Далай-лама прилетел в столицу Калмыкии чартерным рейсом из Индии, где в последние годы он проживает в изгнании. В аэропорту Элисты его встречал президент объединения буддистов Калмыкии шажин-лама Тэло Тулку Ринпоче, священнослужители из Бурятии, Тувы и Монголии. Официальных лиц из числа республиканского руководства в аэропорту замечено не было - Россия соблюдает договоренность об исключительно духовном характере визита.
"Независимая газета" со ссылкой на источник в администрации президента Калмыкии сообщила, что такой характер визита особо оговаривался чиновниками МИД РФ. По-видимому, дело не обошлось без давления со стороны китайских товарищей. И поскольку Далай-лама приехал в Россию опекать своих духовных чад, то российским чиновникам встреча с ним фактически запрещена - разве что они обнаружат в себе неведомый ранее интерес к буддийскому учению и придут в храм за благословением Далай-ламы.
Российские буддисты неоднократно обращались к российскому руководству с просьбами разрешить Далай-ламе въезд в нашу страну. Однако им каждый раз в этом отказывали. Мотив отказов был простым - это может осложнить отношения России и Китая, поскольку Китай крайне болезненно реагирует на любые передвижения Далай-ламы по миру.
Тем не менее, в Россию Далай-лама приезжает не первый раз. Впервые он посетил нашу страну, тогда еще СССР, при Брежневе (всего состоялось три визита). Дважды он приезжал во времена правления Горбачева и два раза - при Ельцине. Но после визита президента Ельцина в Китай в 1996 году Москва закрыла для Далай-ламы российскую границу.
Во время своего визита в КНР в 2003 году Владимир Путин специально включил в состав российской делегации Кирсана Илюмжинова, чтобы дать ему возможность провести личные переговоры с китайским руководством о визите Далай-ламы в Элисту. В октябре 2004 года Илюмжинов обратился к министру иностранных дел России Сергею Лаврову с просьбой о содействии в поездке Далай-ламы в Россию. После некоторого размышления МИД РФ выдал главе буддистов въездную визу.
Китай, хотя и предупрежденный об этом визите, отреагировал привычными упреками. В МИД КНР заявили, что недопонимают позицию России, разрешившей Далай-ламе посетить Калмыкию.. По словам официального представителя МИД КНР Чжан Циюэ, Китай выступает против того, чтобы Далай-лама в каком бы то ни было качестве и под каким бы то ни было предлогом осуществлял свою деятельность в странах, которые поддерживают дипотношения с КНР.
Глава МИД России Сергей Лавров дипломатично ответил китайским коллегам, что визит тибетского лидера "ни в коей мере не означает какого-либо изменения позиции России по Тибету". И ажиотаж вокруг этого визита России тоже, мол, не очень понятен, подчеркнул министр.
Причина такого отношения Китая к Далай-ламе кроется в том, что духовный лидер всех буддистов является также главой правительства Тибета в изгнании. Это правительство было создано в 1959 году после того, как власти КНР подавили массовое антикоммунистическое восстание в Тибете и Далай-лама был вынужден бежать за границу. С тех пор официальные китайские власти всячески препятствуют перемещению Далай-ламы по миру, именуя его сеператистом.
Сам лидер буддистов неоднократно заявлял, что считает Тибет не независимым государством, а скорее автономией, и всегда готов сесть за стол переговоров с китайским правительством. Но по поводу Тибета китайские власти занимают исключительно жесткую позицию, называя эту горную страну неотъемлемой частью Китая. И призывы Далай-ламы к мирному решению проблемы вежливо игнорируют, не упуская, однако, возможности каждый раз заявить протест против любых публичных действий Далай-ламы.
Хотя Китай и высказывает постоянное раздражение по поводу зарубежных поездок Далай-ламы, но реально поделать с ними ничего не может. Далай-лама является одной из известнейших фигур мировой политики. Он лидер одной из ведущих религий мира, а также духовный и светский лидер тибетского народа. И именно Китай "повинен" в том, что Далай-лама приобрел такую популярность во всем мире.
