В пятницу Государственная дума РФ приняла несколько законов, направленных на дальнейшее укрепление вертикали власти. Один закон касается нового порядка утверждения губернаторов, другой - политических партий. Стратегическая цель - выстраивание упомянутой вертикали - принимает все более явные очертания, но в результате политическая жизнь страны постепенно соскальзывает к точке замерзания.
Итак, судьба губернаторских выборов определена. Законопроект принят в третьем чтении, и можно не сомневаться, что он благополучно пройдет обсуждение в Совете Федерации и вскоре попадет на подпись к президенту. Отныне местные законодательные собрания будут утверждать только те кандидатуры, которые представит им президент страны. Данный законопроект одобрили 358 депутатов, против проголосовали 62, двое воздержались.
Можно сказать, у главы нашего государства прибавилось забот. Помимо своих многочисленных обязанностей, президент должен будет следить и за новым "губернаторским графиком". Как только очередному губернатору останется пребывать в своей должности 35 дней, президент должен будет предложить кандидатуру нового главы региона местным парламентариям. Далее депутаты должны будут в двухнедельный срок обсудить потенциального губернатора и вынести свой вердикт. Если более половины из них одобрят кремлевского назначенца, то у региона появится новый начальник.
Законопроект предусматривает и то, что депутатам кандидатура президента может не понравиться - такое, конечно, представить сложно, но вдруг. Тогда у президента будет неделя, чтобы во второй раз внести свою кандидатуру. Если она опять не устроит депутатов, то президент приступит к консультациям с местными парламентариями. Еще месяц он будет уговаривать их принять его кандидатуру, но если и после этого депутаты будут стоять, что называется, насмерть, то президенту ничего не останется, как распустить непокорное законодательное собрание.
Этот механизм, кстати, немного напоминает процедуру утверждения Государственной Думой РФ ключевых министров. При президенте Ельцине все так и происходило: президент вносит кандидатуру премьер-министра - Дума ее отвергает. И начинается торг. Теперь, по идее, это будет переходить на уровне местных парламентов. Правда, 1990-е годы прошли, и сейчас сложно представить себе упрямых депутатов, отвергающих кандидатуру, одобренную самим президентом.
Надо отдать Госдуме должное - вопрос о назначении губернаторов она решила с редкой оперативностью. Предложения по реформированию российской политической системы Владимир Путин высказал в середине сентября, а к началу декабря они прошли уже третье чтение в нижней палате. Теперь у народа больше не будет болеть голова, как раньше, когда граждане размышляли - кого бы им избрать на пост хозяина региона. За народ теперь этот вопрос будет решать президент. Посочувствуем ему.
И второй подарок, который Дума в пятницу преподнесла населению, чтобы еще больше облегчить ему политическую жизнь, - приняла во втором и третьем, окончательном, чтении поправки в закон "О политических партиях". Теперь минимальная численность партий в России должна быть не 10 тысяч человек, как раньше, а 50 тысяч. Региональные отделения, соответственно, увеличиваются со 100 до 500 человек. И отделения должны наличествовать не менее чем в половине российских регионов - иначе это не партия.
На то, чтобы довести свою численность до узаконенных пределов, партиям отводится год - к 1 января 2006 года все официальные партии обязаны будут доказать, что они превратились в серьезных политических тяжеловесов.
Тех же, кто за это время не успеет набрать дополнительных сторонников, например, путем слияния с такими же неудачниками-легковесами, ласково попросят пожаловать в категорию общественных объединений. Ну, или уподобиться крылатой ракете, сбившейся с верного курса, и самоликвидироваться - это уж кто как пожелает.
Как и в случае с губернаторами, этот закон вызвал неоднозначную реакцию в обществе. В стремлении укрупнить политические партии часть общества усмотрела намерение Кремля вытеснить с политической арены те структуры, которые не устраивают действующую власть.
Но у депутатов своя логика. По их мнению, новая норма заставит политические партии расширить свое представительство и проводить более активную работу в регионах. Теперь им придется всерьез побороться за симпатии граждан, чтобы увеличить количество своих членов, - по принципу "как потопаешь, так и полопаешь".
А мелкие партии, имеющие схожие политические интересы, платформы и программы, будут стремиться к слиянию в одну, но мощную. По мнению депутатов, сегодня большинство из существующих партий опираются не на поддержку масс, а на узкие социальные слои и группы и представляют собой нечто вроде клубов по интересам.
Определенная логика в этих рассуждениях, конечно, есть. Но как обычно, у этой медали имеется и оборотная сторона. Во-первых, для новорожденных партий этот закон станет почти непреодолимым барьером. Малые партии в большинстве своем ликвидируются либо же сольются с другими партиями, при этом, естественно, потеряв свое лицо. Ясно, что первых мест при слиянии малой партии никто предлагать не будет, следовательно их лидерам уготовлена, в лучшем случае, роль свадебных генералов.
И второе - этот закон сводит к минимуму политическую жизнь страны. То, что в Госдуму редко попадают представители более чем десятка партий - это не так уж и страшно. Парламент, как известно, не резиновый и всех вместить не может - на то и выборы, чтобы определить, кто самый достойный. А вот на местном уровне малое количество партий скажется отрицательно. Затасканное в годы перестройки слово "плюрализм" - не пустой звук. Чем больше в регионах политических сил, тем больше мнений и тем шире возможности для выбора. Не все идеи, разделяемые подавляющим большинством, хороши. Точнее, они не могут быть хороши всю жизнь, которая требует перемен. Но подавляющее большинство всегда консервативно. Новый закон обрекает политическую систему России на застой.
Можно возразить, что остаются ведь еще и политические объединения, но между партией и объединением есть существенная разница. Партия - это политическая сила, способная, например, добиваться места в парламенте, чтобы напрямую влиять на жизнь всей страны. А объединение - нечто эфемерное, сегодня оно есть, завтра его нет. Да и потом, по новому закону партии будут значительно многочисленнее объединений, то есть, в нынешних условиях, - сильнее.
Но в принципе, это уже не важно. Процесс сворачивания упомянутого плюрализма в политической жизни России уже набрал такую инерцию, что, видимо, его уже ничем не остановить. Да и партии давно потеряли свою привлекательность для тех граждан, которые привыкли думать не только о себе, но и о стране и ее будущем. Ведь сегодня все значимые решения принимаются совсем в другом месте.
Сергей Карамаев