Министерство обороны занято обсуждением бюджета ВВС России на 2005 год. Один из рассматриваемых вопросов, способных оказать влияние на концепцию развития вооруженных сил России в целом - это прекращение программы испытаний ударного вертолета Ка-52 "Аллигатор" и фактическое замораживание производства вертолета Ка-50 "Черная акула", находящегося на вооружении российской армии с 1995 года. Затраты на создание и испытание этой машины составили более миллиарда долларов. Сейчас маятник мнения чиновников в погонах качнулся в сторону Ми-28.
Вертолеты в России производят два конструкторских бюро - КБ Камова и КБ Миля. И сейчас конкурентная борьба между ними, по всей видимости, накалилась до предела. Обе фирмы готовы выпускать для внутреннего и внешнего рынков новейшие серии вертолетов, но производство машин, как всегда, упирается в финансирование. И похоже, что предпочтения Министерства обороны склоняются в пользу милевских машин Ми-28 и модернизированных Ми-24, а не Ка-50 и К-52 от КБ Камова.
К появлению Ми-24 на вооружении армейской авиации СССР (1970-е годы), США уже располагали обширным парком не только вооруженных многоцелевых вертолетов, но и специализированными винтокрылыми штурмовиками АH-1 "Кобра". Последние успели принять участие в боевых действиях во Вьетнаме, где хорошо показали себя. Опыт "Кобры" лег в основу проекта ударного вертолета "Апач", приспособленного для действий по большому количеству подвижных бронированных целей, прикрытых наземными средствами ПВО и авиации.
Итоги Вьетнамской войны активно изучали в СССР. В декабре 1976 года Совмин СССР предписал конструкторам разработать принципиально новую модель боевого вертолета вместо Ми-24. Чтобы свести к минимуму риск провала, разработку проекта поручили сразу двум КБ - Миля и Камова. Поначалу, руководство ВВС и Министерство Авиапромышленности видели возможного разработчика нового вертолета-штурмовика в лице ОКБ Миля - традиционного поставщика вертолетов для советской армии. Но в декабре 1977 года с техническим предложением на такой аппарат выступило КБ Камова, занимавшееся тогда исключительно морскими транспортными и противолодочными аппаратами.
Предложение камовцев прошло, и в мае 1980 года государственной комиссии был представлен детальный проект и полноразмерный макет нового боевого вертолета.
Состоявший на вооружении Советской Армии Ми-24 не мог противостоять новому американскому вертолету огневой поддержки АН-64 "Апач", разработка которого в США шла полным ходом. В поисках преимуществ новой боевой машины, проектируемой на фирме "Камов", были проработаны различные схемы вертолетов. Опыт применения боевых вертолетов во Вьетнаме и Афганистане продемонстрировал низкую живучесть вертолетов классической одновинтовой конструкции из-за уязвимости рулевого винта.
Преимущества аэродинамически симметричного соосного несущего винта оказались очевидными. Такой винт обеспечивает простоту управления вертолетом в ручном, а, главное - и автоматическом режиме, отличную маневренность, взлет и посадку при ветре любой силы и направления. К тому же соосный несущий винт способен повысить боевую живучесть вертолета, обеспечить компактность силовой передачи и значительно снизить потери мощности двигателей.
Огромный опыт в создании морских вертолетов, для которых выдвигались суровые требования по надежности, автономности работы и всепогодности, позволил КБ Камова создать поистине уникальный летательный аппарат, равный которому по совокупности летно-технических и боевых характеристик так до сих пор и не удалось построить ни на Западе, ни в России.
Конкуренция росла. К 1986 году были выпущены первые машины Ми-28 и Ка-50. Предпочтение после летных испытаний и многочисленных комиссий было отдано Ка-50, который и поступил на вооружение армии в 1995 году. За все время на проект "Акулы" госбюджет затратил более миллиарда долларов. Впрочем, оснастить части этими вертолетами Минобороны не успело: к началу 1990-х на месте оборонного заказа в бюджете государства зияла черная дыра.