В течение многих веков далай-ламы Тибета являлись главными религиозными лидерами Центральной Азии и всего Гималайского региона. Но для Запада этот титул долгое время почти ничего не значил. Лишь во второй половине ХХ века положение изменилось - о Тибете постепенно начали говорить и писать, а позже родилось и мирное Движение за освобождение Тибета.
Духовный титул Далай-ламы (полностью "вачирдара далай-лама") буквально означает "держащий ваджру океан-учитель", то есть "учитель, чьи знания бесконечны, как океан". Другие титулы Далай-ламы: защитник и покровитель верующих, земное воплощение Авалокитешвары, буддийская персонификации милосердия.
Сам титул по происхождению монгольский. В 1578 году монгольский правитель Алтан-хан присвоил его Соднам Джамцхо, 3-му наместнику школы гелугпа (буддийская школа в Тибете, созданная в начале XV века монахом Цзонхавой). Впоследствии титул распространился и на двух предшествовавших Джамцхо наместников. Именно монгольский вариант названия титула Далай-ламы стал известен во всем мире.
Со временем далай-ламы, чья резиденция находилась в столице Тибета Лхасе, сосредоточили в своих руках высшую духовную и политическую власть и стали общепризнанным авторитетом для приверженцев ламаизма, сфера влияния которого, кроме Тибета, охватывала Монголию, Бурятию, Калмыкию, Туву и Бутан.
В Тибете Далай-ламу называют также Дже римпоче (Драгоценный владыка) и Тхамчад кхьенпа (Всеведущий). В истории Тибета известны 14 носителей титула далай-ламы. Все они, согласно принятому в ламаистском мире учению о реинкарнации, являются воплощением одного и того же Далай-ламы, последовательно существовавшего в каждом из них. После смерти очередного Далай-ламы начинаются поиски его новой реинкарнации. Новую реинкарнацию отыскивают по характерным признакам среди мальчиков, родившихся спустя не менее чем 49 дней, но не более чем через 2 года после смерти предыдущего Далай-ламы.
Далай-лама XIV Тэнзин Гьяцо родился 6 июля 1935 года в крестьянской семье на северо-востоке Тибета в деревне Тацкэр. Его родители были простыми крестьянами. При рождении ему было дано имя Лхамо Дхондруп.
В 1909 году Далай-лама XIII во время своего очередного паломничества посетил деревню Такцэр. Отметив красоту этого места, он сказал, что хотел бы вернуться туда вновь. В 1937 году в деревню Такцэр пришла специальная группа лам, искавшая новое перерождение Далай-ламы. После соответствующих испытаний четырехлетний Лхамо Дхондруп был признан Перерожденцем Далай-ламы XIII.
Свое образование он начал в возрасте шести лет и закончил его в 25, выдержав экзамен на получение степени доктора богословия. В возрасте 24 лет он прошел предварительные экзамены в главных монастырских университетах Тибета.
До 1950 года Тибет был де-факто независимым государством. Но 1949 году тибетско-китайские отношения резко обострились. Китайское правительство начало настаивать на том, что Тибет является частью Китая. В 1950 году китайские войска вошли в Восточный Тибет, факитчески оккупировав страну.
Начиная с этого момента, Далай-лама неоднократно пытался провести мирные перговоры по тибетскому вопросу. Он несколько раз встречался с Мао Цзедуном, Чжоу Эньлаем и Ден Сяопином. Но все его усилия по мирному разрешению китайско-тибетского конфликта потерпели неудачу. Не в последнюю очередь из-за того, что китайские войска в Восточном Тибете слишком жестоко обходились с мирным населением, в результате чего там возникло движение сопротивления, распространившееся и на остальные части Тибета.
10 марта 1959 года в столице страны, Лхасе, началась массовая демонстрация с требованиями предоставить Тибету независимость. Демонстрация была жестоко подавлена. В результате геноцида, развязанного китайским властями на территории Тибета, более миллиона тибетцев погибли, было разрушено более шести тысяч монастырей, а сам традиционный тибетский общественный уклад уничтожен. Политика Пекина привела к эмиграции тибетцев из страны. Далай-лама был вынужден бежать в Индию. Около 87000 тибетцев последовали за своим лидером. К настоящему моменту в Индии, Непале и Бутане насчитывается более 130000 тибетских беженцев.
