Ситуация с президентскими выборами в Абхазии запутывается с каждым днем. Переиначив старую поговорку, можно сказать "Кто жил в Абхазии, тот в цирке не смеется". Однако смешного в нынешней политической ситуации в маленькой республике мало. Верховный суд Абхазии за одни сутки вынес два противоположных решения. До гражданской войны пока еще далеко, но напряженность ощущается. Тем временем за событиями в непризнанном анклаве внимательно следит Тбилиси.
Вечером 28 октября 2004 года Верховный суд Абхазии признал законным решение Центризбиркома республики о том, что президентские выборы состоялись и победил в них кандидат Сергей Багапш. Сторонники победившего кандидата возликовали. Сам победитель заявил, что победа была трудной, но честной. В соответствии с конституцией республики, инаугурация вновь избранного президента должна состояться 6 декабря 2004 года.
Но решение суда вызвало недовольство сторонников Рауля Хаджимбы. Впрочем, Хаджимба был недоволен итогами выборов с самого начала. Практически сразу же после голосования он начал оспаривать в Верховном суде законность решения Центризбиркома от 6 октября о назначении повторных выборов президента в отдельно взятом Гальском районе. Также Хаджимба просил суд признать выборы недействительными в Очамчирском и Ткварчальском районах. И наконец, потребовал признать незаконным решение ЦИК от 11 октября об утверждении выборов в Абхазии состоявшимися и победе на них Сергея Багапша.
Верховный суд объединил иски Хаджимбы в одно дело и создал специальную комиссию, которая проверила все протоколы окружных избиркомов. После повторного пересчета голосов, отданных "за" и "против" каждого кандидата, суд постановил, что на выборах победил все же Багапш.
Недовольные сторонники Хаджимбы после объявления решения пошли на приступ здания Верховного суда. Они сломали дверь, разбили окна, ворвались в здание и устроили там погром. Беспорядки едва не переросли в полномасштабное побоище. Сторонники Хаджимбы призывали провести в Верховном суде "суд Линча" и избить судью, но ограничились тем, что забрали все материалы дела.
На место происшествия прибыли председатель Службы госбезопасности Абхазии Михаил Тарба и министр внутренних дел Абессалом Бейя, которые совместно с другими представителями правоохранительных органов попытались утихомирить толпу. Спустя полчаса после начала беспорядков к месту подъехал сам Рауль Хаджимба и призвал своих сторонников успокоиться. Его слова подействовали, и ситуация в некоторой степени стабилизировалась. При этом Хаджимба заявил журналистам, что считает решение суда неправовым и намекнул на некие имеющиеся у него способы разрешения ситуации.
И через несколько часов после погрома Верховный суд принял новое решение: признать выборы президента, состоявшиеся 3 октября 2004 года, недействительными на всей территории республики и обязать абхазский Центризбирком в течение двух месяцев провести новые выборы.
Это решение огласил судья Георгий Акаба, председательствующий на заседании суда. Причем, по словам Акабы, на него никто не оказывал никакого давления.
Однако через несколько часов после оглашения вердикта, утром 29 октября, Георгий Акаба, вынесший оба решения, отказался от своих первоначальных слов и заявил, что второе решение о перевыборах незаконно. Дескать, он вынес его под давлением сторонников Хаджимбы, взявших его в заложники. И публично признал недействительным решение суда об удовлетворении иска Хаджимбы.
.title Досье VIP.LENTA.RU
Политическая жизнь несуществующей республики
Усмирение грузинских окраин
Первые альтернативные выборы президента Абхазии прошли в обстановке непрекращающегося скандала. На стороне Рауля Хаджимбы выступила администрация президента России.
И своими действиями Россия оказала премьер-министру медвежью услугу, проделав за него практически всю работу по восстановлению внешнеэкономических связей. Будучи год премьер-министром, сам Хаджимба не сделал практически ничего - все сделала для него Россия. Российские строители восстановили железнодорожную колею между Адлером и Сухуми. Россия упростила таможенный режим на Псоу. Российское правительство выдало паспорта значительной части населения Абхазии, а пожилым людям начали выплачивать пенсию из РФ. Сам Хаджимба, кроме того, что он бывший чекист, ничем не отметился и политического и финансового капитала не приобрел.
Главным же конкурентом российского ставленника стал Сергей Багапш, человек, которого в России назвали бы "крепким хозяйственником". За спиной Багапша стоит бизнес: энергетический, транспортный и банковский, тесно связанный с Россией. Получается, что сценарий выборов в Абхазии знаком до неприличия: за власть в Сухуми борются две группировки: "олигархи" и "чекисты".
"Олигархи" ставят во главу угла экономические связи с Россией, Турцией, Украиной и даже с Грузией. А "чекисты" играют на популярной теме присоединения к России и используют жескую антигрузинскую риторику.
Центризбирком маленькой страны в течение довольно долгого времени не мог подвести итоги выборов. Это при том, что Абхазия по своим размерам уступает средней российской области. Итог непонятной подковерной игры не замедлил себя ждать - в Сухуми попали в крайне неприятную ситуацию.
Победу кандидату "партии власти", Хаджимбе, обеспечить не удалось, зато фаворитом выборов оказался оппозиционный кандидат Багапш. Согласно протоколам избиркомов, победу следует отдать ему, но дело происходит не в спокойной маленькой европейской стране, а в горячей мандариновой республике, где внешние признаки демократии использовать научились, а вот признавать решения демократических институтов - не очень.
