - то есть протеже первого и бессменного президента и большого друга России Владислава Ардзинбы. Летом этого года Хаджимба был принят лично президентом РФ Владимиром Путиным. Факт этой исторической встречи бы запечатлен на фотопленку и растиражирован в виде предвыборых плакатов. Именно в компании с главой российского государства и был изображен Хаджимба на своих агитационных материалах.
Достижения Хаджимбы на его предыдущем рабочем месте также говорят о его пророссийской ориентации. Сейчас именно ему приписываются такие победы, как достижение соглашения о выдаче жителям Абхазии российских паспортов и пенсионных удостоверений, заключение ряда контрактов на поставку в Россию абхазской сельхозпродукции, возобновление железнодорожного сообщения между Россией и Сухуми.
Само собой, близость "кандидата власти" к России наложила отпечаток и на использовавшиеся им предвыборные технологии. Все они кажутся творением рук московских политтехнологов. 30 сентября, например, в Абхазии праздновали день независимости. По этому случаю в Сухуми был организован концерт с участием такой звезды эстрады, как Иосиф Кобзон. Мероприятие, естественно, превратилось в агитационное шоу в пользу премьер-министра. Кроме этого, в день выборов в Гальском районе Абхазии произошел небольшой инцидент - люди услышали там то ли взрыв, то ли выстрел из гранатомета. Для нервных жителей непризнанной республики этого небольшого события было достаточно, чтобы испугаться начала грузинского наступления и проголосовать за кандидата, который уж точно сможет добиться защиты от Тбилиси.
Избирательный штаб Хаджимбы старался вовсе не зря. Дело в том, что, как бы ни любили жители Абхазии Россию, экономическое положение в республике уже много лет (а Владислав Ардзинба находился у власти более десятилетия) остается очень тяжелым. Поэтому до выборов рейтинг кандидата от власти составлял 30 процентов - на 7 процентов меньше, чем у кандидата от оппозиции - Сергея Багапша.
"Абхазский Чубайс" Сергей Багапш (а этот человек занимает в данный момент пост гендиректора компании "Черноморэнерго") мог бы стать символом надежды населения республики на лучшее экономическое будущее. В частности, он уже некоторое время продвигает проект превращения Абхазии в международную офшорную зону. Естественно, подобно тому, как в России все партии старались перед выборами назваться "партиями Путина", Багапш тоже боролся с Хаджимбой за звание "кандидата от России". Однако некоторые люди в республике все же считали Багапша тайным союзником Грузии.
Косвенно это предположение подтверждалось и поведением грузин. На днях госминистр Грузии по вопросам урегулирования конфликтов Георгий Хаиндрава заявил, что для Тбилиси наиболее приемлемой являлась кандидатура Рауля Хаджимбы. По вполне очевидной логике, абхазы, собиравшиеся голосовать за Хаджимбу, должны были изменить свое намерение после такого выражения поддержки кандидату со стороны Тбилиси. Ясно, что грузинский министр был в курсе этой ситуации и попытался с помощью своего высказывания снизить рейтинг премьер-министра. Естественно, все подобные усилия должны были пойти на пользу главному конкуренту Хаджимбы - Сергею Багапшу.
Правда, задолго до выборов было ясно, что попытка привести к власти Багапша имела мало шансов на успех. Все оппозиционные силы Абхазии заранее готовились к тому, что действующий президент не преминет воспользоваться административным ресурсом ради того, чтобы отдать кресло "своему человеку". Действительно, хотя наблюдатели и отметили, что выборы в Абхазии прошли без особых нарушений, по-настоящему независимыми назвать следивших за ходом голосования представителей РФ или Южной Осетии нельзя. А представители штабов всех, кроме Хаджимбы, кандидатов в президенты ставят честность прошедших выборов под сомнение.
Правда, в настоящий скандал могла бы вылиться только история с дополнительными списками. Сергей Багапш и еще один кандидат - Анри Джергения - обратились в ЦИК в связи с имевшимися у них данными о нарушениях, допущенных при использовании этих списков. Дело в том, что в списках, составленных, как того требует закон, за 10 дней до начала голосования, значились 115533 человека. В день выборов эти списки были расширены еще на несколько десятков тысяч человек. По утверждению ЦИК, это произошло потому, что граждане пенсионного возраста недавно оформляли пенсии и не имели паспортов, а, значит, не могли зарегистрироваться, в результате чего списки и пришлось дополнять в последний день. С другой стороны, общеизвестно, что подобные манипуляции очень часто используются для фальсификации результатов голосования.
Как бы там ни было, уже в ночь с воскресенья на понедельник ЦИК Абхазии сообщил предварительные результаты выборов. Согласно ЦИКу, президентом республики скорее всего станет Рауль Хаджимба, набравший 52,84 процента голосов при явке в 62-63 процента избирателей. Что касается Сергея Багапша, то этот кандидат набрал, по официальной предварительной информации, 33,58 процентов голосов. На третьем месте, немного недобрав до 10 процентов, оказался Сергей Шамба - бывший министр иностранных дел республики. Таким образом, "кандидату от власти" удалось, судя по всему, пройти в президенты уже в первом туре.
Победа Хаджимбы означает, что в настоящий момент никакого особого поворота в российско-абхазско-грузинских отношениях не произойдет. Тот факт, что РФ поддерживала на выборах ставленника Ардзинбы, подтверждает, что российская политическая и экономическая элита заинтересована в консервации нынешней абхазской ситуации.
Елена Любарская