До сих пор космос являлся исключительной прерогативой государств. Долгие десятилетия отправку людей в околоземное пространство могли обеспечить только две страны - СССР (а впоследствии Россия) и США. В прошлом году к ним добавился Китай, пославший на орбиту первого китайского космонавта. Стран, которые освоили запуск спутников, чуть больше, но и их во всем мире существует не больше десятка.
А людей, желавших совершить полет в космос, пусть и за свой собственный счет, было много всегда. Удалось это пока лишь двоим - американцу Деннису Тито и южноафриканцу Марку Шаттуорту, купившим билеты в "турполет" на российском космическом корабле "Союз" за 20 миллионов долларов каждый. Причем было бы у России достаточно своих денег на космос, не видать бы иностранным "туристам" Землю в иллюминаторе. Но это были разовые акции, призванные удовлетворить амбиции отдельных миллионеров и чуть-чуть подлатать бюджет российской космической отрасли.
Частные космические полеты с туристическими целями на регулярной основе - дело принципиально иное. Они в десятки раз дешевле, на подготовку к ним у туриста уйдет максимум неделя, и государство в это дело вмешиваться не будет. Оно лишь выдаст лицензию на проведение суборбитального космического полета, а во многих странах (например, в Мексике) и этого делать не надо.
Но у частных компаний для этого нет пока самого главного - подходящих летательных аппаратов. NASA им в этом не помощник, так как связано собственными амбициозными проектами - Международной космической станцией, запуском спутников и межпланетных летательных аппаратов. У России не хватает денег на осуществление текущих космических программ. Остальные государства не имеют необходимой инфраструктуры для подобных проектов. Получается, что осваивать этот участок должны сами частные лица. Раньше других это понял американский бизнесмен Питер Диамандис, учредивший фонд Ansari X Prize.
Фонд был создан группой американских бизнесменов во главе с Диамандисом в мае 1996 года. Его учредители провозгласили своей главной целью создание новой отрасли - космического туризма и коммерческого использования космоса.
У фонда есть исторический аналог - в первой трети 20-го века правительствами разных стран, частными лицами, компаниями, газетами были учреждены в общей сложности более сотни призов в области авиации. Они первыми оценили возможности нового по тем временам вида транспорта. Один из таких призов - 25 тысяч долларов, обещанных владельцем сети гостиниц Рэймондом Ортейгом за первый беспосадочный перелет из Нью-Йорка в Париж, - получил американский пилот Чарльз Линдберг. Причем в погоне за этим призом в общей сложности были совершены девять трансатлантических перелетов, а четверо пилотов погибли. Именно конкуренция, возникшая среди авиастроительных фирм и просто энтузиастов, превратила авиацию из дорогой игрушки в индустрию с годовым оборотом в 250 миллиардов долларов. Сама идея основать фонд возникла у Диамандиса после того, как он прочел книгу Линдберга о его сумасшедшем, по меркам двадцатых годов прошлого века, перелете.
Фонд базируется в городе Сент-Луис, штат Миссури. Город избран неспроста. Именно бизнесмены из Сент-Луиса в свое время собрали необходимые средства и помогли Линдбергу построить его знаменитый самолет, на котором тот в 1927 году пересек Атлантический океан. Самолет, кстати, назывался Spirit of St. Louis, то есть "Дух Сент-Луиса". Вот и нынешние сент-луисские бизнесмены пригласили фонд Диамандиса к себе, поскольку хотят, чтобы их город снова получил известность как один из центров авиакосмической промышленности Соединенных Штатов (мало кто помнит, что спускаемые аппараты первых американских космических кораблей Mercury и Gemini, предшественников знаменитого Apollo, строились именно там).
Кстати, изначально фонд X PRIZE был учрежден в городе Роквилл, штат Нью-Джерси, а с группой бизнесменов из Сент-Луиса Диамандиса свели уже потом. Но те быстро выдвинули идею возрождения технологической славы своего города. Один из них, Эл Керт, предложил использовать тот же финансовый механизм, что когда-то помог Линдбергу. По идее Керта, необходимо создать группу из ста бизнесменов, каждый из которых внесет по 25 тысяч долларов в призовой фонд. За первый месяц в фонд вступили десять человек, сейчас их уже шестьдесят пять.
