Когда 15 ноября кандидат в президенты непризнанной республики Абхазия Сергей Багапш заявил в интервью ИА "Росбалт", что отказывается от второго тура выборов потому, что уверен в намерении российских властей снять с дистанции обоих кандидатов и привести к власти в республике бывшего сотрудника российского МЧС Нодара Хашбу или бывшего главу МИД Абхазии Сергея Шамбу, этим его словам мало кто придал большое значение. Спустя всего два дня становится ясно, что эти два персонажа действительно превращаются в центральных героев абхазского триллера.
Начнем с того, что именно против Нодара Хашбы был направлен сегодняшний демарш сотрудников Абхазского МВД. 17 ноября руководители органов внутренних дел Абхазии подписали обращение, адресованное правительству непризнанной республики. В этом обращении они заявили, что отказываются подчиняться премьер-министру республики Нодару Хашбе.
Вскоре после публикации этого обращения министр внутренних дел Абхазии Леонид Габлия заявил, что ничего о подобном документе не слышал и что МВД продолжает подчиняться правительству. Однако оказалось, что министр стал чуть ли не единственным сотрудником МВД, которому документ на подпись не принесли. К середине дня вице-премьер Валерий Аршба официально подтвердил получение обращения, подписанного двумя тысячами человек - всеми работниками милиции, кроме Габлии и его заместителя.
Милиционеры пообещали как и прежде следить за порядком в республике, но отказались выполнять чьи-либо политически ангажированные приказы. Поводом для принятия такого решения стал захват Сухумского УВД, произошедший 14 ноября. В этот день сторонники Сергея Багапша доставили в УВД двух сотрудников Государственной службы охраны республики и потребовали, чтобы их допросили по делу об убийстве Тамары Шакрыл, случившемся 12 ноября во время митинга в Сухуми. У сторонников Багапша был в этом деле свой интерес - они пытались доказать, что в гибели 72-летней правозащитницы, пострадавшей от шальной пули, виноват не Багапш, а открывшая огонь служба охраны.
Однако сделать этого им не дали. Здание сухумского УВД неожиданно заблокировали люди в камуфляже и заставили милиционеров передать им свидетелей, не запротоколировав допрос. При этом они сообщили, что действуют по приказу премьер-министра Нодара Хашбы. Именно это вмешательство в работу МВД и заставило милиционеров отказаться от подчинения правительству и лично Хашбе.
Чтобы кто-нибудь не подумал, что Хашба всего лишь отдал неудачный приказ в неудачное время, люди, подписавшие обращение, решили сделать особый акцент на его роли в последних абхазских событиях. "Мы не намерены терпеть хаос и беспорядок в стране, виновниками которого, в первую очередь, являются премьер Хашба и другие члены правительства, которые дезинформируют СМИ и руководство России", - говорилось в документе. Это звучало удивительно именно потому, что до сих пор ответственность за хаос возлагалась на одного или, в крайнем случае, на обоих кандидатов в президенты. Милиционеры же, как оказалось, несколько иначе смотрят на ситуацию в Абхазии.
Кстати, Хашба занимает особе место не только в сознании абхазских сотрудников правоохранительных органов, но и на страницах российских СМИ. РИА "Новости", "Интерфакс", "Страна.Ру" и центральные телеканалы начали в последнее время упоминать его в своих сообщениях чуть ли не чаще, чем Багапша или Хаджимбу. Именно Нодар Хашба обращается к кандидатам в президенты с призывом "к спокойствию, мудрости и взвешенности во всем - помыслах, словах и действиях". Именно он позволяет им встретиться за столом переговоров и выступает посредником, способным спасти хрупкий мир в республике. Именно его сбалансированные заявления цитируют теперь журналисты. Короче говоря, начинает казаться, что мощная фигура Нодара Хашбы становится над мелким конфликтом двух думающих только о личной власти кандидатов в президенты Абхазии.
Чуть менее ярко, но не менее позитивно выглядит сейчас образ Сергея Шамбы. 17 ноября он выступил с идеей создания Абхазского национального конгресса. К этому конгрессу уже согласились присоединиться Коммунистическая, Социал-Демократическая, Народная и Республиканская партии, движение матерей "За мир и социальную справедливость", Ассоциация писателей Абхазии и другие общественные организации. Ясное дело, что целью Конгресса было названо "противостояние тем силам, которые покушаются на независимость и конституцию Абхазии". В данном случае под "теми силами" имеется в виду Сергей Багапш.
Тем более что его конкурент Рауль Хаджимба сегодня вновь заявил, что ни на что не покушается и готов забыть о когда-то охватившем его желании быть президентом. 17 ноября Хаджимба предложил Багапшу вместе снять свои кандидатуры с президентских выборов. Ясно, что сделал он это не по собственному желанию, что подтверждает высказанную Багапшем гипотезу: Кремль решил забыть об обоих кандидатах и передать управление республикой третьему человеку.
На то, что этим третьим человеком может стать Нодар Хашба, указывают не только недавние события, но и другая имеющаяся о нем информация. Когда-то этот человек работал мэром Сухуми, потом - много лет жил в Москве и вернулся на родину незадолго до президентских выборов. Приехав в Сухуми, он сообщил журналистам, что его вызвал президент России Путин и сказал, что ситуация в Абхазии сложная. "Это твой народ, и тебе надо ехать туда, чтобы стабилизировать ситуацию до инаугурации нового президента Абхазии", - заявил, по словам Хашбы, Путин. Само собой, патриот Абхазии не смог ослушаться российского президента.
Так что если сейчас окажется, что Кремль, которому не удалось сделать президентом Рауля Хаджимбу, решил прибегнуть к запасному варианту и отдать заветное кресло Хашбе, в этом не будет ничего удивительного. Правда, конституция Абхазии в ее нынешнем виде не позволяет человеку, жившему в последние пять лет за пределами республики, баллотироваться в президенты. Но можно предположить, что Хашбе это не помешает. Конституция, как известно, - понятие растяжимое.
Елена Любарская