Денег на строительство новых вертолетов не нашлось и к концу 1990-х годов. Это не помешало Минобороны преподнести новую машину как показатель активной деятельности на ниве поддержания обороноспособности страны. В 1998 году КБ Камова участвовало в международном конкурсе на поставку серии "Акул" для ВВС Турции - однако на последнем этапе конкурса турки предпочли "Акулам" американский "Апач". Затем камовские конструкторы взялись за разработку двухместной модификации Ка-50 - модели Ка-52 "Аллигатор". При этом руководители Минобороны постоянно твердили о появлении "уникальных аппаратов, опережающих время", не забывая сетовать на отсутствие финансирования.
В 1990-х годах приоритеты национальной безопасности сменились: России угрожали уже не танки НАТО, а многочисленные банды, плодившиеся на Юге и Юго-Востоке, банды, оснащенные современным российским же стрелковым оружием и ПЗРК. Создававшийся для уничтожения американских "Абрамсов" и немецких "Леопардов" вертолет Ка-50 оказался почти идеальной машиной для разгоравшейся на постсоветском пространстве горной войны.
А потери вертолетов как в Чечне, так и в других регионах, росли. Вертолеты, как и в Афганистане, не только сбивались зенитными пулеметами и ПЗРК, но и гибли из-за боковых ветров, бросавших их на скалы. Последняя проблема оказалась неразрешимой даже для последних модификаций Ми-8МТВ, обладавших хорошей высотностью и скороподъемностью. В Чечне только в одном скальном районе погибли три экипажа "восьмерок". В Киргизии за два года именно боковой ветер стал причиной гибели трех Ми-8МТВ.
Камовский вертолет очевидно превосходил милевскую машину, поскольку справлялся с поставлеными задачами в горных условиях лучше. Но в ноябре 1999 года тогдашний начальник Генштаба Анатолий Квашнин и главком ВВС Владимир Михайлов заявили о грядущем двукратном увеличении госзаказа на модернизацию старых моделей Ми-8 и Ми-24 (последние быля сняты с производства в 1989 году), который получил в результате ростовский завод "Росвертол". Чуть позже стало известно о разработке этим же предприятием вертолета Ми-28Н.
В декабре 2003 года главком ВВС неожиданно заявил о том, что "основным боевым вертолетом авиации страны станет Ми-28Н". Комментируя судьбу камовских машин, Михайлов сказал, что камовские машины будут поступать только в вертолетные подразделения, которые выполняют специальные операции.
В 2004 году на разработку проекта Ми-28Н Минобороны истратило несколько сотен миллионов рублей. В государственном оборонном заказе 2005 года рассматривается изготовление установочной партии Ми-28Н. Что касается Ка-50, то в текущем году камовцам досталось примерно в 100 раз меньше средств.
В распоряжении российской армии сейчас находится только пять "Черных акул". Три вертолета находятся в Центре боевого применения в Торжке. На заводе "Прогресс" в Арсеньеве до сих пор стоят недостроенные, хотя и официально принятые на вооружение "Черные акулы", про которые оборонное ведомство видимо забыло.
С точки зрения бюджета, реализация сразу двух проектов (Ми-28Н и Ка-50) обойдется стране слишком дорого. К тому же оборудование, установленное на конкурирующих машинах, не унифицировано - сказываются издержки секретности. Иными словами, Минобороны должно определиться, с кем в ближайшие годы будет воевать Россия: с террористами и наркоторговцами в горах (для этого больше подходит "Черная акула") или с регулярными армиями противника на равнине (для этого и предназначен Ми-28Н).
С точки зрения КБ Камова, сохранение нынешнего положения вещей будет означать отказ от поддержки "Черной акулы" государством. Выделенных средств не хватит даже на достройку почти готовых вертолетов. С этой точкой зрения согласны и спецназовцы, которым сегодня приходится воевать в горах. Но вопросы из серии "что нужно армии", решаются, как известно, не в поле, а в теплых кабинетах.
Ка-50
Ми-28Н
Сергей Карамаев