18 мая 1996 года при большом стечении публики и прессы в Научном центре Сент-Луиса Питер Диамандис объявил о старте соревнования.
Организаторам удалось привлечь к проекту очень известных людей. Среди них второй человек, ступивший на Луну, - Эдвин "Базз" Олдрин, знаменитый писатель Том Клэнси, первый космический турист Деннис Тито, знаменитый фантаст Артур Кларк, внук Чарльза Линдберга Эрик. Нынешнее свое название фонд получил от фамилии самых щедрых спонсоров - семейства Ансари, которое перечислило ему сразу миллион долларов.
В основе конкурса лежит простая идея - космос должен быть открыт для всех, а не только для государственных агентств и супербогатых людей. Ansari X Prize учредил приз в 10 миллионов долларов США, который получит команда, первой выполнившая следующие условия:
1. На частные средства будет спроектирован, построен и успешно запущен летательный аппарат, который доставит трех взрослых людей ростом 188 сантиметров и весом 90 килограммов каждый на высоту 100 километров. В условиях конкурса особо оговаривается, что получение любого вида финансирования и поддержки от государственных структур запрещено.
2. Этот аппарат успешно вернется на Землю, экипаж и пассажиры после возвращения должны быть здоровы.
3. Повторный полет на том же летательном аппарате будет осуществлен в течение двух недель после первого, причем в процессе подготовки к нему разрешается заменить не более десяти процентов деталей, считая от общего веса летательного аппарата (без учета горючего).
4. Оба полеты должны быть осуществлены до 1 января 2005 года.
Для участия в конкурсе зарегистрировались двадцать четыре команды. Большинство из них - американские, но есть также команды из Канады, Израиля, Аргентины, России, Великобритании.
До завершения конкурса осталось три месяца. Победитель уже почти известен - это американская компания Mojave Aerospace Ventures, совместное предприятие, организованное двумя фирмами: Scaled Composites и Vulcan. Первая из них отвечает за технологическую часть проекта, вторая - за финансовую. Во главе обеих фирм стоят выдающиеся личности, о которых стоит рассказать особо.
Scaled Composites в 1982 году создал и возглавил Берт Рутан, всемирно известный авиаконструктор. Его компания строит лишь экспериментальные модели и не продает их. Тем не менее, достижения Рутана более чем впечатляют - начиная с 1975 года, Берт завоевал более двух десятков различных наград на престижных авиационных конкурсах, в том числе за строительство самолета Voyager. В 1986 году эта уникальная двухместная машина впервые в истории облетела за 9 дней без посадки и дозаправки весь земной шар (40212 километров). Среди прочих, был еще самолет Proteus, установивший в 2000 году три мировых рекорда высоты и грузоподъемности.
Компания Scaled Composites официально объявила о своем участии в проекте Ansari X Prize 28 января 1997 года. Примерно в марте 2001 года в прессу просочились слухи, что у проекта Берта Рутана появился некий спонсор, который предоставил ему значительные средства на проведение проектных, констукторских и прочих работ. Имя спонсора держалось в тайне до 17 декабря 2003 года. В этот знаменательный день построенный Scaled Composites суборбитальный самолет SpaceShipOne (SS1) совершил первый сверхзвуковой полет, и компания опубликовала пресс-релиз, в котором раскрыла имя своего спонсора.
Им оказался владелец фирмы Vulcan Пол Аллен, который в свое время вместе с Биллом Гейтсом стоял у истоков компании Microsoft, а в настоящее время финансирует множество различных проектов в области информатики, медицины, создания искусственного разума и так далее. Нынешнее состояние Аллена журнал Forbes оценивает в 21 миллиард долларов.
На проект TierOne (постройка и запуск суборбитального космического летательного аппарата SS1) Аллен дал двадцать миллионов долларов. По его меркам - немного. Он сам называет проект не очень затратным. По сути, проект целиком осуществлялся на средства Пола Аллена и принадлежит ему.
Система, предложенная Mojave Aerospace Ventures, включает в себя дозвуковой реактивный самолет-носитель White Knight и сверхзвуковой крылатый пассажирский аппарат SpaceShipOne, оснащенный гибридным ракетным двигателем (ГРД). Конструкция обоих летательных аппаратов почти полностью изготовлена из углерод-углеродного композитного материала (КМ).