Любопытно, что именно Хаджимба первым завел речь о фальсификациях на выборах: обычно подобные разговоры - удел кандидата от оппозиции. А такая позиция, как показывает практика, свидетельствует только об одном - что авторитета политику как раз и не хватает.
Не исключено, что фальсификации в Гальском и других районах действительно были. Но отсюда можно вывести простую вещь: если кто-то эти фальсификации устраивал, то этот некто действовал так потому, что чувствовал за собой сильную негласную поддержку. Поскольку фальсификации были направлены против Хаджимбы, то у кого сосредоточена сегодня негласная, но реальная власть? Правильно, у Багапш. И второй тур выборов, похоже, это подтверждает.
Почему-то российская общественность считает, что Хаджимба "пророссийский", а Багапш "прогрузинский". На самом деле кандидаты не очень-то отличаются друг от друга по политической ориентации. В Абхазии просто нет антироссийских политиков. Учитывая геополитическое положение Абхазии, в ней трудно быть прогрузински настроенным - с такими настроениями кандидат до выборов просто не дойдет. Так что оба кандидата настроены вполне пророссийски - только один об этом громко кричит, а второй говорит тихим голосом.
Кто бы ни победил сейчас на этих выборах, проигравшего можно назвать уже сейчас. Это Кремль. Москва приложила массу усилий, чтобы повлиять на исход выборов в непризнанной республике. Это и упоминавшиеся уже российские пенсии, и российское гражданство, и многое другое. Наконец, накануне выборов состоялась личная встреча президента Путина с Раулем Хаджимбой, которого назвал своим преемником нынешний президент республики Владислав Ардзинба.
Случись подобное в любом регионе России, столь однозначный выбор Путина дал бы стопроцентную гарантию успеха операции "Преемник". Однако Абхазия - не Россия, и выборы там пошли по другому сценарию. А причиной стала окрепшая за последние годы абхазская оппозиция, которая с выбором Москвы не согласилась.
Завоевание симпатий путем использования авторитета Путина и осыпания избирателей всевозможными благами накануне выборов, на которые ставил штаб Хаджимбы, не сработали. Стратегия Багапша оказалась эффективнее.
И тогда Хаджимба (или его сторонники, что не суть важно) решился применить последний аргумент - силу, приличия ради задрапированную в некие демократические процедуры. После захвата суда сторонники Хаджимбы силой заставили судью Акабу принять новое решение об отмене итогов выборов. Они пригласили российские телекомпании, чтобы судья перед телекамерами огласил решение, принятое под давлением. Позднее в республике была полностью отключена система телерадиовещания. Начиная с утра 29 октября, радиорелейная линия была полностью отключена. Не работало ни телевидение, ни радио и не осуществлялся перегон российских телеканалов.
Поскольку стараниями России Хаджимба воспринимается в республике как ставленник Кремля, такие действия экс-премьера ударят прежде всего по Москве. Абхазы к России относятся хорошо, но столь эксцентричное поведение "кремлевского кандидата" наводит на мысль о вседозволенности, растущей из поддержки Москвы, а это способно поколебать симпатии к северному соседу.
Какое бы решение ни принял Совет безопасности Абхазии, собравшийся на экстренное заседание, ситуацию это вряд ли улучшит. Признай Совбез победу Багапш - сторонники Хаджимбы могут и не удовлетвориться ночными буйствами в Верховном суде, а продолжить свои "половецкие пляски" по всей республике. При самом неблагоприятном прогнозе это способно поставить республику на грань гражданской войны.
Если же решение будет вынесено в пользу Хаджимбы и в республике пройдет переголосование, то подобный вариант также способен расколоть Абхазию. Не стоит забывать, что в активе у Сергея Багапша поддержка союза ветеранов абхазско-грузинской войны "Амцахара" - а они представляют в республике реальную силу.
И в данную нестабильную ситуацию вполне способен вмешаться Тбилиси. Уже появились комментарии грузинских наблюдателей в том духе, что Москва-де способна спровоцировать вооруженный конфликт в Абхазии, а значит Грузия (частью которой Абхазия является) будет вынуждена предпринять шаги по обеспечению мира в регионе. Вплоть до введения войск в республику.
Вряд ли Саакашвили рискнет провести прямое вторжение в Абхазию. Попытка летом 2004 года урегулировать южноосетинский вопрос ни к чему не привела - Саакашвили, оценив свои силы, не рискнул ввязываться в вооруженный конфликт и оставил дело, как говорится, "на потом". Но грузинскому президенту сейчас ничто не помешает предложить свои посреднические услуги в деле урегулирования спорного процесса. Или даже пообещать Абхазии вновь рассмотреть вопрос о возвращении в материнское лоно, пообещав Абхазии самую широкую автономию и немереные вольности вкупе с благоденствиями.
А попытки Москвы и дальше сыграть на абхазском поле, по всей видимости, к хорошему не приведут. Когда Кремль пытается как-то влиять на выборы за пределами Российской Федерации, у него это получается с изяществом слона в посудной лавке. Если пользоваться военными терминами, то тяжелая артиллерия иногда надежнее, но у тех, кто выжил после такого обстрела, способность к сопротивлению резко повышается.
Есть правда и еще один вариант - Москва может вмешаться без лишней огласки и применить формулу "не будут покупать - отключим газ". С точки зрения своих позиций в абхазской экономике, Багапш Москве выгоднее, чем бывший премьер Хаджимба, которого, как выясняется, контролировать сложно - уж больно горячий.
Сергей Карамаев