Год назад в Тбилиси произошла мирная "революция роз", в результате которой президент Шеварднадзе оставил власть. На его место пришел молодой и амбициозный политик Михаил Саакашвили, пообещавший стране перемены и нормальную жизнь. Выступая на учредительном съезде новой партии в Тбилиси, президент подвел итоги своего правления. Что изменилось за прошедшие 365 дней в Грузии?
Приуроченный к годовщине революции, в Тбилиси состоялся объединительный съезд партии "Единое национальное движение" и партии "Бурджанадзе - демократы". Решение об объединении партий было принято еще несколько месяцев назад, но в жизнь воплотили его 22 ноября. Свое имя партия власти "Единое национальное движение" не изменила - а демократы со старым названием расстались.
Генеральным секретарем партии на съезде был избран Георгий Арвеладзе. Михаил Саакашвили стал председателем партии, а премьер-министр Грузии Зураб Жвания вошел в ее политсовет.
Дата была выбрана не случайно - именно 22 ноября 2003 года тогдашние оппозиционеры, а ныне лидеры страны, захватили парламент. Этому предшествовали многочисленные митинги, возникшие в результате скандалов, связанных с выборами. В какой-то момент эти митинги и переросли в мирную революцию.
.title ДОСЬЕ Vip.Lenta.Ru
Усмирение грузинских окраин
Аджарский кризис
Мирная грузинская революция
Выборы грузинского парламента, прошедшие в республике 2 ноября 2003 года, сопровождались скандалами. Несмотря на протесты наблюдателей, сообщавших о многочисленных нарушениях, ЦИК Грузии признал выборы состоявшимися. Данные exit polls показали, что на выборах победил блок Михаила Саакашвили "Национальное движение", находившийся в оппозиции к президенту Шеварднадзе. По мнению же грузинского Центризбиркома, победу на выборах одержал проправительственный блок "За новую Грузию".
После оглашения этой информации в Тбилиси начались митинги протеста. Лидеры оппозиции выступили с обращением к гражданам не признавать официальные итоги голосования. Митинги начались не только в Тбилиси, но и в других городах.
Через несколько дней после выборов президент Шеварднадзе согласился встретиться с лидерами оппозиции, но переговоры окончились ничем. 20 ноября Центризбирком Грузии официально объявил итоги выборов. Согласно информации ЦИК, оппозиция проиграла выборы, значительно отстав от проправительственных сил. Оппозиционеры посчитали итоги сфабрикованными и объявили о своем отказе от участия в парламентской деятельности.
22 ноября 2003 года в Тбилиси состоялся многочисленный митинг. И в ходе митинга лидеры оппозиции Михаил Саакашвили, Зураб Жвания и Нино Бурджанадзе с букетами роз в руках ворвались в зал заседаний парламента, где в это время выступал Шеварднадзе, и заставили его сойти с трибуны. Бывший спикер парламента Нино Бурджанадзе объявила себя и. о. президента. Шеварднадзе объявил в Грузии чрезвычайное положение.
23 ноября при посредничестве главы МИД России Игоря Иванова Эдуард Шеварднадзе провел переговоры с лидерами оппозиции. После этого он подал в отставку и выехал из страны.
4 января 2004 года на досрочных выборах президента с результатом в 96 процентов голосов победил Михаил Саакашвили.
Премьер-министр Грузии Зураб Жвания, выступая 22 ноября 2004 года на съезде новой партии, заявил, что объединение партий призвано подчеркнуть единство лидеров новой Грузии. Надежды противников, что через какое-то время после прихода к власти соратники перегрызутся между собой, не сбылись. Таким образом, Жвания положил конец слухам о наметившемся расколе на грузинском Олимпе - в последнее время активно муссировалось мнение, будто между президентом Саакашвили и министром внутренних дел Ираклием Окруашвили, с одной стороны, и Зурабом Жвания и Нино Бурджанадзе, с другой, пробежала черная кошка.
В принципе, основной тезис доклада Жвания был именно таким: несмотря на многочисленные прогнозы "аналитиков" и скрытое противодействие реформам, единая новая власть смогла стабилизировать обстановку в стране и укрепила ее позиции в мире. Помимо констатации того факта, что Грузии удалось выстоять в эпоху перемен, доклад еще и представлял собой отчет о проделанной работе.
