В воскресенье информационное агентство Associated Press сообщило о задержании агентами Федерального Бюро Расследований нескольких подозреваемых в подготовке терактов. При этом никаких обвинений, связанных с терроризмом, этим людям предъявлено не было. Их задержали по другим причинам. Заодно ФБР выясняет их возможную причастность к террористической деятельности.
В мае, июле и августе руководители американских правоохранительных органов поднимали на ноги общественность заявлениями об имевшейся у них "надежной информации о подготовке терактов".
Первое предупреждение такого рода было сделано 27 мая. На совместной пресс-конференции генеральный прокурор Джон Эшкрофт и директор ФБР Роберт Мюллер предъявили журналистам фотографии семи предполагемых членов "Аль-Каеды", представляющих опасность и разыскиваемых на территории Соединенных Штатов. Эшкрофт заявил тогда, что, согласно весьма надежной информации, подготовка удара по США "завершена на 90 процентов". Он подчеркнул, что целями могли быть саммит "Большой восьмерки" в Саванне, предвыборные съезды демократов и республиканцев и сами выборы. Речь шла также о летней Олимпиаде в Афинах.
Казалось, что тогда министр внутренней безопасности Том Ридж был весьма удивлен заявлением Генерального прокурора. "Точной информации у нас нет," - отметил он.
Но восьмого июля уже сам Ридж созвал пресс-конференцию, на которой заявил о намерении "Аль-Каеды" совершить теракт во время президентских выборов и сообщил о возможном переносе выборов. "Надежные данные свидетельствуют о том, что "Аль-Каеда" продолжает готовить теракты в Соединенных Штатах. У нас нет точной информации о времени, месте и способе осуществления теракта. Вместе с ЦРУ и ФБР мы пытаемся сейчас получить ее". Министр сослался на аресты в Британии, Иордании и Италии, а также на результаты расследования мартовского теракта в Мадриде. При этом Ридж подчеркнул, что объявлять тревогу в национальном масштабе не было необходимости. Страна впала в состояние легкого шока.
Европейские коллеги министра засомневались. "Думаю, американцы все время вспоминают Мадрид и боятся, что это может повториться у них," - сказал один из них.
Наконец, первого августа (напомним, это было воскресенье, то есть день для пресс-конференций необычный) Том Ридж опять собрал пресс-конференцию. И опять заявил, что обладает самой что ни на есть достоверной информацией - "Аль-Каеда" нанесет удар по пяти финансовым учреждениям: на Манхэттэне (имелась в виду Нью-Йоркская фондовая биржа), в Ньюарке (штат Нью-Джерси) и Вашингтоне. На сей раз, однако, Риджу была оказана всеобщая поддержка на всех уровнях. Президент Буш внял предупреждениям министра и повысил уровень террористической угрозы в Нью-Йорке, Вашингтоне и штате Нью-Джерси до "оранжевого" (ступень, предшествующая самой высокой - "красной", когда объявляется мобилизация резервистов и производится массовая эвакуация населения).
Создается впечатление, что Ридж и его коллеги перестраховываются на случай, если что-то все-таки случится. Не желая получить на свою голову те же громы и молнии, которыми общественность засыпала ФБР и ЦРУ, проморгавших 11 сентября, они заранее бьют во все колокола об опасностях, даже, возможно, мифических, чтобы "в случае чего" выглядеть в лучшем свете.
Борясь с терроризмом, спецслужбы уделяют особое внимание американским мусульманам - выходцам с Ближнего Востока и из Южной Азии. Проверки идут с начала месяца, причем настолько интенсивные, что дело дошло до судебного разбирательства. Американский союз защиты гражданских свобод (АСГС) 21 октября затребовал через суд внутренние документы ФБР с целью выяснить, каким образом и на каком основании люди приглашаются на беседы с федеральными агентами. По данным правозащитников, с начала года таких бесед было проведено более тринадцати тысяч. Они считаются добровольными, а приглашение на такую беседу не означает, что человека подозревают в терроризме. Речь идет, скорее, о превентивных мерах. Проверки проводятся внезапно. Человека могут остановить на улице, подойти к нему прямо на рабочем месте или в мечети. А затем начинается разговор, больше напоминающий допрос. Мусульмане обеспокоены и считают, что каждый из них стал объектом расследования.
АСГС заявляет, что речь идет о серьезном нарушении прав и свобод. ФБР от официальных комментариев отказывается. Говорят лишь сотрудники, отвечающие за контакты с прессой. Один из них заявил в интервью газете "Сан-Франциско Кроникл" 6 октября: "Мы идем в мечети, потому что хотим понять мусульманское сообщество и разобраться, как в этом сообществе могут укрываться и финансироваться террористы. Если бы речь шла о католическом джихаде, мы бы шли в костелы".
Какова цель возможных терактов в США? Джеймс Карафано, эксперт по безопасности из фонда Heritage Foundation, считает, что "Аль-Каеду" не волнует исход выборов. Для нее было бы делом престижа "сотворить что-нибудь эдакое" перед выборами и "нагадить Америке".
И спецслужбы боятся. Пока никаких следов подготовки терактов нет. Но чиновники опасаются, что проглядели какую-нибудь готовящуюся акцию. "Если выборы пройдут без терактов, если инаугурация пройдет без терактов, вздыхать с облегчением рано. "Аль-Каеда" терпелива. Она проведет свою операцию, когда будет готова", - такова основная идея американских спецслужб.
Многие европейские эксперты, тем не менее, не разделяют опасений своих американских коллег и скептически относятся к их заклинаниям о террористической угрозе. "Если оценивать угрозу по стобалльной шкале, я остановлюсь на отметке два", заявил один из них.
Михаил Витебский