Начиная с 1960 года Даоай-лама проживает в городе Дхарамсала, расположенном в Северной Индии. Этот город, ставший резиденцией Тибетского правительства в изгнании, еще называют "Малой Лхасой".
Проблема тибетских беженцев не осталась без внимания ООН - благодаря усилиям Далай-ламы. В 1959, 1961 и 1965 годах Генеральная Ассамблея ООН приняла три резолюции, призывающие Китай к соблюдению прав тибетского народа, включая право на самоопределение.
Свою задачу Далай-лама видит в сохранении тибетских беженцев и их культуры. Он организовал боле 50 поселений для проживания беженцев из Тибета, сумел создать экономическую базу для их жизни, образовательную систему для того, чтобы дети беженцев могли в полном объеме изучать язык, историю, культуру и религию своей страны. Он также открыл несколько институтов культуры для сохранения тибетского искусства, науки и традиций.
В 1987 году Далай-лама он выдвинул "План мира из пяти пунктов", предложив в будущем создать на Тибете зону мира. Документ предлагал прекращение массовой миграции китайцев в Тибет, восстановление в этой стране основных прав человека и демократических свобод, прекращение использования Китаем территории Тибета в качестве места захоронения ядерных отходов, начало мирных переговоров по тибетской проблеме и установление добрососедских отношений между народами Тибета и Китая.
В отличие от своих предшественников, нынешний Далай-лама много путешествовал по миру, посетив все континенты. Он побывал более чем в 40 странах, встречаясь с политическими деятелями, духовенством, деятелями культуры. С момента его первого приезда на Запад в 1970 году его репутация как ученого и борца за мир значительно возросла. Многие зарубежные университеты присудили ему премии мира и ученые степени.
Решение Норвежского Нобелевского комитета о присуждении в 1989 году Премии мира Далай-ламе XIV вызвало одобрение мирового сообщества - за исключением Китая. По этому случаю Комитет подчеркнул, что "Далай-лама в своей борьбе за освобождение Тибета постоянно воздерживается от призывов к применению силы. Вместо этого он призывает к мирному решению, основанному на взаимной терпимости и уважении, с целью сохранения культурного наследия его народа".
То, что МИД России разрешил Далай-ламе посетить Россию - шаг, свидетельствующий о серьезных моментах в российско-китайских отношениях. Россия, учитывая мнение Китая, не может просто так взять и пригласить "в гости" главу буддистов. Всем было очевидно, что Пекин немедленно расценит это как поддержку тибетского сепаратизма. А учитывая недавний визит президента России Путина в Китай, в ходе которого китайская сторона поддержала Россию по чеченскому вопросу, это крайне нежелательно.
Но для буддистов Калмыкии, Бурятии и Тывы Далай-лама - прежде всего религиозный лидер, и отказ от предоставления ему визы - это оскорбление религиозных чувств российских буддистов, поскольку буддизм в России - одна из традиционных конфессий. Буддисты Калмыкии и Бурятии неоднократно устраивали митинги, добиваясь приезда Далай-ламы в Россию, и даже написали открытое письмо Владимиру Путину.
В итоге Далай-лама в Россию приехал, несмотря на раздражение Пекина. Впрочем, на решение российского МИДа, возможно, повлияло следующее обстоятельство. Недавно Россия пошла на территориальные уступки Китаю, передав Поднебесной часть своих островов в пойме Амура. И вполне вероятно, что после такого шага Москва сочла возможным поступать в отношении "тибетского сепаратиста" по своему усмотрению, а точнее - по принципу "услуга за услугу".
Тем более, что позиция Далай-ламы по поводу автономии Тибета меняется. В недавнем интервью журналу Time Далай-лама сказал, что "Тибет как часть Китая сможет получить больше преимуществ, чем если бы он стал независимым".
Сергей Карамаев