Полет начинается со взлета самолета-носителя и подъема на высоту примерно до 15 километров, где производится сброс пассажирского аппарата. Здесь пилот переводит SpaceShipOne в горизонтальное планирование с небольшим набором высоты (кабрирование) и включает ГРД фирмы SpaceDev. Он работает на топливе, основа которого - сополимер полибутадиена. Фактически, это смесь каучука с закисью азота, известной как веселящий газ. Смесь не летуча, экологически более чиста и безопаснее других видов ракетного топлива. Побочные продукты - водяной пар, углекислый газ, угарный газ и водород.
За 65 секунд горения перегрузки достигают 3-4 единиц, а скорость - числа Маха=3,5. После выгорания топлива аппарат продолжает полет к "потолку", а затем начинает свободное падение, заканчивающееся планированием и горизонтальной посадкой на взлетно-посадочную полосу (ВПП).
Разработка концепции началась в 1997 году, продолжалась 4 года и включала расчеты с использованием вычислительной газодинамики CFD (computational fluid dynamics), испытания теплозащиты, теплостойких окон и сбросы моделей. С самого начала Рутан стремился уйти от сложной системы управления, которая необходима таким аппаратам, как Space Shuttle, для того, чтобы пережить вход в атмосферу. В идеале на этом этапе полета аппаратом лучше вообще не управлять.
Поскольку и самолет-носитель, и пассажирский аппарат имеют дешевое, простое и надежное ручное управление, Рутан искал конфигурацию, которая была бы достаточно "спокойна" к балансировке как на больших углах атаки (вход в атмосферу с высокой сверхзвуковой скоростью), так и обеспечивала бы высокую подъемную силу при горизонтальном полете с дозвуковой скоростью и планирующей посадке.
Решением стало изменение геометрии SpaceShipOne при входе в атмосферу (маневр, получивший название shuttlecock) - отклонение вверх хвостовых балок со стабилизаторами, расположенными на концах короткого широкого крыла; аэродинамические и тепловые нагрузки приходятся на нижнюю часть фюзеляжа и крыла, стоящих против потока, а устойчивость и управляемость обеспечивают хвостовые кили с рулями, стоящие по потоку.
Итак, после выключения ГРД и разворота хвостовых балок в положение входа в атмосферу экипаж и пассажиры SpaceShipOne имеют примерно три с половиной минуты для того, чтобы "насладиться невесомостью и видами Земли из космоса". Затем пилот ориентирует SpaceShipOne для спуска (хотя конфигурация позволяет обойтись "без посторонней помощи"). Пиковые перегрузка при спуске не превышают 5 единиц (4 единицы - в течение примерно 20 сек).
Затем, когда нагрузки снижаются и скорость со сверхзвуковой переходит на дозвуковую, балки возвращаются в нормальное положение, пилот снова берет управление на себя и сажает SpaceShipOne как обычный планер на взлетно-посадочную полосу со скоростью примерно 200 километров в час.
Для повышения эффективности на высоких сверхзвуковых скоростях поверхности управления SpaceShipOne имеют толстые задние кромки. Поверхностей управления на самом крыле нет. Креном и тангажем управляют элевоны и рули направления на хвостовых балках. Из-за падения эффективности аэродинамических поверхностей на высоких сверхзвуковых скоростях для отклонения ручек и педалей требуются очень большие усилия - не менее 90 килограмм-сил (кгс). Здесь на помощь рукам пилота приходят электрические сервоусилители.
После выхода из атмосферы ориентация аппарата осуществляется соплами на сжатом осушенном воздухе, баллоны с которым (давлением 410 атмосфер) расположены в кабине. Ручка и педали имеют датчики, обеспечивающие работу электропневмоклапанов, распределяющих газ по соплам.
При маневре shuttlecock хвостовые балки отклоняются пневмоприводами; элевоны при этом механически блокируются, но рули и балансировочные триммеры работают. Угол атаки выдерживается в промежутке от 53o (при М=3) до 65o (при М<1). Скорость спуска очень высока - по существу аппарат падает почти вертикально вниз и лишь на высоте 3-5 километров переходит на горизонтальный полет.