По словам Жвания, правительству удалось выполнить много обещаний, данных грузинскому народу: населению роздана часть внутреннего долга в размере 250 миллионов лари (около 123 миллионов долларов), в 2,5 раза выросла доходная часть бюджета, с 1 января 2005 года минимальная зарплата составит 115 лари (около 60 долларов), а пенсии увеличатся вдвое (до 28 лари). Через 2-3 года, пообещал премьер, Грузия станет настоящим европейским государством - по уровню доходов и упорядоченности жизни.
Михаил Саакашвили в своем выступлении, помимо реляций, обрисовал перед аудиторией три первостепенные задачи новой партии. Первой задачей он назвал утверждение верховенства закона, поскольку только то правительство может считаться сильным, которое с уважением относится к законам.
Второй задачей было объявлено повышение гражданского самосознания. Президент особо подчеркнул, что стране необходимо переломить "воровской менталитет", укорененный в Грузии со времен Шеварднадзе. По его словам, второго такого шанса измененить общественное сознание в Грузии не будет.
Третьей задачей президент Саакашвили назвал "интеграцию людей всех национальностей в политическую жизнь Грузии". Продвижение людей, сказал президент, должно основываться на двух критериях - профессионализме и верности Грузии, а национальное происхождение на эти критерии не влияет.
Ну а одной из главных проблем, стоящих перед властью, Саакашвили, естественно, назвал объединение страны - вопрос, не дающий покоя грузинскому президенту с момента его клятвы на могиле царя Давида. Выступая в понедельник, он подчеркнул, что Грузия должна объединиться мирным путем, но при этом напомнил, что общество должно быть готово к тому, что объединение страны может потребовать значительных жертв.
Что произошло за год правления Саакашвили? С одной стороны, как отмечают наблюдатели, в стране произошли перемены к лучшему. Грузия постепенно становится на ноги. Президенту удалось покончить с внутренней смутой, вернуть полунезависимую Аджарию в лоно Грузии, отстранив от власти главу автономии Аслана Абашидзе.
Бюджетную проблему президент Саакашвили поправил способом не вполне демократическим, но эффективным: наиболее проворовавшиеся чиновники из правительства Шеварднадзе сели в тюрьму, после чего быстро вернули в казну незаконно присвоенные миллионы. В целом доходная часть бюджета увеличилась в два с половиной раза.
С помощью США в Грузии началось строительство национальной армии. Вообще, весь год прошел под знаком тесного сближения Грузии с США и НАТО, что неудивительно - Грузия рассматривает Америку как гаранта своего стабильного существования и надеется на возможную помощь США в решении своих проблем, прежде всего внешнеполитических.
В короткие сроки новые власти создали мобильную дорожную полицию, которая пока не запятнала себя взяточничеством. В то же время лишились работы тысячи полицейских, и, как полагают, та же участь ждет многих военнослужащих.
Но пока что проблем у новой грузинской власти гораздо больше, чем успехов. Жизнь в новой Грузии, мягко выражаясь, очень нелегкая. В стране высок уровень безработицы, а уровень жизни основной массы населения крайне низок. Правительство прилагает все усилия по созданию в Грузии привлекательной налоговой и инвестиционной среды, но результат этих мер скажется не скоро. В скором времени в Грузии должны принять новый Налоговый кодекс, а также закон о налоговой и финансовой амнистии. Но привлечет ли это в Грузию крупные капиталы, пока неясно.
Внешний долг Грузии сейчас составляет 1 миллиард 700 миллионов долларов, и, по мнению грузинских экономистов, критически оценивающих деятельность нового правительства, он не намного уменьшился в текущем году. Реального же роста экономики, по их словам, просто не существует.
В стране существует проблема с созданием рабочих мест. Штаты в бюджетных учреждениях сократили едва ли не наполовину, некоторые госучреждения вообще ликвидировали, и многие работоспособные граждане, которые остались не у дел, вынуждены сейчас уезжать из страны в поисках работы. Саакашвили сделал ставку на возвращение в страну известных соотечественников, типа олимпийских чемпионов, балерины Нины Ананиашвили, а также молодежи, получившей образование в США и Европе. Однако отток рабочих рук из Грузии по-прежнему превышает приток. Что касается обеспечения свободы слова, то, по информации международной организации "Репортеры без границ", за прошедший год по этому показателю Грузия оказалась отброшена вниз на 23 рейтинговых пункта.
