Главное
23:09, 9 ноября 2004

Черкесский митинг едва не перерос в революцию Демонстрация у дома правительства в Карачаево-Черкессии переросла в захват здания и выдвижение политических требований

Маленькую республику на юге России лихорадит уже почти месяц. После того как стало известно об исчезновении семерых человек, родственники и знакомые пропавших периодически митингуют, требуя от властей найти и покарать виновных. Теперь стало известно о том, что тела пропавших обнаружены. Сообщение вызвало бурную реакцию общественности, и очередной митинг закончился погромом резиденции главы республики.

История началась почти месяц назад. В ночь на 11 октября 2004 года в районе дач на территории парка "Зеленый остров" в Черкесске загадочным образом исчезло семь человек. Одновременная пропажа такого количества людей само по себе является происшествием, заслуживающим самого пристального внимания компетентных органов, но дело осложняется еще и тем, что все исчезнувшие владели акциями ОАО "Черкесское химическое производственное объединение", одного из самых прибыльных региональных предприятий.

По словам родственников, молодые люди пропали возле дачи зятя президента КЧР Али Каитова, где в то время в течение получаса была слышна автоматная стрельба. Прокуратурой было возбуждено уголовное дело об убийстве, и в ходе проведенного обыска с места происшествия были изъяты карабин "Сайга", автоматные гильзы, а также кассеты с видеокамер слежения.

В Карачаево-Черкесию прибыла следственная группа Генеральной прокуратуры РФ. Подозреваемые в совершении преступления были объявлены в розыск. В ходе следственных мероприятий были задержаны трое сотрудников вневедомственной охраны и двое сотрудников частного охранного предприятия "Афина". Позже следствие выяснило, что к преступлению причастен генеральный директор "Кавказцемента", зять нынешнего президента Карачаево-Черкесии Мустафы Батдыева Али Каитов. Следствие пришло к такому выводу довольно быстро, поскольку все задержанные и объявленные в розыск являлись охранниками дачи зятя президента КЧР.

Али Каитов. Кадр телеканала НТВ.
Lenta.ru

Позже Каитов сдался властям. Президент КЧР Мустафа Батдыев, ранее заявлявший, что за убийствами в республике могут стоять "политические провокаторы, которые не прочь воспользоваться трагедией людей, чтобы взбудоражить население", публично отрекся от своего родственника, а дочь Батдыева подала на развод. В Санкт-Петербурге милиция задержала еще несколько подозреваемых в совершении этого преступления.

В Северо-Кавказском управлении Генпрокуратуры заявили, что убийство теперь уже полностью раскрыто. Оставалось арестовать непосредственных убийц, а также найти тела погибших.

Практически сразу же после пропажи людей в республике начались демонстрации. Черкесск - город небольшой, в котором все так или иначе знают или наслышаны друг о друге. Местной милиции удавалось сдерживать митингующих, не допуская перерастания собраний в вакханалию. Но запасы терпения митингующих с каждым разом истощались все больше и больше.

Именно ареста убийц и добивались от властей родственники пропавших, обещая в противном случае провести собственное расследование и разобраться с виновными по местным обычаям.

Дополнительно митингующие требовали также тщательного расследования не только исчезновения своих родственников, но и недавнего убийства вице-премьера республики Ансара Тебуева. Тебуев был убит 18 октября 2004 года в центре Черкесска. Неизвестные в упор расстреляли машину, в которой находился вице-премьер, из автоматического оружия. Тебуев скончался на месте от полученных ран.

По мнению родственников, убийства в "Зеленом острове" произошли из-за передела собственности. По их мнению, организатором преступления являлся Али Каитов - якобы у него были разногласия с пропавшим депутатом Расулом Богатыревым из-за контроля над АО "Химическое объединение имени Цахилова".

До начала 2004 года АО владели работники предприятия. Потом их акции начали скупать две структуры, одну из которых представляла дочь первого директора предприятия Марина Цахилова, а другую - выходцы из КЧР, проживающие в Москве. В итоге Цахиловой удалось получить контрольный пакет. Но она тут же продала его дяде Али Каитова - Магомеду.

Переход предприятия под контроль семьи не понравился депутату Богатыреву. Ранее он контролировал сбыт продукции завода, а после смены владельца был начат поиск нового дилера.