Пиковая температура нагрева аппарата составляет примерно 590oС. Приблизительно 25 процентов поверхности SpaceShipOne покрыто абляционным материалом толщиной примерно 0,9 мм, который можно заменять между полетами. Остальная часть обшивки окрашивается белой краской. Кромка крыла имеет более солидную теплозащиту, хотя расчеты и тесты показали - даже если защита разрушается, повреждаются только два внешних слоя КМ, и нагрев не затрагивает внутренние слои и сотовый заполнитель, что делает конструкцию вполне безопасной.
Несмотря на ручное управление, авионика аппарата довольно внушительна. Она включает автономную инерциальную систему навигации, корректируемую по сигналам приемника GPS, и визуальную систему привода на посадочную ВПП.
Единственная гидросистема на аппарате - колесные тормоза. Баллоны со сжатым воздухом служат для привода отклонения хвостовых балок, реактивных двигателей ориентации, системы обдува окон и поддержания давления в кабине. Шасси выпускаются вручную (пружинами). Электроснабжение - от литиевых батарей. Время полета с момента отделения от самолета-носителя до посадки - 30 минут.
White Knight построен по двухбалочной схеме, характерной для некоторых изделий разработки Берта Рутана, - фюзеляж с кабиной экипажа и узлами внешней подвески полезного груза (ПГ) находится в центре крыла (размахом 25 метров и площадью 43,5 м2), между балками, оканчивающимися Т-образным хвостовым оперением.
По бокам фюзеляжа-носителя установлена пара форсажных ТРДД General Electric J85-GE-5 тягой по 1750 кгс, снятых со сверхзвукового учебно-тренировочного самолета Northrop T-38. Поскольку скорость White Knight никогда не превысит М=0,6, да и то на большой высоте, это, возможно, самый медленный в мире реактивный самолет. Такие двигатели и огромное крыло при сравнительно скромной стартовой массе должны позволить ему достичь высоты полета более 16 километров. В фюзеляже установлен дополнительный ГРД. Кабина герметизирована; в ней поддерживается давление как на высоте 1800 метров над уровнем моря. Для сбора СО2 применяется поглотитель, хотя полет столь короток, что фактически никакой специальной системы газообмена не требуется - за исключением компенсации утечек, которые восполняются из воздушных баллонов (примерно 2,84 м3/мин). Во время испытаний три человека провели в "запечатанной" кабине 3 часа.
Избыточная прочность кабины позволяет обойтись без скафандров - есть только аварийные баллоны с кислородом и маски. Во время полета под носителем SpaceShipOne нагревается горячим воздухом из двигателей последнего; теплоизоляция стенок при "космическом полете" удерживает температуру в пределах от -6 до +25°С.
Одна из интересных особенностей системы - идентичные кабины и единые элементы управления самолета-носителя и пассажирского аппарата. Кабина имеет отверстия, открываемые вручную для защиты от перегрева в летнее время при полетах на высоте ниже 3000 метров. Поскольку давление в кабине при "космическом полете" падает ниже атмосферного, после спуска до высоты менее 1800 метров отверстия откроются автоматически. "Носок" кабины с рулевыми педалями и приборной доской откидывается, образуя большой входной люк диаметром "в свету" 91 сантиметр. Люк диаметром 66 сантиметров с левого борта при рулежке обычно остается открытым - для охлаждения.
В системе нет катапультных кресел - они признаны тяжелыми, сложными и дорогими. В случае аварии экипаж покидает аппараты через передние и боковые быстрооткрывающиеся люки и выбрасывается с парашютами.
Еще одна отличительная особенность обоих аппаратов - необычное остекление кабины, делающее их похожими на фантастические корабли с картин художника Чесли Бонстила второй половины 1950-х. Учитывая большую разницу давления и необходимость хорошего обзора (в особенности для пассажиров), разработчики перешли от единого фонаря к множеству круглых иллюминаторов. Наведение с земли и современные технологии предотвращения столкновений помогают "расширить" ограниченную зону обзора при взлете и посадке.
Остекление иллюминаторов диаметром 43 сантиметра - двухпанельное; во внешних теплозащитных стеклах (поликарбонат толщиной 8 миллиметров) есть отверстия, благодаря чему нагрузка от кабинного давления приходится на внутренние стекла (плексиглас толщиной 8 миллиметров), которые при этом прогибаются на 5 миллиметров.