Как считают критики правительства, нынешние грузинские власти отличаются снобизмом и самолюбованием - за проправительственным пиаром не стоят реальные результаты, ни демократические, ни экономические, ни социальные. По словам участника "революции роз", лидера политической партии "Традиционалисты" Акакия Асатиани, "страной нынче управляют люди, не имеющие представление о том, что такое государство". В Грузии действует только сильная исполнительная власть, но законодательная и судебная ветви власти крайне слабы.
Внешняя политика Грузии, как уже было сказано, характеризуется хорошими отношениями с США, но с Россией нормализовать отношения Саакашвили не удалось. Более того, эти отношения стали еще напряженнее. Грузинский президент Саакашвили на словах постоянно выступает за конструктивное сотрудничество. На деле российско-грузинские отношения к точке замерзания пока еще не подошли, но постоянно балансируют на грани ледяной вежливости.
Самая же главная проблема, стоящая перед Саакашвили как перед президентом Грузии, так и не решена. Почти сразу после того, как Саакашвили стал главой государства, он поклялся вернуть в лоно Грузии мятежные Абхазию и Южную Осетию. Но пока что территориальная целостность страны существует только на бумаге.
Представить, что Абхазия и Южная Осетия в ближайшее время могут мирно войти в состав Грузии, мягко скажем, сложно. И Саакашвили, несмотря на свои грозные заявления, иллюзий по этому поводу не строит. Пока что любая попытка обойтись малой кровью неизбежно приведет к крови большой. Руководители самопровозглашенных республик не раз заявляли, что вопрос о возвращении в Грузию ими не рассматривается в принципе. Опыт Аджарии, которая, как они считают, потеряла свою автономию, у них перед глазами, и повторять его они не желают.
Что касается обстановки в Южной Осетии, то, по мнению экс-министра госбезопасности Грузии Ираклия Батиашвили, там стало еще хуже. Не исключено, что причина кроется в непоследовательности президента Саакашвили: сегодня он категорически исключает возможность решения конфликтов с Абхазией и Южной Осетией вооруженным путем, а завтра делает воинственные заявления. Правда, отдельные комментаторы склонны называть подобное отсутствием внятной политики. Что ж, может быть им виднее...
Правда, Саакашвили тоже надо отдать должное - отступаться от задуманного он не намерен. В первые месяцы своего правления грузинский президент попытался решить южноосетинскую проблему кавалерийским наскоком, но не только не решил, но с новой силой раздул незатухающий конфликт.
После летнего обострения грузино-осетинского противостояния, которое вполне могло привести к серьезному конфликту, Саакашвили, видимо, взял небольшую паузу. Поняв, что заниматься одновременно абхазской и осетинской проблемой ему не по силам, президент решил сосредоточиться на Южной Осетии.
По мнению южноосетинских источников, план ближайших действий Грузии в отношении непризнанной республики уже принят и в настоящий момент готовится к реализации. Согласно этому плану, сначала грузинские силовые подразделения, дислоцированные в зоне грузино-осетинского конфликта, должны активизировать свою деятельность. Параллельно грузинские спецслужбы должны спровоцировать югоосетинскую сторону на силовые меры. Одновременно с этим начинается широкая пропагандистская кампания с целью измененить мнение жителей Южной Осетии о российских миротворцах в зоне конфликта.
Реализация этого плана поможет если не вывести миротворческие силы из зоны конфликта, то хотя бы заставить их не вмешиваться в происходящее. После чего Грузия, возможно, рискнет применить силу против Цхинвали.
Впрочем, это всего лишь мнение осетинских комментаторов. Грузинские власти не спешат порадовать общественность рассказами о своих планах в отношении мятежных окраин, тем более что за последние два месяца у них под боком назрел крупный абхазский кризис, связанный с провалом выборов президента этой непризнанной республики, прошедших 3 октября. Да и других забот у Тбилиси тоже хватает. До обещанного Жванией уровня жизни - "как в Европе" - стране еще далеко.
Пока что в Грузии все держится на одном человеке - президенте Саакашвили. В этом есть как положительные, так и отрицательные стороны. Молодой и популярный политик (за прошедший год его рейтинг если и упал, то ненамного) при желании и условии привлечения к работе хороших специалистов в разных областях способен достичь многого, и подобные прецеденты в истории имеются в избытке. Но задачей государственного мужа является не только обеспечение своих подданных различными благами, но и построение такой политической системы, которая после его ухода со сцены продолжала бы исправно функционировать - опять-таки на благо всего государства.
Один год на выстраивание такой системы Саакашвили уже потратил. Осталось еще четыре.
Сергей Карамаев