Главное
20:12, 29 октября 2004

Неоконченная пьеса для союза кинематографистов Михалкова не смогли ни свергнуть, ни избрать заново

Есть подозрение, что скандал, разразившийся 27 и 28 октября на VI съезде Союза кинематографистов РФ, был подстроен заранее. Потому что если бы известные всей стране режиссеры и актеры не начали выкрикивать в адрес друг друга достойные войти в цитатник оскорбления, на это собрание вряд ли кто-нибудь обратил бы внимание. Союз кинематографистов не оказывает никакого влияния ни на киноискусство, ни на кинобизнес, средний возраст его членов давно достиг 60 лет, и славная организация превратилась, по словам одного из делегатов, "из союза в собес".

Вроде бы, собравшиеся накануне съезда члены московского Союза кинематографистов собирались восстать как раз против этой ситуации. На своем собрании они говорили о том, что уже семь лет союз занимается тяжбами о праве собственности на здание Киноцентра, в то время как творческие и деловые вопросы давно решаются в других местах. Виноват в этом, по их мнению, Никита Михалков, уже семь лет занимающий пост председателя союза. Кроме невнимания к вопросам искусства "москвичи" обвинили Михалкова также в нежелании обеспечить прозрачность решения таких хозяйственных вопросов, как судьба здания Дома Кино и принадлежащего союзу подмосковного пансионата.

Итак, члены московского СК решили единым фронтом восстать против переизбрания Михалкова на третий срок и выдвинули альтернативную кандидатуру - Станислава Говорухина. Преподносилось это решение как большая сенсация, так как третий срок Михалкова казался делом решенным. Узнав о смуте, сам председатель примчался к заседавшим на машине с мигалками и попросил их не срывать намечавшийся съезд. Однако "антимихалковская" группировка во главе с Юлием Гусманом и Эльдаром Рязановым оказалась неумолимой. Что неудивительно - вражда между Гусманом и Михалковым старше, чем сам СК, и уже привела к появлению в России двух киноакадемий, одна из которых определяет лауреатов "Золотого Орла", а другая - "Ники".

20 тысяч квадратных метров

Однако на случай подобного бунта у Михалкова имелась своя стратегия. На съезде он, как и обычно, собирался обсуждать вопрос о собственности СК на здание Киноцентра на Красной Пресне. Именно решению этой проблемы Михалков и посвятил семь лет, проведенные на посту председателя. Дело в том, что после развала СССР акции здания были распределены между союзами кинематографистов бывших союзных республик. Эти союзы продали свои акции. В руках российского СК осталось 32 процента.

Много лет СК во главе с Михалковым прикладывал усилия для того, чтобы увеличить свою долю в предприятии под названием ЗАО "Киноцентр". Тем более, что то ли доходы от сдачи в аренды площадей поступали в СК не в полном объеме, то ли они оседали в чьих-то карманах, то ли отношения с другими акционерами были оформлены неправильно. Кроме этого, основной акционер - неясным образом получившая контрольный пакет болгарская фирма - собирался реконструировать здание и даже закрыть расположенный в киноцентре Музей Кино.

При этом доходы от аренды площадей Киноцентра - чуть ли не единственный источник финансовых поступлений в бюджет Союза кинематографистов. В кулуарах съезда делегаты обсуждали как раз причины того, что этот источник не являлся особенно изобильным, при том что речь шла о многих тысячах квадратных метрах в центре Москвы. Противники Михалкова обвиняли в этом его, а сторонники - неких неназванных "воров и мошенников" из числа как известных кинематографистов, так и людей, к кино отношения не имеющих.

Съезд

Хотя члены "антимихалковской" группировки и утверждали сначала, что хотят покончить с разговорами о недвижимости, доходов от которой обычные члены союза не видят, съезд показал, что квадратные метры на самом деле являются единственным вопросом, беспокоящим собравшихся.

Началось все, правда, с почти революционной ситуации. По утвержденному заранее регламенту съезд должен был открыться отчетным докладом Никиты Михалкова. Однако в течение долгого времени создателю "Сибирского цирюльника" выступить не давали. Слово самовольно взял Юлий Гусман. Если вкратце, то он потребовал убрать из президиума нынешнее руководство союза, избрать президиум прямо на съезде и сделать голосование по вопросу о председателе союза тайным. Если подробно, то Гусман обвинил руководство союза в его развале и давлении на рядовых членов. Вскоре к нему присоединился Эльдар Рязанов.

После почти часа соревнований в риторике, к которым с удовольствием присоединились многие присутствовавшие, Никите Михалкову все же дали возможность выступить с докладом. Точнее, по словам очевидцев, он просто начал его зачитывать, получив преимущество за счет своего громкого и хорошо поставленного голоса. Делегаты смогли услышать не только об успехах в деле борьбы за Киноцентр, но и о результатах различных аудиторских проверок и других подробностях хозяйственной деятельности Михалкова. В общих чертах, речь его сводилась к тому, что он понимает, как плохо выглядит в глазах многих киношников и журналистов, и что с такой оценкой себя мэтр явно не согласен. Стало ясно, что Михалков без боя сдаваться не собирается и что пост председателя союза был ему зачем-то необходим. Само собой, своих противников великий режиссер назвал ренегатами, пытающимися сорвать съезд.

После Михалкова выступила еще пара докладчиков. Остальное же время до голосования ушло как раз на разговоры о зданиях, домах отдыха, откатах и прочих вопросах, от искусства далеких. Наконец, 28 октября кинематографисты приступили к выборам. К этому моменту, правда, оказалось, что ни Говорухин, ни Рязанов, ни другие противники Михалкова баллотироваться на пост председателя уже не собирались. Их остановили то ли отсутствие у "оппозиции" собственной платформы, то ли атмосфера съезда, становившаяся к его концу все более отвратительной. Бороться с Михалковым согласилась лишь актриса и режиссер Елена Цыплакова, в пользу которой и сняли свои кандидатуры противники мэтра. В качестве альтернативы борьбе за собственность она смогла предложить присутствующим привлечение в союз молодых деятелей кино и прекращение расколов в рядах его членов.

Ясно, что при таком раскладе победа Михалкову была обеспечена. Он и получил 64 с половиной процента голосов против 35,5 процентов, отданных за Цыплакову. Однако по Уставу СК председателем может стать лишь человек, чью кандидатуру поддержали 75 процентов делегатов съезда. Таким образом, с формальной точки зрения получалось, что СК остался без председателя и должен был проводить перевыборы.

Узнав о таком исходе съезда, большая часть утомленных Михалковым делегатов покинула зал заседаний. Оставшиеся 189 человек решили, что для такого залуженного деятеля, как он, и простого большинства голосов будет достаточно. Эти люди и утвердили Михалкова на посту председателя.

Таким образом, история со скандалом в Союзе кинематографистов осталась неоконченной. В ближайшее время противники принятого решения собираются оспорить его в суде.

Елена Любарская