Первый полет SS1 состоялся 19 мая 2003 года. Самолет-носитель White Knight и SS1 поднялись в воздух в сцепке.
Звуковой барьер SS1 впервые преодолел 17 декабря 2003 года во время одиннадцатого испытательного полета. Этот тест был первым, в ходе которых использовался гибридный ракетный двигатель SS1. Ранее аппарат совершал полеты только в режиме свободного планирования. В ходе полета SS1 был поднят на высоту 14,4 километра самолетом-носителем, за штурвалом которого сидел пилот Питер Зиболд. Затем SS1 отделился от носителя и некоторое время продолжал планирующий полет на скорости 0,55М. Затем летчик Брайан Бинни включил ракетный двигатель и направил SS1 вверх. Через 9 секунд SS1 успешно преодолел звуковой барьер. Двигатель работал всего 15 секунд, за которые SS1 набрал скорость 1,2М. Во время посадки SS1 на аэродроме Мохаве произошла небольшая авария. Из-за поломки левого шасси SpaceShipOne съехал со взлетно-посадочной полосы с опущенным вниз левым крылом. Однако повреждения в результате аварии были минимальными. Пилот также не пострадал.
8 апреля SpaceShipOne второй раз преодолел звуковой барьер. В ходе этого испытания частный космический корабль поднялся на высоту в 32 километра и во время полета в два раза превысил скорость звука. Ракетный двигатель корабля включался всего на 40 секунд. За штурвалом находился Питер Зиболд.
13 мая SpaceShipOne совершил третий по счету полет с использованием своего ракетного двигателя. В ходе полета аппарат, управляемый летчиком-испытателем Майком Мелвиллом, поднялся на рекордную высоту в 64,6 километра. Это весьма впечатляющий результат, если учесть, что обычные гражданские самолеты редко поднимаются выше 12 километров, а для получения от NASA официального статуса астронавта необходимо подняться на высоту 80,5 километра.
21 июня состоялся пятнадцатый по счету полет SpaceShipOne. Он будет считаться первым в истории космическим полетом, подготовленным и осуществленным без малейшего участия государственных структур. Корабль поднялся на высоту 100,1 километра и находился на ней в течение трех с половиной минут. В ходе полета корабль испытал технические проблемы. У машины отказала система управления, и пилот Майк Мелвилл активировал дублирующую. Проблемы с управлением возникли из-за того, что привод одного из закрылков оказался заблокирован стопором, так что закрылок не отреагировал вовремя на команду пилота, а корабль отклонился от курса. Из-за этой неполадки пилоту пришлось переходить на ручное управление. Впрочем, исправить проблему удалось достаточно быстро. Этот полет SpaceShipOne был объявлен открытым для публики. Его свидетелями стали более одиннадцати тысяч человек. По завершении полета Майк Мелвилл был официально объявлен астронавтом и получил соответствующую эмблему из рук представителя Федеральной Администрации по авиации.
В сентябре SpaceShipOne оснастили новым, более мощным двигателем.
29 сентября состоялся первый официальный полет SpaceShipOne в рамках конкурса Ansari X Prize. Двигась кругами, самолет-носитель вывел SpaceShipOne на высоту около 15 километоров. Затем корабль отстыковался от носителя, после чего все тот же пилот Майк Мелвилл включил ракетный двигатель, проработавший примерно 77 секунд. Далее SpaceShipOne продолжил движение по инерции и достиг высоты 102,9 километра. Эту высоту зафиксировали радары военно-воздушной базы Эдвардс. Максимальная скорость корабля превысила 3200 километров в час. Возращение на землю заняло примерно 25 минут. И в этом полете возникли проблемы. В верхней точке SpaceShipOne потерял устойчивость и начал вращение по спирали. Машина выполнила 40 незапланированных "бочек".
Впрочем, пилоту удалось достаточно быстро справиться с этой проблемой. Во время полета роль положенных по условиям конкурса пассажиров заменяли различные предметы, а общая масса полезной нагрузки составила 270 килограммов. В нее входило оборудование фонда Ansari X Prize для наблюдения за полетом, видеокамеры, урна с прахом матери Берта Рутана, книга Чарльза Линдберга "Дух Сент-Луиса", плюшевый мишка Теренс и многое другое.