Наконец 8 ноября 2004 года стало известно, что тела пропавших бизнесменов обнаружены. Трупы находились в горной шахте у населенного пункта Кумыш. Сначала из шахты извлекли останки четырех человек, которых отвезли в морг. На следующий день операция по извлечению тел продолжилась.

Место, где были спрятаны трупы, следствию указали два исполнителя убийства, арестованные в Петербурге. Преступники, входившие в ближайшее окружение Али Каитова, - Тамерлан Бостанов и Азамат Акбаев - признались, что именно они вывезли тела с дачи зятя президента.

Тела убитых были облиты бензином и подожжены. Шахта, в которой их нашли, была засыпана камнями и обгоревшими автомобильными покрышками.

Информация об обнаружении захоронения с останками пропавших без вести всколыхнула всю республику. С раннего утра 9 ноября к Дому правительства стали стягиваться толпы людей. В ходе митинга ораторы утверждали, что люди пропадали в Карачаево-Черкессии и раньше. По словам выступавших, за последние четыре года в республике без вести пропали 500 человек, из которых 70 - только в течение 2004 года. Позже на митинге начали звучать призывы к отставке руководителей республики.

ПОГРОМ В ДОМЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА. Кадр телеканала "РТР".
Lenta.ru

Около полудня митингующие смогли прорвать милицейский кордон и проникнуть в здание республиканской администрации. На своем пути они крушили все, что попадалось на глаза. Митингующие также потребовали встречи с президентом Мустафой Батдыевым. Батдыев на требования митингующих не отозвался и позже под усиленной охраной вышел с черного хода.

Дом правительства в итоге оказался полностью захвачен митингующими. ОМОН попытался не допустить толпу на второй этаж, в том числе с помощью слезоточивого газа. В ответ на это митингующие разбили окна в здании, а затем выдавили милицию из Дома правительства.

В целом все выглядело так, будто митинг протеста перерос в попытку свержения законной власти. Хотя определенная нелогичность наблюдается: следствие по делу об убийстве идет полным ходом, результаты, как говорится, налицо, однако родственники все равно недовольны до такой степени что устраивают погром. Создается впечатление, что толпа лучше всяких СМИ и официальных сообщений знает правду не только о том, что стоит за убийствами, но и о своем президенте. Есть и еще один вариант - Батдыев кого-то сильно не устраивает, и митингами протеста этот кто-то руководит, оставаясь при этом за кулисами.

Определенная доля отвественности лежит, конечно, на Батдыеве. Можно вполне предположить, что Али Каитов рассчитывал на то, что в случае неприятностей высокопоставленный тесть сможет его прикрыть, почему и позволил себе пойти на преступление. И аналогично, трудно поверить, что Батдыев не знал, что его зять хочет поставить под свой контроль финансовые потоки одного из самых прибыльных предприятий республики.

Но одно дело - проводить махинации с финансовыми документами, и другое - совершить массовое убийство. Такое сходило с рук разве что при самых диких диктаторских режимах. Не исключено, что президент КЧР и попытался бы помочь зятю, однако родственники жертв оказались сильнее и скрыть от общественности ничего не удалось. В такой ситуации единственное, что смог сделать Батдыев - объявить о том, что он ничего не знал и что виновные будут сурово наказаны. Но, по-видимому, спохватился он поздно.

Виновата в происшедшем и федеральная власть. По логике вещей еще после самых первых митингов, на которых раздавались призывы к отставке местных властей, Москва должна была принять меры. Но на силовые методы не решились - да и вряд ли это было возможно, поскольку в этом случае ситуация могла привести к кровопролитию. Оружия на руках у местного населения более чем достаточно, и вооруженные ополченцы в осетинском Беслане тому пример.

Политика, при которой региональным баронам все сходит с рук, лишь бы "в доме было тихо", иногда приносит неплохие результаты, но по сути своей порочна. Кардинальных действий с грамотным освещением хода расследования и громов с федерального Олимпа федеральная власть не предпринимала - а подобный пиар мог бы хоть немного снизить накал страстей. В итоге Москва получила очередной проблемный регион, как будто на Северном Кавказе и без того мало неприятностей.

Сергей Карамаев