6 октября 2004 года организация под названием Iraq Survey Group поставила последнюю точку в разговоре о наличии (то есть, отсутствии) в Ираке оружия массового поражения. Организация эта является по данному вопросу "последней инстанцией", так как представляет собой комиссию из 1400 американских, британских и австралийских экспертов по оружию, которые еще в начале июня 2003 года отправились в Ирак по указанию правительств стран коалиции для того, чтобы найти там ОМП или признаки действовавших программ по его изготовлению.
Работать группе было непросто. Например, в январе 2004 года она лишилась своего руководителя. Специалист по оружию Дэвид Кей ушел в отставку, так как не смог найти в Ираке никакого ОМП. "Самое ужасное, что все мы, видимо, были не правы", - сказал он, имея в виду разведку, утверждавшую в 2002 году и в начале 2003 года, что Саддам обладал огромным арсеналом химического, ядерного и биологического оружия. После ухода Кея группу возглавил Чарльз Дьюэлфер (Charles Duelfer), прежде занимавший пост заместителя начальника группы экспертов по оружию в ООН.
Основные положения доклада Iraq Survey Group на сайте вещательной корпорации BBC.
Однако и под руководством Дьюэлфера оружия обнаружить не удалось. Сотрудники группы перевели и прочли десятки тысяч документов, проинтервьюировали (используя различные методы, в том числе и психологическое давление) сотни бывших высокопоставленных иракских чиновников и известных в стране ученых, перевернули всю страну вверх дном и все равно пришли к весьма неутешительным для Буша и Блэра выводам, которые и стали вчера достоянием общественности.
Хотя доклад комиссии и занимает 1000 страниц, его суть можно сформулировать в одном предложении: "К моменту, когда в 2003 году войска коалиции вторглись в Ирак, в этой стране не было ни программ по созданию ядерного, химического или бактериологического оружия, ни арсеналов ОМП". Точка.
Сотрудники группы пришли к выводу, что все военные программы Ирака как, впрочем, и все стратегически важные для страны проекты, находились под полным контролем Саддама Хусейна и стопроцентно зависели от этого человека. Что касается Саддама, то он действительно верил в чудодейственную силу ОМП и считал, что только оно позволит стране защититься от Ирана и Израиля и играть важную роль в ближневосточной политике. В этом Саддам убедился на своем опыте - он был уверен в том, что именно химическое оружие давало ему превосходство во время ирано-иракской войны, и в том, что именно боязнь ОМП не позволила американцам осуществить вторжение в Ирак во время войны в Персидском заливе в 1991 году.
Тем не менее, на протяжении девяностых годов и начала нашего десятилетия Саддам был занят вовсе не производством оружия, а попытками добиться снятия с Ирака санкций ООН, наложенных на страну в 1991 году. Дело в том, что эти санкции привели Ирак в состояние перманентного экономического кризиса, который представлял угрозу для безопасности режима. Поэтому Хусейн действительно свернул программы производства ОМП, стараясь при этом развивать научный и интеллектуальный потенциал страны. Он надеялся вернуться к созданию оружия после снятия санкций.
Иракская программа по производству химического оружия была свернута в 1991 году, и группа не обнаружила никаких признаков ее работы в более позднее время. Уже после вторжения сын Саддама Удай пытался найти в Ираке химическое оружие и использовать его против войск коалиции, но ему не удалось этого сделать. Программа по производству биологического оружия была свернута в 1995 году, так как Хусейну показалось, что инспекторы ООН вот-вот смогут ее обнаружить. Арсеналы биологического оружия были уничтожены еще в 1991 и 1992 годах. Нетронутыми остались только несколько экземпляров, которые были сохранены в надежде на будущее. Производство ядерного оружия было закрыто также в 1991 году. Власти уничтожили все связанные с этой программой документы, кроме документации по нескольким проектам, которую ученые сохранили по собственной инициативе.
Таким образом, утверждения Блэра и Буша о наличии у Саддама действовавших программ по производству ОМП отныне официально признаны ложными. Тем не менее, комиссия признала, что Саддам представлял угрозу для всего мира, так как планировал сразу же после снятия санкций вернуться к производству оружия. Для этого он, в частности, делал все возможное, чтобы не позволить ученым уехать из Ирака или бросить науку. Даже в самые тяжелые для экономики страны моменты Саддам постоянно повышал зарплату научным сотрудникам, работавшим в интересовавших его отраслях.
Кроме этого, комиссия пришла к выводу, что снятие санкций с Ирака было к моменту начала вторжения делом недалекого будущего. Для этого Саддам использовал программу "Нефть в обмен на продовольствие". В случае таких стран как Россия, Китай или Франция, эта программа могла бы называться "Нефть в обмен на политическую поддержку". Политики из этих стран, получившие огромные дивиденды от продажи иракской нефти, превратились в мощное проиракское лобби, способное, в конце концов, добиться отмены санкций.
Последний вывод может стать большим подспорьем для Блэра и Буша, которым, как и прежде, придется оправдывать свое вторжение в Ирак. Они вполне могут заявить, что хотя Саддам и не располагал ОМП, он все же представлял реальную угрозу для мира во всем мире. На самом деле, после того, как отсутствие в Ираке оружия массового поражения признано непреложным фактом, у сторонников вторжения остается последняя возможность оправдать начало войны - доказать, что Саддам помогал террористам. Именно поэтому тема связи иракского диктатора с "Аль-Каедой" стала сейчас настолько чувствительной.
Елена Любарская