В соответствии с правилами конкурса, следующий полет SpaceShipOne должен быть осуществлен не позднее 13 октября. Берт Рутан запланировал его на 4 октября, очередную годовщину запуска первого искусственного спутника земли.
Кроме того, Scale Composite имеет долгосрочный план, известный под названием task21 (задача 21). Чтобы доказать, что суборбитальный полет представляет собой рутинную операцию, компания планирует осуществлять их каждый вторник в течение двадцати недель подряд. Правда, дата начала таких полетов еще не объявлена.
Основное внимание экспертов, помимо Scale Composite, было обращено на две команды: американскую Armadillo Aerospace и канадскую da Vinci Project.
Во главе первой стоит глава компании id Software Джон Кармак, он же автор знаменитых компьютерных игр Doom-3 и Quacke. Его проект называется Black Armadillo ("Черный броненосец"). 7 августа этого года ракета Кармака потерпела крушение. Во время испытаний она поднялась на высоту около 180 метров, но потом прекратилась подача топлива, и ракета упала на землю, ударившись боком и развалившись на части. К счастью, в ракете никого не было.
Высота "Черного броненосца" составляла чуть больше 7 метров, диаметр - около 1,5 метров. Четыре ракетных двигателя питались перекисью водорода из одного бака объемом 6 тысяч литров. "Броненосец" должен был вертикально стартовать с Земли и через 15 минут приземлиться на парашюте. По идее, двигатели должны были работать первые 145 секунд полета, ожидалось, что к этому моменту ракета достигнет высоты 56,3 километра. Затем должны были следовать подъем по инерции до пиковой высоты в 107 километров и баллистический спуск.
До самого последнего времени Da Vinci Project считался основным конкурентом проекта Scale Composite. Канадский Проект состоит из двух элементов: капсулы Wild Fire Mark VI с ракетными двигателями и наполненного гелием воздушного шара, который должен доставить капсулу на высоту старта (около 24,5 километра). Воздушный шар канадцы проверили в ходе проведенных испытаний в начале сентября и запланировали следующий тест на 2 октября. Но затем перенесли его на более поздний срок - не то из-за проблем со страховкой, не то из-за нехватки деталей. Впрочем, теперь это уже не имеет значения. Против команды Берта Рутана, который пользуется финансовой поддержкой Пола Аллена, у команды Da Vinci Project шансов нет.
Успехи Берта Рутана не прошли незамеченными для эксцентричного британского миллиардера Ричарда Брэнсона, владельца группы компаний Virgin. Неделю назад, еще до осуществления первого официального полета SS1 в рамках конкурса Ansari X Prize, Брэнсон сообщил о подписании контракта с Mojave Aerospace Ventures о строительстве пяти суборбитальных кораблей Virgin Galactic SpaceShip. Сумма контракта, рассчитанного на 15 лет, составляет 20 миллионов долларов и может варьироваться в зависимости от количества построенных кораблей.
Первый из туристических кораблей назовут VSS Enterprise. Конструктивно и даже по внешнему виду он будет напоминать SpaceShipOne, но новый челнок сможет доставлять в ближний космос уже пять пассажиров (не считая пилота). "Турпоездка" в пустыню Мохаве займет неделю, но в основном в это время будут проходить подготовка и тренировки, а сам рейс займет всего три часа, из которых три минуты составит фаза невесомости на высоте более 100 километров над нашей планетой.
Космическо-туристическим бизнесом займется специально созданное подразделение компании Брэнсона - Virgin Galactic. Оно, по сути, станет первым в мире космическим туроператором. Билет в космос будет стоить клиентам Брэнсона 207 тысяч долларов. Миллиардер считает, что в ближайшие пять лет сможет отправить в космос до трех тысяч астронавтов-любителей. На пресс-конференции в Королевском астрономическом обществе Брэнсон заявил, что хочет сделать космические полеты более доступными. "Прогресс позволит каждой стране мира иметь своих собственных астронавтов, а не избранных одиночек", - сказал миллиардер. Первый полет VSS Enterprise с туристами на борту планируется совершить уже в 2007 году.
