Главное
23:04, 3 ноября 2004

Игорь Иванов и гости из Сухуми Результат визита Багапша и Хаджимбы в Москву

Если судить по общеизвестным результатам тайного визита в Москву претендентов на пост президента непризнанной республики Абхазия Сергея Багапша и Рауля Хаджимбы, может и вправду показаться, что приезжали они сюда не по политическим делам, а просто для того, чтобы посидеть в ресторане. И ли вообще - случайно оказались в московской столице одновременно.

Действительно, вернувшись из Москвы в Сухуми 3 ноября, оба кандидата отказались предоставить журналистам подробную информацию о ходе прошедших в Москве переговоров. Рауль Хаджимба заявил, что в ближайшее время в республике пройдут повторные выборы президента, а Сергей Багапш сообщил, что на новые выборы он и его сторонники не пойдут никогда, так как имя президента давно известно.

Получается, что Багапш и Хаджимба прилетели сегодня в Сухуми с тем же, с чем оттуда улетели позавчера.

1 ноября, то есть в день их отъезда в Москву, сторонники Хаджимбы как раз окружили абхазский парламент, требуя, чтобы депутаты утвердили указ действующего президента Владислава Ардзинбы о перевыборах, а ЦИК назначил их дату. Президент Абхазии дал такое указание, сославшись на решение Верховного суда Абхазии, который 29 октября объявил незаконным принятое ЦИКом республики решение о назначении Багапша президентом.

Правда, в распоряжение абхазского телевидения попала видеокассета, на которой глава Верховного суда Георгий Акаба признавался в том, что решение это было принято под давлением сторнников Хаджимбы. 28 октября в СМИ "утекло" противоположное решение судей, согласно которому Багапш объявлялся президентом. С другой стороны, в конце прошлой недели АГТРК (так называется телевидение Абхазии) было, вроде бы, захвачено сторонниками Багапша, так что его сообщениям слепо доверять тоже не имело смысла.

Короче говоря, по состоянию на 1 ноября в Абхазии в самом разгаре был политический кризис. И хотя многие СМИ представляли его как конфликт ставленника Москвы - марионетки Хаджимбы с избранником народа - Сергеем Багапшем, такое представление не очень вяжется с реалиями абхазской политики, в рамках которой наличие у России единого сценария относительно будущей судьбы Абхазии стопроцентно привело бы к мгновенной реализации этого сценария.

Тем более что в Москву пригласили вовсе не одного Хаджимбу, а обоих кандидатов в абхазские президенты. А информация об их появлении в российской столице попала в СМИ через агентство "Интерфакс", которое часто используется властью для запуска разнообразных важных утечек. Тот же факт, что российский МИД и администрация президента отказались подтвердить наличие переговоров по Абхазии в плане дня президента или других высокопоставленных чиновников, всего лишь указывал на выбранный Москвой формат встречи. Визит Багапша и Хаджимбы в Москву навсегда войдет в историю как "тайный". Известно, что прилетели они сюда после того, как им позвонил некто, чье имя в штабах кандидатов называть отказываются.

Совсем не случайно это событие совпало с еще одним неофициальным визитом - 2 ноября в Москве оказались не только Багапш и Хаджимба, но и спикер парламента Грузии Нино Бурджанадзе и грузинский госминистр по урегулированию конфликтов Георгий Хаиндрава. Таким образом, 2 ноября все фигуры, отвечающие за трехсторонние российско-грузино-абхазские отношения, оказались в непосредственной близости друг от друга.

Нам неизвестно, встретились ли все эти люди за одним столом. Согласно опубликованной в настоящий момент информации, Рауль Хаджимба разговаривал с главой Совбеза РФ Игорем Ивановым, главой ФСБ Николаем Патрушевым и другими руководителями российских силовых структур. Неясно, присутствовал ли на этих встречах Сергей Багапш. Также нет информации о том, участвовал ли в переговорах кто-либо еще.

Однако тот факт, что Сергей Багапш и Рауль Хаджимба приехали в Сухуми на разных самолетах и никак не изменили свою позицию, вернувшись домой, заставил наблюдателей считать, что Москва в данном случае выступила просто техническим спонсором переговоров между кандидатами, стараясь не допустить полной дестабилизации обстановки в Абхазии. В таком случае получается, что переговоры эти провалились из-за строптивости участников. Звучит нереально, учитывая, что как минимум один из них, если не оба, не обладает никакими ресурсами, кроме предоставленных Москвой.

А значит, сегодняшние высказывания абхазских политиков никак нельзя считать итогом прошедших вчера переговоров. Ясно, что ни Хаджимба, ни Багапш не могут изменить свою позицию сразу после возвращения из Москвы. Такая потеря лица вовсе не является необходимой при урегулировании конфликта. Скорее всего, они либо пойдут на попятную спустя неделю - две после вчерашних событий, либо Верховный суд, ЦИК или парламент Абхазии примут решение, которое избавит кандидатов от необходимости искать компромиссы самостоятельно. Если вспомнить опыт общения Игоря Иванова с Эдуардом Шеварднадзе и Асланом Абашидзе, то станет ясно, что в обоих случаях эти люди до последнего играли роль непримиримых и гордых борцов, чтобы, в конце концов, с достоинством удалиться в сопровождении скромного российского чиновника.

Елена Любарская