Пока Берт Рутан и его коллеги борются за Ansari X Prize, владелец сети гостиниц и казино из Лас-Вегаса Роберт Бигелоу (Robert Bigelow) объявил свой собственный конкурс America's Space Prize. Дело в том, что Бигелоу развивает проект создания космических гостиниц и уже испытывает отдельные элементы и прототипы будущего орбитального отеля. Работа ведется в сотрудничестве с NASA. С этой целью Бигелоу создал компанию Bigelow Aerospace.
В качестве базы для своего проекта команда Бигелоу использовала проект национального агентства - надувной модуль TransHab, который когда-то проектировался для Международной космической станции, но не был востребован. При выводе в космос (в сжатом состоянии) модуль занимал бы не много места, а после накачивания предоставлял бы своим обитателям внушительные 330 кубометров полезного пространства. Толщина стенок модуля составляет 30 сантиметров. Они выполнены из множества слоев резины, различных полимеров и кевлара, применяемого в бронежилетах, так что могут противостоять не только внутреннему давлению, но и микрометеоритам.
Теперь проект модуля превращен в проект орбитальной гостиницы Nautilus, разумеется, с соответствующими переделками. Сейчас элементы и прототипы отеля испытываются в лабораторных условиях. А уже в конце следующего года компания намерена испытать на орбите прототип в одну треть полной величины. Бигелоу нужен космический корабль для доставки постояльцев к гостинице и для ее обслуживания. С этой целью и организован конкурс America's Space Prize, победитель которого получит 50 миллионов долларов, а кроме того, ему будет предложен подряд не только на строительство космических кораблей, но и на доставку туристов и грузов к орбитальной гостинице.
К своему будущему космическому кораблю Бигелоу предъявляет особые требования. Корабль должен будет брать на борт не менее семи человек, уметь маневрировать в космосе и иметь возможность пристыковываться к гостинице. Nautilus планируется запустить на высоту 160 километров над Землей. То есть это еще более амбициозный проект, нежели те, которые пытаются осуществить команды, борющиеся за Ansari X Prize. Бигелоу рассчитывает получить в свое распоряжение нужный корабль к концу текущего десятилетия.
Удачное развитие одного или нескольких проектов суборбитальных летательных аппаратов не только открывает рынок космического туризма. Исследование, проведенное Аэрокосмической корпорацией Министерства торговли США в прошлом году, выявило еще целый ряд возможных применений суборбитальных летательных аппаратов. В частности, это может быть удаленное зондирование, эксперименты с микрогравитацией, исследования принципов реактивного движения в интересах обороны. Всем этим областям уделяется недостаточное внимание при использовании существующей сегодня ракетной техники.
Можно говорить и о других областях. В первую очередь, это сверхскоростные пассажиро- и грузоперевозки. Например, еще в семидесятых годах в Советском Союзе был создан проект космоплана, способного перемещать пассажиров и грузы на высоте от 90 до 200 км со скоростью до 30 тысяч километров в час. Однако по финансовым причинам этот проект не удалось реализовать до сих пор. Космоплан, разработанный советскими учеными, предполагалось оснащать ракетными двигателями. По замыслу, он мог бы с успехом применяться для космического туризма.
Берт Рутан и его команда открывают новую эру. Космос перестает быть быть уделом опирающихся на государственную поддержку одиночек. Процесс, как сказал известный политик, пошел. Государственным структурам просто необходимо оказывать "частникам" соответствующую поддержку в виде выдачи необходимых лицензий и прохождении сертификаций. Остальное они сделают сами.
P.S. Пока готовился этот материал, пришло сообщение о том, что второй полет суборбитального космического корабля SpaceShipOne закончился удачным приземлением. Корабль достиг высоты 112 километров. За штурвалом сидел пилот Брайан Бинни. В отличие от прошлого полета, в этот раз все прошло без сбоев. Примерно через час после старта SpaceShipOne отошел от самолета-носителя и достиг необходимой высоты. Таким образом, конкурс Ansari X Prize можно считать завершенным. Десять миллионов долларов достанутся Берту Рутану, а Пола Аллена можно поздравить с очередным удачным вложением капитала.
Михаил Витебский